Время возможностей: лучшие отечественные стройкомпании обладают огромным потенциалом для развития

Время возможностей: лучшие отечественные стройкомпании обладают огромным потенциалом для развития

Время возможностей: лучшие отечественные стройкомпании обладают огромным потенциалом для развития Сергей Зеленцов
Международная выставка строительной техники и технологий CTT Expo 2022 стала реальным отражением распределения сил на российском стройрынке. Большой интерес к работе на нем характеризует тот интересный факт, что уличная экспозиция мероприятия стала самой масштабной с 2015 года. А деловая программа выставки предоставила участникам рынка прекрасную возможность обсудить наиболее острые и насущные вопросы и вызовы, стоящие сейчас перед отраслью. Свое мероприятие провела в рамках выставки и «Стройгазета».

Участниками круглого стола «СГ» по теме «Лидирующий сегмент. Инновационные разработки — важнейшее условие импортозамещения» стали представители ключевых сегментов стройиндустрии, а рассмотренные в ходе мероприятия проблемы коррелировали с поиском ответов на текущую ситуацию.

«Введенные санкции стали дополнительным стимулом для выработки и принятия правительством страны мер по поддержке отрасли, — подчеркнул, открывая дискуссию, модератор Владимир Чередник. — Их главная цель — приоритетность отечественной продукции и создание полноценной конкурентной среды по ее продвижению на рынок. Господдержка направлена на то, чтобы наше оборудование и техника были как минимум не менее успешными, чем импортные. Но этого окажется недостаточно, если не будет опоры на реальный сектор экономики и тесной взаимосвязи между отраслевой наукой, бизнесом и потребителями продукции. А значит, нужно в кратчайшие сроки обеспечить игроков рынка новыми знаниями и технологиями, запустить с опорой на собственную научную и технологическую базу наиболее востребованные продукты, в которых из-за санкционных ограничений может возникнуть недостаток и которые в наибольшей степени нужны для достижения приоритетных целей национального развития».

При этом многое зависит от самочувствия бизнеса на местах, поэтому не случайно к полемике подключились предприниматели из совершенно разных субъектов РФ — Белгородской и Челябинской областей, Москвы и Санкт-Петербурга. Это позволило «СГ» собрать обширную палитру мнений о происходящих в отрасли процессах и в общем, и с учетом региональной специфики.

«Зеленые» первопроходцы

Первый доклад круглого стола «Стройгазеты» на CTT Expo 2022 был посвящен состоянию и перспективам развития рынка демонтажа и рециклинга, крайне редко, к сожалению, удостаивающегося внимания высоких должностных лиц, принимающих важные для стройотрасли решения. Возможно, виной тому несколько периферийное положение сегмента по отношению к строительству в целом. Однако же это не повод для недооценки его значимости, так как успешное развитие демонтажа и рециклинга не только способствует ускорению выхода компаний на будущие стройплощадки, но и закладывает основы реализации проектов в соответствии с современными экологическими требованиями.

В этой сфере есть свои признанные лидеры, и ведущий из них — группа компаний (ГК) «КрашМаш», являющаяся крупнейшим российским игроком рынка демонтажа и рециклинга. За 16 лет успешной деятельности холдинг стал деятельным участником масштабных программ модернизации производственных мощностей, подготовил десятки площадок для воплощения амбициозных девелоперских проектов, принял участие в реализации приоритетных программ, курируемых органами власти федерального и регионального уровней. Ключевые направления работы ГК «КрашМаш» охватывают все сегменты демонтажа и рециклинга: от реновации и редевелопмента городских, промышленных территорий, разработки проектов организации работ по демонтажу зданий и сооружений, самого сноса и подготовки площадок под новое строительство до утилизации стройотходов и рекультивации участков, включая подготовку (согласование природоохранной документации). К примеру, только в Москве под объекты жилой и коммерческой недвижимости «КрашМаш» готовил такие знаковые и сложные площадки, как территории завода «Серп и молот», Ховринской больницы и др.

