Кроме того, новеллы призваны укрепить платежную дисциплину и повысить безопасность газоснабжения, поскольку ими уточняется порядок проведения проверок газифицированного жилья, предусматривается информирование поставщиком абонента о приближении срока проведения поверки счетчика, о наличии у него задолженности, о проведении проверки показаний прибора учета, сохранности пломб. Поправки вступят в силу в марте 2023 года и будут действовать шесть лет. Как считают эксперты, планируемые изменения правил газоснабжения направлены на то, чтобы ускорить оснащение приборами частных квартир и домовладений. Сейчас многие потребители не спешат это сделать, так как установка одного газового счетчика обходится от 6 до 30 тыс. рублей. Теперь же увиливать от этого станет нецелесообразно: поправками вводятся санкции, и оплачивать газ по счетчику потребителям окажется выгоднее. Фактически предусмотрено, что абоненты, у которых потребление газа составляет менее двух кубометров в час (а это прежде всего квартиры с газовыми плитами), будут простимулированы ставить счетчики. А те абоненты, которые потребляют свыше двух кубов (в основном частные домовладения), поправками экономически принуждаются к установке газовым счетчиков. Либо, чтобы избежать этого, они должны обосновать техническую невозможность оснащения внутридомовой сети такими приборами. В противном случае платежи будут в дальнейшем выставляться с повышающим коэффициентом 1,5. Помимо этого, новеллами предусмотрена возможность поставки газа абонентам, находящимся в стадии согласования и подписания договора поставки газа, что упростит реализацию программы газификации и ускорит ее ход в регионах.
Как считают эксперты, внедрение новых правил потребует усиления мер соцзащиты и увеличения расходов на них, так как ряду малообеспеченных потребителей установка приборов окажется не по карману. При этом поправки содержат и ряд спорных моментов: ими фактически устанавливается единоличное право поставщиков газа делать выводы о неисправности приборов учета и возлагать на абонентов ответственность за это, что неизбежно приведет к росту числа споров и судебных разбирательств.
По мнению эксперта тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, такая линия носит достаточно жесткий характер, но отчасти это оправдано, так как использование газа в быту связано с повышенной опасностью. Есть определенный перекос и в том, что эта регуляторная политика прописывается на уровне подзаконных актов, а не в Жилищном кодексе. Но главные риски для потребителей связаны с тем, что подтверждать факт вмешательства в газопроводную сеть и недопуска при проверках оборудования смогут не только органы власти в лице жилинспекций, но и представители УК. Впрочем, в Минстрое уверены, что поправки не только сыграют позитивную роль в развитии газоснабжения, но и помогут повысить безопасность использования газового оборудования. «Учитывая высокую социальную значимость вопроса, нами проводится работа по принятию дополнительных мер по обеспечению безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», — отметили в пресс-службе министерства. Такая работа ведется в тесной кооперации с законодательными и исполнительными органами власти. В Минстрое России уже подготовлен проект поправок, которым предусматривается внесение изменений в Жилищный кодекс РФ и в федеральный закон от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении», и проводились процедуры согласования проекта поправок с федеральными органами исполнительной власти РФ, готовятся и другие акты, направленные на повышение надежности использования газа в быту.
Кстати:
По данным Росстата, причиной 70% несчастных случаев, связанных с использованием газа в быту, является аварийное состояние внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
Номер публикации: №34 09.09.2022