Сварка является ведущей технологией создания неразъемных соединений конструкционных материалов. Этот технологический процесс занял прочное место на предприятиях нашей страны, сделав возможным производство различных машин, приборов, строительных конструкций и способствовал автоматизации и механизации работ при их изготовлении.
10 марта 2023 года в Центральном доме ученых Минобрнауки России, состоялось заседание Транспортной секции на тему: «Развитие производственной сварки в промышленности Российской Федерации. Подготовка научных и инженерных кадров для железнодорожного транспорта». Заседание научной секции проводилось в координации с Всероссийской общественной организацией «Трудовая доблесть России», которую на мероприятии представлял заместитель председателя организации Андрей Карелин.
Огромный интерес к теме заседания научной секции был обусловлен актуальностью и своевременностью данного вопроса: в соответствии с Указом Президента РФ В.В.Путина за № 231 от 25 апреля 2022 года «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия науки и технологий», а также с посланием президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года: о возврате к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием и об объявлении 2023 года в России, годом педагога и наставника.
На заседании секции присутствовали представители государственных органов исполнительной власти, научно-технического сообщества, профессорско-преподавательского состава ВУЗов, профессиональных и отраслевых ассоциаций, коммерческих организаций, строители БАМа, студенты РУТ (МИИТ). В «голубом зале» ЦДУ, не было свободных мест.
С докладами по теме заседания секции выступили профессор, начальник Центра сварочных технологий на транспорте Минтранса РФ С.Ю. Петров, и.о. президента Российского научно-технического сварочного общества (РНТСО) Н.Н. Волкова, советник генерального директора Российского института стандартизации профессор Ю.В. Будкин, директор института сварки АО «НПО «ЦНИИТМАШ» ГК «Росатом» Ю.С. Волобуев.
Основным тезисом докладчиков и выступающих в прениях был тезис: сварка – ведущий технологический процесс в промышленности.
Участники заседания констатировали, что сварочные технологии стали мощным средством повышения производительности труда, экономии металлов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и транспорте, повышения качества и удешевления продукции.
В тоже время на встрече отмечалось, что распад СССР, последующее сложное экономическое положение России привели к резкому снижению государственного регулирования и поддержки научно-технических исследований и программ в области сварки и родственных технологий.
Особую проблему представляют вопросы, связанные с подготовкой специалистов-сварщиков. Так специальность «Оборудование и технология сварочного производства» приказом министерства образования науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 года за № 337, выведена из перечня специальностей. А в 2015 году распоряжением правительства Российской Федерации за № 7-р от 6 января 2015 г., исключили из перечня направлений подготовки (специальностей) образовательных учреждений высшего профессионального образования «Сварка, родственные процессы и технологии». Иными словами, подготовка инженеров-сварщиков сейчас ведется не на должном уровне. В тоже время, каждому специалисту понятно, что сварщик находится на переднем крае производства и несет большую ответственность за надлежащее проведение работ.
Насколько сложный процесс подготовки кадров для института сварки наиболее ярко показывают фундаментальные научные дисциплины: теория теплопроводности, теория термической обработки сталей, теория термоупруго-пластических деформаций, теория оптимизации, теория свариваемости, теория электромагнитных полей, гидродинамика, математические методы моделирования.
«Не надо забывать, что Россия – родина сварки. 29 мая 1802 года - почти два века назад - Василий Петров первым в мире открыл «явление электрической дуги». Он был первым ученым в мире, который высказал предположение о том, что электрический ток можно применять для освещения, для соединения металлов при помощи электрической дуги, а также для их восстановления.
Возрождение и развитие института сварки, дело государственной важности. В соответствии с чем необходимо разработать «Стратегию развития сварки в России». Сварка является «сквозной» профессией, то есть применяемой практически во всех областях промышленности. Подход к решению данного вопроса должен быть системным и соответствовать уровням квалификации», - указал заместитель председателя организации «Трудовая доблесть России» Андрей Карелин.
По его словам, много вопросов у экспертов имеется и к Росстандарту. «Необходимо выполнить работы по комплексному анализу стандартов по установлению несоответствий требований к сварным соединениям и разработке предложений по внесению в них изменений», - сказал Андрей Карелин.