Применяемые при этом компанией решения являются авангардными для этой сферы в России, на чем в своем докладе акцентировала внимание собравшихся директор департамента по экологии ГК «КрашМаш» Анна Шмелева. По ее словам, демонтажные работы — это не только подготовка стройплощадки, но и неотъемлемая часть процесса строительства, которая также должна проходить аттестацию по «зеленым» стандартам. В России с международными стандартами при демонтаже пока работает только ГК «КрашМаш». Так, недавно компания завершила в столице масштабный проект подготовки территории отеля «Корстон» на улице Косыгина под строительство офиса «Яндекса». Работы были аттестованы по зарубежному стандарту BREEAM, но их результатом стало и создание отечественного «зеленого» стандарта для рециклинга — «Умный снос».

«С соблюдением международных стандартов мы реализовали уже несколько проектов, — рассказала Анна Шмелева. — Но надо заметить, что требования «Умного сноса», по сути, совпадают с требованиями и BREEAM, и LEED. Сегодня благодаря столичной программе реновации в России появился собственный «зеленый» стандарт. И если раньше с BREEAM и LEED в нашей стране работали только зарубежные компании, то сегодня «зелеными» стандартами интересуются и российские участники рынка. Таким образом, Департамент строительства и правительство Москвы «подтолкнули» нашу отрасль, чтобы она сделала огромный шаг вперед». Как результат, сегодня любой цивилизованный демонтаж, соответствующий стандарту «умного сноса», оценивается по ряду обязательных «зеленых» критериев:

— поэлементная разборка здания по группам стройотходов (стекло, керамика, рубероид, линолеум, утеплитель и пр.) с дальнейшей сортировкой, раздельным сбором и вывозом для переработки на уровне 75% и более;

— снижение за счет шумозащитного экрана уровня шума при производстве;

— работа системы пылеподавления;

— умеренное водопотребление и строгий контроль расхода воды на объекте.

Если более детально, то при «умном сносе» все работы выполняются специализированной техникой. При этом используется мобильное приложение «Мобильный КПТС» — внедренная городским Департаментом строительства информсистема, предназначенная для контроля за оборотом стройотходов, предотвращения появления незаконных свалок и создания замкнутого цикла переработки. Все стройотходы направляются на переработку во вторичный щебень, использующийся повторно для строительных нужд. Вовлечение его в оборот, в свою очередь, удешевляет строительство, позволяет уменьшить объемы мусора на лицензированных полигонах, сберечь значительное количество сырья, при производстве которого наносится вред окружающей среде. Сегодня ведущие девелоперы активно переходят на «зеленые» стандарты и, соответственно, при подготовке территорий под жилье выбирают подрядчиков, которые также могут по ним работать. Но если до введения санкций российские компании подтверждали покупателям высокий уровень качества своих объектов для покупателей с помощью международной сертификации, то сегодня такие инструменты недоступны. «Это требует от бизнеса перехода на отечественную систему сертификации. И «умный снос» является одним из элементов эффективности проектов, а его критерии оценки даже несколько выше международных, но при этом обходится он дешевле. Работа по стандарту даст девелоперам большую узнаваемость бренда на рынке, рост интереса к объектам недвижимости, а также снижение финансовых затрат за счет грамотного использования ресурсов. В свою очередь, государство получит сокращение негативного воздействия на окружающую среду, повышение качества жизни населения и внедрение в отрасль современных решений и технологий», — заключила Анна Шмелева.

