Цифровой мост между ведомствами: как ускорить обмен данными

Цифровой мост между ведомствами: как ускорить обмен данными

Цифровой мост между ведомствами: как ускорить обмен данными Минстрой РФ
Государство продолжает играть активную роль в цифровой трансформации национальной экономики, предоставляя различные программы поддержки, льготы и стимулы. Сегодня в стране реализуется масштабный проект Минстроя России по диджитализации строительства. Развитие информационного моделирования строительных объектов, искусственного интеллекта, машинного обучения, цифровых двойников зданий и других технологий помогает компаниям отрасли улучшать управление проектами, оптимизировать бизнес-процессы, сокращать временные затраты и ресурсные издержки, повышать качество работ и безопасность труда.

О том, как формировалась единая цифровая среда для всех участников строительных проектов и как сегодня внедряются сквозные технологии, «Стройгазете» рассказала советник министра строительства и ЖКХ РФ Елена ЗВОНАРЁВА:

«Я бывший «регионал», была заместителем министра строительства Красноярского края — действующий цифровизатор краевой строительной отрасли, где удалось сделать в этом отношении много интересного. В октябре 2022 года перешла на работу в Центр компетенций, который действовал в интересах как Департамента строительства Москвы, так и федерального центра. Тогда мы начали совершенно отчаянный эксперимент. Была идея — прообраз цифровой вертикали.

В качестве замминистра строительства Красноярского края я курировала в том числе северные территории — Эвенкию, Таймыр и Норильск. Эти регионы отличаются сложными природными условиями, что требует особого подхода к строительству.

В советский период Норильск активно развивался, и одним из решений для строительства в условиях вечной мерзлоты стало использование свайных фундаментов. По проектам, такие дома были рассчитаны примерно на 50 лет эксплуатации, но многие из них служат гораздо дольше. Сейчас из-за изменения климата некоторые фундаменты начали проседать, что приводит к деформации зданий. Это создает определенные риски, и часть домов в Норильске может потребовать дополнительного внимания и решений для обеспечения безопасности жителей. Однако ситуация подконтрольна, и есть возможности для своевременного реагирования.

Также из-за проседания свайного основания в Норильске 29 мая 2020 года произошла экологическая катастрофа — разлив дизельного топлива.

На место приезжала делегация Совета Федерации. В ходе совместных заседаний на основании подготовленных нами за годы интенсивной работы материалов мы с местными властями утвердили план действий — «Комплексный план социально-экономического развития города Норильска до 2035 года», получили существенное финансирование от федерации, «Норникеля» и софинансирование от Норильска — и начали работу. А для сокращения сроков строительства и логистических издержек, связанных с перемещением проектной и строительной документации между ведомствами — участниками реализации проектов, Минстроем Красноярского края было принято решение о пилотировании электронно-технического документооборота при проектировании и последующем строительстве/реконструкции четырех шестиэтажных жилых домов. Эти дома были полностью спроектированы с использованием технологий информационного моделирования — они первые такие на арктической территории не только в России, а во всем мире; три из них сдано в прошлом году, скоро будет сдаваться четвертый.

В качестве среды общих данных для обмена информацией использовалось программное обеспечение для автоматизации и управления строительными процессами — информационная система ЭКЗОН (выбранная на основании конкурентных процедур). К этому ПО были подключены краевой Минстрой, администрация Норильска, краевое государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства», муниципальный заказчик Норильска, генподрядная организация ООО «Строительная компания «Титан», также доступ предоставлен КГАУ «Красноярская краевая государственная экспертиза» и Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

В тот период в Норильске ощущалась нехватка квалифицированных кадров, поскольку долгое время не велось столь масштабного гражданского строительства. Реализация большой программы реновации требовала активного участия регионального заказчика, поэтому мы объединили усилия для совместной работы.

В городской администрации на тот момент не хватало специалистов, которые могли бы обеспечить полноценный мониторинг и контроль. Чтобы решить эту задачу и помочь Норильску, к процессу подключили не только краевой УКС в качестве технического заказчика, но и региональную экспертизу для сопровождения проектов. Учитывая сжатые сроки и значительный объем программы, был выбран гиперриск-ориентированный подход.

В результате большая часть объектов получила единую систему управления данными при координации краевого главного госзаказчика, который взял на себя функции технического заказчика для Норильска. Это позволило обеспечить более эффективное сопровождение строительных процессов.