В процессе выступлений с докладами и последующих прений были сформулированы 11 предложений по вопросам, вынесенным на обсуждение и дальнейшую реализацию, а по итогам заседания подготовлена соответствующая резолюция.
10 марта 2023 года в Центральном доме ученых Минобрнауки России, состоялось заседание Транспортной секции на тему: «Развитие производственной сварки в промышленности Российской Федерации. Подготовка научных и инженерных кадров для железнодорожного транспорта». Заседание научной секции проводилось в координации с Всероссийской общественной организацией «Трудовая доблесть России», которую на мероприятии представлял заместитель председателя организации Андрей Карелин.
Огромный интерес к теме заседания научной секции был обусловлен актуальностью и своевременностью данного вопроса: в соответствии с Указом Президента РФ В.В.Путина за № 231 от 25 апреля 2022 года «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия науки и технологий», а также с посланием президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года: о возврате к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием и об объявлении 2023 года в России, годом педагога и наставника.
На заседании секции присутствовали представители государственных органов исполнительной власти, научно-технического сообщества, профессорско-преподавательского состава ВУЗов, профессиональных и отраслевых ассоциаций, коммерческих организаций, строители БАМа, студенты РУТ (МИИТ). В «голубом зале» ЦДУ, не было свободных мест.
С докладами по теме заседания секции выступили профессор, начальник Центра сварочных технологий на транспорте Минтранса РФ С.Ю. Петров, и.о. президента Российского научно-технического сварочного общества (РНТСО) Н.Н. Волкова, советник генерального директора Российского института стандартизации профессор Ю.В. Будкин, директор института сварки АО «НПО «ЦНИИТМАШ» ГК «Росатом» Ю.С. Волобуев.
Основным тезисом докладчиков и выступающих в прениях был тезис: сварка – ведущий технологический процесс в промышленности.
Участники заседания констатировали, что сварочные технологии стали мощным средством повышения производительности труда, экономии металлов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и транспорте, повышения качества и удешевления продукции.
В тоже время на встрече отмечалось, что распад СССР, последующее сложное экономическое положение России привели к резкому снижению государственного регулирования и поддержки научно-технических исследований и программ в области сварки и родственных технологий.
Особую проблему представляют вопросы, связанные с подготовкой специалистов-сварщиков. Так специальность «Оборудование и технология сварочного производства» приказом министерства образования науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 года за № 337, выведена из перечня специальностей. А в 2015 году распоряжением правительства Российской Федерации за № 7-р от 6 января 2015 г., исключили из перечня направлений подготовки (специальностей) образовательных учреждений высшего профессионального образования «Сварка, родственные процессы и технологии». Иными словами, подготовка инженеров-сварщиков сейчас ведется не на должном уровне. В тоже время, каждому специалисту понятно, что сварщик находится на переднем крае производства и несет большую ответственность за надлежащее проведение работ.
Насколько сложный процесс подготовки кадров для института сварки наиболее ярко показывают фундаментальные научные дисциплины: теория теплопроводности, теория термической обработки сталей, теория термоупруго-пластических деформаций, теория оптимизации, теория свариваемости, теория электромагнитных полей, гидродинамика, математические методы моделирования.
«Не надо забывать, что Россия – родина сварки. 29 мая 1802 года - почти два века назад - Василий Петров первым в мире открыл «явление электрической дуги». Он был первым ученым в мире, который высказал предположение о том, что электрический ток можно применять для освещения, для соединения металлов при помощи электрической дуги, а также для их восстановления.
Возрождение и развитие института сварки, дело государственной важности. В соответствии с чем необходимо разработать «Стратегию развития сварки в России». Сварка является «сквозной» профессией, то есть применяемой практически во всех областях промышленности. Подход к решению данного вопроса должен быть системным и соответствовать уровням квалификации», - указал заместитель председателя организации «Трудовая доблесть России» Андрей Карелин.
По его словам, много вопросов у экспертов имеется и к Росстандарту. «Необходимо выполнить работы по комплексному анализу стандартов по установлению несоответствий требований к сварным соединениям и разработке предложений по внесению в них изменений», - сказал Андрей Карелин.
В процессе выступлений с докладами и последующих прений были сформулированы 11 предложений по вопросам, вынесенным на обсуждение и дальнейшую реализацию, а по итогам заседания подготовлена соответствующая резолюция.
Авторы: СГ-Онлайн