Анна Шмелева, директор департамента по экологии ГК «КрашМаш»:

Анна шмелева крашмаш.jpg

«Мы работаем по всей стране и везде на своих объектах используем технологию «Умного сноса». Сегодня необходимо внедрять закрепленную на государственном уровне российскую систему экологической сертификации, и мы готовы активно участвовать в этом процессе»

Системное сотрудничество

Взаимодействие ГК «КрашМаш» с властями Москвы — это лишь один из примеров успешного сотрудничества мэрии и бизнеса. Как рассказала руководитель отдела инновационного развития столичного Департамента градостроительной политики Светлана Марченкова, на сегодняшний день в Москве сформирован комплексный механизм стимулирования внедрения инновационной продукции на стройплощадках, включающий в себя ряд основных элементов и мероприятий. Во-первых, департамент обеспечивает научно-методическое сопровождение развития градостроительного комплекса и, в частности, применения инновационных разработок, материалов и решений при проектировании различных объектов. Так, например, в целях развития методической базы дорожного строительства по заказу департамента был разработан набор типовых дорожных конструкций для Москвы. На сегодняшний день данный документ утвержден заместителем мэра столицы Андреем Бочкаревым, и в результате его применения обеспечено повышение эффективности проектирования и строительства в мегаполисе дорожного покрытия, улучшились его эксплуатационные характеристики, оно стало более долговечным и качественным.

Кроме того, по заказу департамента осуществляется разработка методической базы, техдокументации и требований к строительству подземных сооружений (введено в действие более 10 документов), жилищному строительству (включая программу реновации жилфонда), возведению объектов социальной инфраструктуры. Все это делается, естественно, с учетом применения инновационных материалов и импортозамещения используемой продукции.

Наиболее важное место в этом механизме занимает открытый информационно-аналитический ресурс «Московский территориальный строительный каталог» (МТСК, mtsk.mos.ru.). Он является частью информационно-аналитической системы города по управлению градостроительной деятельностью и содержит информацию о новых материалах, изделиях и конструкциях для применения на столичных стройках (включая горзаказ). В каталоге также имеется реестр инноваций, прорывных технологий и технических решений, куда продукция попадает по результатам рассмотрения на комиссии по инновационным технологиям. «В настоящее время 5% инновационной продукции заказчик должен применять именно из нашего перечня», — уточнила Светлана Марченкова. Если же продукция «не дотягивает» до инновационных характеристик, то информация о ней все равно попадает в общегородской список, в котором уже сейчас представлено более 350 наименований.

Далее, важная часть работы ведется Мосгорэкспертизой, разрабатывающей расценки и нормативы на использование всей новой продукции. Также поиск современной продукции осуществляется с учетом московского инновационного кластера, федеральных технологических платформ и сервисов («Биржа импортозамещения» и т. д.).

И если городские власти понимают, что инновационная продукция важна и нужна, то она сперва проходит апробацию на объектах экспериментального строительства — и по ее итогам затем принимается решение о массовом применении на объектах горзаказа.

Как считает Светлана Марченкова, для более оперативного внедрения инноваций необходимо устранить ряд барьеров: сократить сроки разработки нормативно-правовой базы по ее использованию, улучшить использование альтернативной нормативной базы для оценки ее соответствия, усовершенствовать федеральную нормативную базу в сфере госзакупок. Она констатировала, что пока отсутствует возможность отбора подрядчиков с учетом применения ими инноваций, нет оценки определения сметной стоимости строительства в целом и его экономической эффективности с учетом жизненного цикла объектов и, наконец, размыта ответственность госзаказчика за выбор материала.

Нет пока в стране и системы нормативного регулирования, контроля и стимулирования приоритетного применения инновационной продукции для целей госзаказа, а также имеет место инертность проектировщиков. Тем не менее, есть ряд подходов и методов, которые помогут преодолеть эти барьеры и выйти на более высокие темпы внедрения инновационной продукции. Для этого необходимо разработать и ввести в действие современное общероссийское положение по экспериментальному проектированию и строительству, заняться развитием данного института с выходом на массовое применение такой продукции. Стоит, по мнению Светланы Марченковой, внести изменения и в ФЗ44, касающиеся подбора подрядчиков и т. д., а также приступить к проведению конкурсных процедур с учетом не только цены, но и жизненного цикла объектов.