В пилотном режиме мы интегрировали краевые цифровые системы — ведомственную систему стройнадзора, Государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), ну и, конечно, среду общих данных на платформе ЭКЗОН, в которой и работали все, создав практически прообраз будущей Информационной системы управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП) в миниатюре.

Эта работа привлекла внимание федерального центра, где параллельно велись аналогичные разработки, но более продвинутые с учетом опыта Москвы. В октябре 2022 года проект для государственных и муниципальных заказчиков страны начал реализовываться Минстроем России на общегосударственном уровне через Центр компетенций по цифровизации строительной отрасли с участием 15 регионов, добровольно присоединившихся к пилотному запуску. Совместная работа шла по нескольким направлениям.

Первое направление заключалось в разработке пробной версии продукта, включающей базовый функционал для работы с исполнительной документацией и взаимодействие с внешними информационными системами, в которых работают подрядные организации.

Второе направление предполагало интеграцию этой версии с системами регионального Стройнадзора. Здесь отдельно хочется поблагодарить Красноярский край, оказавший существенную поддержку. Это было особенно ценно, учитывая, что завершали мы работу в декабре — в период активной отчетности.

Третье направление касалось взаимодействия с региональными ГИСОГД. На этом этапе ключевую роль сыграли два ведущих вендора — «Бинго Софт» (платформа «Акцент») и «Джемс девелопмент» (платформа «Геомета»), чьи решения уже тогда охватывали более 60 регионов.

Важно отметить, что вендоры не только предоставляли свои решения, но и безвозмездно обеспечивали техническую поддержку, обучение сотрудников подрядных организаций и консультации бизнес-аналитиков. Активное участие принимал и московский Центр компетенций. В общей сложности в пилотном проекте 2022 года было задействовано около тысячи специалистов из различных команд.

Пилотный этап продолжался до марта 2023 года. Наработанные решения легли в основу будущей системы, получившей название ИСУП. Уже с марта мы начали предлагать другим регионам подключение к платформе. Этот процесс можно сравнить со сборкой поезда прямо во время движения — система дорабатывалась и совершенствовалась параллельно с ее внедрением.

Цель пилотного проекта — создать условия для взаимодействия всех участников реализации строительных проектов: органов исполнительной власти (Минстрой, Стройнадзор, Госэкспертиза), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных заказчиков, подрядчиков, выполняющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов строительства, — в единой цифровой среде с использованием единых форматов обмена данными (документами в машиночитаемом виде) за счет интеграции используемых информационных систем.

Стояла задача сделать связку с системами, имеющимися у подрядчиков, которые уже начинали переводить весь свой уклад в цифру. При этом необходимо было использовать исключительно отечественные программные продукты. Предложение включиться в разработку получили многие вендоры, но согласились только два: ЭКЗОН и ЦУС, которые бесплатно предоставили лицензии подрядным организациям, а мы давали госзаказчикам доступ в MVP создаваемого нашими командами продукта. Тогда еще аббревиатуры ИСУП не существовало, это название появилось позже. Соответственно, нужно было настроить обмен между системой подрядчика и зачатками той системы, которую мы начали прописывать, плюс обмен с системой ГИСОГД региона, где они находятся, с системой Госстройнадзора, чтобы это летало в машиночитаемом, машинопонимаемом виде. Сейчас обмен данными реализуется в соответствии с форматами, утвержденными Минстроем России, а именно — XML-схемами для Государственного строительного надзора, исполнительной документации и общего журнала работ.

Мы устранили почти все недостатки, и в марте по большинству объектов ошибок было минимальное количество. Считаю этот результат более чем успешным: произошло понимание того, что эксперимент удачен, начинается создание нового продукта. И вскоре ФАУ «РосКапСтрой» был зарегистрирован новый продукт под названием ИСУП, конечно, в первичной комплектации.

В состав минимальной версии цифровой вертикали стройотрасли входят: ИСУП, ГИСОГД, ВИС (внешняя информационная система) проектной/подрядной организации, ЕЦПЭ (Единая цифровая платформа экспертизы), ВИС/ПГС 3.0 (сервис 112) Государственного строительного надзора, ВИС эксплуатирующей организации.

Концепцию цифровой вертикали Минстрой России демонстрировал на ЦИПР 2023 года, и по результатам вышло постановление председателя правительства РФ Михаила Мишустина, в котором регионам рекомендовалось перейти на цифровой вид исполнительной документации. И буквально 20 марта было подписано последнее постановление: все 89 регионов страны приняли нормативно-правовые акты по переходу на исключительно цифровой формат.

