Создаваемая в нашем стройкомплексе и в стране в целом цифровая вертикаль, о чем уверенно говорил в своем интервью «Стройгазете» исполнительный директор ГК «СиСофт» Михаил Бочаров, должна поспособствовать этому тренду. В частности, как управлению отдельными проектами, так и внутреннему менеджменту строительных компаний. Не секрет, что здесь большинство наших застройщиков, за некоторыми исключениями, по-прежнему на уровне прошлого века.
Впрочем, вмененное строителям обязательное применение технологий информационного моделирования на объектах госзаказа стряхивает пыль со старых схем управления.
«Автодор» стремится...
Госкомпания «Автодор» на состоявшемся в конце апреля Национальном форуме инфраструктурных компаний представила свои лучшие практики по внедрению инноваций в дорожное строительство. В технической политике госкомпании прямо прописано, что при строительстве и эксплуатации дорог («Автодор» управляет всеми своими построенными дорогами) необходимо внедрение новых решений. Корреспондент «Стройгазеты» присутствовал на заседаниях Технической комиссии госкомпании, на которых шло рассмотрение различных инноваций. Одобренные технические решения рекомендуются к внедрению на опытных участках и полигонах с последующей оценкой их эффективности, после чего в случае полученного положительного результата принимается решение о подготовке предложения по стандартизации и массовому применению, причем не только для дорог под управлением «Автодора», но и в целом по стране.
Одно из таких предложений, например, внесла «дочка» госкомпании — «Автодор-Инжиниринг», предложившая проект по использованию местных материалов для устройства основания дороги. Кстати, на форуме инфраструктурных компаний своим опытом внедрения новых подходов и технологий поделились китайские дорожники, также принявшие участие в мероприятии.
Если говорить о технической политике госкомпании в целом, нельзя не отметить то, каким образом здесь «канализируют» инновации для рассмотрения и продвижения. В предприятии создано «единое окно» инноваций, через которое принимаются предложения о новой или усовершенствованной продукции (товаре, услуге), технологии или деятельности (научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой), которые могут быть применены в интересах «Автодора».
«Единое окно» обеспечивает прием обращений заявителей (физических и юридических лиц различных организационно-правовых форм), их последующее рассмотрение, экспертизу, мониторинг статуса и информирование о принятии решения о практической реализации (внедрении)» — записано в статусе этой инициативы.
По итогам «автодоровской» сессии на форуме были сформулированы предложения по более широкому продвижению новых технологий строительства, которые будут переданы в федеральные органы власти. Остается только добавить, что в данной сессии поучаствовали студенты из профильных вузов — МАДИ, НИУ МГСУ, МИИТ.
Углепластик держит стены
Технологии внешнего армирования CarbonWrap используются не только для восстановления и капитального ремонта эстакад, мостов и путепроводов. Спектр их применения становится все более широким. Они используются также при реконструкции исторических зданий и сооружений Москвы и других городов.
Нанотехнологический центр композитов (НЦК) принял участие в ремонте старинного четырехэтажного жилого дома, построенного в Сытинском переулке в 1903 году. Старому зданию для повышения несущей способности всей конструкции потребовалось усиление плит перекрытий. При реконструкции строения применялись углеродные ленты CarbonWrap Tape, а также шпаклевки и праймер. Применение данной системы позволило провести ремонтные работы в самые короткие сроки.
При этом впечатление от работы специалистов НЦК двойственное. С одной стороны, наклеили какие-то черные гибкие ленты и отрапортовали о выполнении работы. Но ведь, с другой, — по всем параметрам проведен капитальный ремонт здания, соответствующий всем нормативам.
Отметим, что система внешнего армирования широко применяется в столице не только для реконструкции и ремонта старинных зданий, но и в современных проектах. Ленты, сетки и ламели CarbonWrap «держат» стены и перекрытия небоскребов Capital Towers рядом с «Москва-Сити», на объектах ПАО «МОЭК» и даже на таких (ден)знаковых объектах, как «Гознак».
Сама система CarbonWrap придумана для ремонта и усиления строительных конструкций, которые в процессе эксплуатации подвергаются коррозии и разрушению бетона из-за длительного воздействия климатических факторов и агрессивных сред. Система очень эффективна в применении — от уменьшения периода ремонтных работ до существенного увеличения срока службы конструкций, подвергшихся ремонту. А еще ее использование дает весьма существенную экономию средств. Продукция и технологии НЦК широко применяются не только в нашей стране, но и в СНГ.
Умное стекло
Как констатировал в беседе с корреспондентом «СГ» заведующий испытательной лабораторией «Светопрозрачные конструкции и фасадные системы» НИУ МГСУ Рафик Алекперов, «стекло — это подарок от природы», природный минерал. Ну, как уголь или мрамор. Можно его улучшать, делать более прочным или горючим с помощью внешних воздействий, но его физические характеристики кардинально изменить не получится.
Да и не надо! Можно же соединять свойства стекла со свойствами других материалов. Например, «наклеивать» особого рода пленку между двумя слоями стекла с целью увеличить его прочность, и чтобы оно не рассыпалось на травмирующие осколки. И получается триплекс.
А можно между двумя стеклянными панелями поместить жидкокристаллическую электропроводящую пленку, в которой под воздействием электричества кристаллы выстраиваются перпендикулярно поверхности стекла, и оно становится прозрачным. Электричество отключили? Частицы в пленке возобновляют хаотичное броуновское движение, и стекло становится матовым, непрозрачным. Шторы не нужны!
Взгляд на и сквозь бетон
Каким только экспериментам ни подвергают так хорошо нам знакомый строительный материал — делают более прочным, более гибким, самовосстанавливающимся... Несколько лет назад нам был продемонстрирован светопрозрачный бетон: удивительный эффект обеспечивает оптоволокно, «замешанное» в раствор.
Недавно был «изобретен» токопроводящий бетон: в раствор «замесили» растертый в порошок минерал магнетит, а также металлическую и углеродную пыль. Новый бетон способен отражать и поглощать электромагнитное излучение. Он пригоден для строительства дорог, тротуаров, ВПП для аэродромов, даже для заливки «теплых» полов в жилых и бытовых помещениях.
Теплый кирпич
Казалось бы, кирпич — он и в Африке кирпич. Но вот творят же ученые самое разное с бетоном. Отчего не усовершенствовать и кирпич? Впрочем, его совершенствуют чуть ли не с каменного века. Например, в Средней Азии широко известен саманный кирпич — глина с замешанной в ней рубленой соломой, играющей роль модификатора. Такой отформованный кирпич, или вручную вылепленный веретенообразный стеновой блок под названием «гуваля», до сих пор используется в сельском строительстве — и в тамошнем климате неплохо выполняет свою задачу.
Впрочем, и там уже больше в ходу силикатный кирпич — и полый, и с необычной геометрией для лучшей стыковки. Недавно в Швейцарии придумали самый теплый кирпич в мире под названием «Аэробрикс». Brick — кирпич, а аэроэффект ему придают регулярные полости, заполненные аэрогелем — синтетическим веществом, похожим на легкую пену. Такой кирпич сопротивляется холоду в 8 раз лучше обычного аналога и выдерживает нагрев до 300°C. Но, говорят, дороговат: квадратный метр стены в один ряд стоит около 30 тыс. рублей.
Номер публикации: №18 17.05.2024