Светлана Марченкова, руководитель отдела инновационного развития Департамента градостроительной политики Москвы:

марченкова.jpg

«На ресурс МТСК может зайти любой производитель, чтобы внести информацию о своей продукции. На сегодня в каталоге доступен сервис по поиску и анализу продукции с учетом информации о ее происхождении, но после скорой модернизации система будет подсказывать и отечественные аналоги в случае прекращения поставок из-за рубежа»

Многократная эффективность

А пока этого не сделано, в наилучшем положении сегодня оказались компании, самостоятельно выстраивавшие производство продукции с опорой на собственные разработки и интеллектуальный потенциал. Яркий пример — инженерная компания «ИНТЕРБЛОК», выпускающая целую линейку промышленных парогенераторов и инновационных изделий на их основе, предназначенных для производства теплоносителя в виде парогазовоздушной смеси и в связи с отсутствием вредных выбросов в атмосферу не требующих наличия дымовых труб. Установленная тепловая мощность парогенераторов составляет от 98 до 1 450 кВт, а КПД доходит до фантастических 97-99%. Как рассказал глава компании Олег Богомолов, благодаря таким отличным характеристикам продукция «ИНТЕРБЛОК» постановлением правительства РФ от 17 июня 2015 года №600 включена в класс технологий высокой энергетической эффективности. В общей сложности инженерами компании создано более 10 базирующихся на защищенных патентами разработках изделий, которые работают на различных видах топлива (любой газ, жидкое топливо и т. д.) и не требуют внешнего энергоснабжения.

Сегодня продукция «ИНТЕРБЛОКА» используется во многих отраслях промышленности, а в числе наиболее востребованных ее типов особо следует выделить такие изделия, как:

— энергонезависимые промышленные парогенераторы, предназначенные для эксплуатации на судах аварийно-спасательной службы или на не оборудованных в инженерном отношении территориях, для работы которых необходимы дизельное топливо и вода (пресная или морская);

— отопительные блочно-модульные котельные для отопления и горячего водоснабжения жилых и административных зданий и сооружений с КПД 97%;

— автоматизированные комплексы ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и очистки воды от загрязнений, способные собрать и обработать до 10 кубометров загрязненного льда или воды в час;

— автомобильные парогенераторы на базе кузова-фургона для обеспечения работоспособности технологического оборудования на нефтепромыслах в холодное время года, оперативного теплоснабжения объектов в чрезвычайных ситуациях;

— модульные подогреватели нефтесодержащих жидкостей;

— модульные комплексы подогрева или сушки зерна.

За 25 лет работы «ИНТЕРБЛОКОМ» было построено более 250 энергетических объектов в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Польше, Республике Корее и Украине, а ее продукция и решения конкурировали на рынке только с американскими и канадскими фирмами, так как более нигде в мире сходных по характеристикам аналогов не производится.

Как считает Олег Богомолов, инновации нужны не только для импортозамещения, но и для развития экономики, так как ими обеспечиваются наиболее эффективные решения. Так, при производстве одного куба бетона парогенераторы компании расходуют не более 1 литра дизтоплива. «Мы реконструировали более 60 заводов ЖБИ в стране и за рубежом — и применение наших технологий дало на всех этих производствах трехкратное снижение затрат на энергию», — рассказал руководитель «ИНТЕРБЛОКА» и привел другой пример, когда после замены компанией в Подмосковье старой котельной на бездымную установку стоимость одной гигакалории тепла также снизилась втрое.