Ключевым достижением последних лет стало формирование уникального профессионального сообщества, объединившего представителей государственных органов, саморегулируемых и подрядных организаций, вузов и колледжей по всей России. На сегодняшний день создано порядка 60 Центров компетенций в различных регионах, которые стали драйверами цифровой трансформации строительной отрасли.

Цифровые технологии кардинально изменили принципы взаимодействия между участниками отрасли. Если раньше каждое ведомство и организация работали обособленно, то сегодня единая цифровая среда создает прозрачные условия для всех. Четкое распределение зон ответственности и общие стандарты работы позволяют получать синергетический эффект — совокупный результат такого взаимодействия многократно превосходит возможности отдельных организаций.

Особую роль в этом процессе играют Центры компетенций. Важно подчеркнуть, что мы создаем не просто цифровые инструменты, а принципиально новую культуру отраслевого взаимодействия. Когда 60 Центров компетенций работают по единым стандартам, когда стираются границы между ведомствами, когда профессиональное сообщество объединяется вокруг общих целей — именно тогда происходят реальные, качественные изменения в отрасли.

Сегодня можно с уверенностью сказать: цифровая трансформация строительной отрасли — это не только внедрение новых технологий, но и создание эффективной системы коллабораций, где главной ценностью становится не конкуренция, а синергия совместной работы.

У нас сложились великолепные отношения с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ), там никого не нужно было агитировать. Нацобъединение предложило под своей эгидой создать специальный курс. Это прекрасная идея, тем более что НОСТРОЙ — это прямая связь с подрядными организациями, возможность донести до них знания, информацию. Такой курс мы сообща разработали, с большим количеством модулей: важно дать подрядчику комплексное понимание, что такое цифровая экосистема, для чего нужна ГИСОГД, что там с системами регионального госстройнадзора, с информационными системами для подрядных организаций, по кадрам, по сметам. Это комплексный подход, который работает и улучшает мир.

В рамках дальнейшего сотрудничества с НОСТРОЙ планируем расширение образовательных программ для подрядных организаций. Предполагается разработка новых учебных модулей, которые будут учитывать последние изменения в цифровизации строительной отрасли. Особое внимание будет уделено практической составляющей.

В планах — привлечение более широкого круга участников, что позволит охватить специалистов разных уровней из подрядных организаций. Совместно с НОСТРОЙ как организацией, наиболее тесно взаимодействующей с подрядными компаниями и максимально заинтересованной в высокой квалификации строителей, будет проводиться постоянная актуализация программы с учетом реальных потребностей рынка. Это позволит обеспечить максимальное соответствие учебных материалов практическим задачам, стоящим перед строительными организациями.

Основная цель разрабатываемых инициатив — создать систему непрерывного профессионального развития, которая поможет специалистам строительной отрасли эффективно осваивать и применять цифровые инструменты в своей работе.

Хотя есть еще скептики, в основном мы заинтересовали, вовлекли в процесс людей, и они спрашивают: вертикаль построена — что дальше? Но это не вертикаль, это многомерная сущность, экосистема. Существуют прединвестиционный цикл, жизненный цикл сооружения, вывод объекта из эксплуатации — нужно все это прорабатывать. Глобально все прописано, но над продуктом надо будет еще много работать — интегрировать с другими системами, совершенствовать аналитику и т. д.

Несколько лет назад мы вступили на путь цифровой трансформации, осваивая новые технологии постепенно, шаг за шагом. Этот путь научил нас главному: цифровые инструменты — не волшебная палочка, способная мгновенно решить все отраслевые проблемы, а точный механизм для систематизации строительных процессов.

Сегодня мы подошли к важному этапу: имея общую архитектуру цифровых решений, необходимо углубляться в детализацию. Предстоит кропотливая работа по тщательной проработке существующих решений, отладке и совершенствованию каждого элемента, созданию продуманных интеграционных механизмов.

Этот процесс требует участия всех заинтересованных сторон — профессионального сообщества, технологических компаний, регуляторов и учебных заведений. Объем задач значителен, но именно в такой детальной работе кроется ключ к созданию по-настоящему эффективной цифровой экосистемы строительной отрасли.

Важно понимать: настоящая цифровая трансформация происходит не на уровне внедрения отдельных технологий, а через системную перестройку всех бизнес-процессов с акцентом на практической применимости каждого решения».