Олег Богомолов, глава инженерной компании «ИНТЕРБЛОК»:

богомолов.jpg

«Если в электроэнергетике в целом сэкономить сложно, то применяя грамотные теплоэнергетические решения, можно в разы сократить затраты при выпуске продукции. Эти выводы подтверждены 25-летним опытом работы нашей компании, специалисты которой всегда сделают бесплатный теплоэнергетический расчет проектов любой сложности и подскажут наиболее эффективные решения»

В помощь бизнесу

Не нуждается в дополнительной рекомендации и продукция завода «Стройтехника» из Златоуста. 32 года назад уральское предприятие первым в стране после распада СССР начало выпускать станки для производства тротуарной плитки, дорожных бордюров, стеновых блоков и элементов благоустройства под брендом «Рифей». Все эти годы завод динамично развивался, ежегодно увеличивая станочный парк и производительность выпускаемого оборудования. Сегодня линейка продуктов «Рифея» как никогда разнообразна. Во-первых, в нее входят малогабаритные станки стоимостью до 500 тыс. рублей (сегмент для малого бизнеса), на которых каждый желающий может ежедневно выпускать до 50 кв. м качественной тротуарной плитки. Далее, станки средней производительности позволяют эффективно изготавливать в промышленном масштабе блоки из керамзита, песка и т. д. А с 2017 года завод начал успешно конкурировать с европейскими производителями, выпуская станок, способный за смену переработать 150180 тонн материала.

По мнению заместителя генерального директора «Стройтехники» Сергея Ковшевникова, есть несколько путей развития производственных процессов на предприятиях. Первый и самый простой из них — путь системной интеграции, когда производитель покупает узлы у разных компаний и их между собой соединяет для своих производственных процессов. «Мы пошли по другому пути, и все, что мы делаем, — мы делаем из тех узлов, которые сами же и производим, — поделился руководитель завода. — И поэтому мы сегодня себя прекрасно чувствуем — в отличие от предприятий, зависящих от импортных комплектующих и узлов. Для нас нынешняя ситуация, наоборот, благоприятна: с рынка уходят европейские производители станков, в условиях разрыва цепочек замораживаются многие производства — а наша продукция тем временем занимает новые ниши».

Правильность бизнес-модели златоустьинцев подтверждает и начало выпуска нового универсального станка для малого бизнеса «Рифей-Вектор» (второе название «Рифей-Арболит»). Помимо традиционных изделий владелец может производить на нем разнообразную продукцию из подзабытого, но переживающего вторую молодость арболита, в качестве стройматериала не уступающего древесине по теплопроводности и другим параметрам. «В последние два года арболит пользуется растущей популярностью на рынке, — отметил Сергей Ковшевников. — На нашем станке из него в ручном режиме могут выпускать продукцию два человека. Станок также может функционировать в автоматическом режиме на линии, где есть узел приготовления смеси».

Сергей Ковшевников, заместитель генерального директора завода «Стройтехника»:

ковшевников.jpg

«Стратегия нашего предприятия предусматривает следование ежегодному плану по выпуску определенного количества продукции. Все комплектующие для производства мы закупаем в начале года, поэтому те события, которые произошли на рынке в феврале-марте, не оказали на нас влияния, так как на предстоящий год мы обеспечены всем необходимыми оборудованием и запчастями для производственной деятельности»

Избежать проблем

Перечисленные выше компании смогли довольно легко адаптироваться к изменившимся сейчас условиям работы. Однако положение многих российских производителей строительных материалов и оборудования, находящихся в намного большей зависимости от зарубежных комплектующих, сервисных услуг и других факторов, вызывает у отраслевых экспертов обоснованные опасения.

Если рассматривать нынешнее состояние отечественной промышленности стройматериалов, то нетрудно заметить: лучше всего дела обстоят с возможностями замещения конечной импортной продукции — в отличие от зависимости от импортного сырья и оборудования. Так, к примеру, что касается сырья, то, по оценкам исполнительного директора аналитического агентства «СМ ПРО» Евгения Высоцкого, в критической зависимости от его импорта находится 10 видов стройпродукции (100% для полимерной изоляции и лицевого клинкерного кирпича, 85% для лицевого кирпича ручной формовки, 80% для стекла, стройхимии, монтажной пены, сантехнической керамики и потолков, 70% для герметиков, клеев и радиаторов). Еще девять видов продукции сильно зависят от импортного сырья, и лишь у трех такая зависимость отсутствует. А вот в критической зависимости от поставок импортного оборудования сегодня находится 17 видов продукции (из них 11 на 100% производятся только на нем) и лишь для 8 типов продукции зависимость от импортного оборудования не слишком велика (в среднем на уровне 30%). Как отмечает Евгений Высоцкий, несмотря на некоторый позитив в потреблении стройматериалов в I квартале 2022 года, если посмотреть на горизонте полгода, год и дальше, то проблематика импортозамещения должна рассматриваться не в возможности импортозамещения продукции первого, критического уровня — а существенно глубже. С одной стороны, практически вся современная индустрия производства стройматериалов создана за последние 15-20 лет на западном оборудовании и комплектующих; она экологична, энергоэффективна и обеспечивает низкую стоимость продукции.

С другой стороны, советская индустрия полностью прекратила свое существование и превратилась в металлолом: средства производства, вся советская машиностроительная база «ушла в утиль», потому что на протяжении 30 лет спроса на ее услуги не было. Этим же путем «ушли» российская наука, высшее и профессионально-техническое образование. «Получается, мы находимся в беспрецедентной яме, когда не было развития целого поколения. Люди, обладающие какими-то знаниями, каким-то опытом в этой части, — им по 70-85 лет. Через полгода-год — при сохранении текущей ситуации — сначала будет сокращение производства и снижение качества выпускаемой продукции в силу невозможности заместить все детали, начиная от машиностроения, заканчивая автоматикой. А через какое-то время, когда это оборудование начнет выходить из эксплуатации, заместить его будет нечем», — констатировал риски эксперт.

Вышесказанное относится ко всей цепочке производства практически в каждой подотрасли, начиная от карьерной техники, самосвалов и заканчивая упаковкой продукции. «Серьезная проблема начнется тогда, когда не будет цемента, щебня, кирпича, бетона, газобетона. И чтобы подготовиться к этой проблеме, уже сейчас необходимо об этом говорить и предпринимать шаги», — предупредил Евгений Высоцкий. В частности, по его мнению, сегодня вектор государственной поддержки целесообразно направить именно на то, чтобы создать, например, единый научно-отраслевой центр, выбрать базовые машиностроительные площадки для ревизии того оборудования, которое есть возможности на этих площадках выпускать, иначе вернуться хотя бы на текущий уровень индустрии будет просто невозможно. «Да, эта работа займет несколько лет, но начинать надо именно сегодня, не «замыливать» проблему, а искать пути выхода из нее. И речь должна идти о системных, государственных решениях», — резюмировал Евгений Высоцкий.

Евгений Высоцкий, исполнительный директор аналитического агентства «СМ ПРО»:

высоцкий.jpg

«Наши предложения по системным мерам поддержи промышленности стройматериалов (ПСМ) включают в себя: беспошлинный ввоз технологического оборудования для ПСМ, упрощенную процедуру по его таможенному оформлению (вплоть до отмена обязательной сертификации для отдельных товаров); срочный анализ и импортозамещение критически важных технологических компонентов и материалов; создание научно-исследовательского института ПСМ и производственной базы для проектирования и разработки нового оборудования и ряд других инициатив»

Александр Бублиевский, заместитель директора Ассоциации «Железобетон»:

бублиевский.jpg

«Сегодня порядка 150-160 заводов железобетона используют линии безопалубочного формования в основном импортного происхождения, из которых многие начинают выходить из строя. Однако имеются определенные возможности по решению этих проблем. Мы, к примеру, приступаем к работе по импортозамещению всех систем управления заводов товарного бетона, клинкера и прочей продукции»