В одном строю
Высокую оценку вкладу СРО в развитие отрасли дал выступивший с приветственным словом глава Минстроя России Ирек Файзуллин, подчеркнувший важность взаимодействия НОСТРОЙ с профильным министерством, депутатами и сенаторами для формирования важнейших решений. Об эффективности такого взаимодействия свидетельствует тот факт, что в условиях внешних ограничений стройкомплекс показывает хорошие результаты: в 2023 году объем строительных работ превысил 15 трлн рублей. «Поручения президента, которые мы сегодня отрабатываем в рамках реализации уже новых национальных проектов, — это наша общая задача, чтобы не снизить объем строительства в стране и использовать все имеющиеся возможности», — отметил Ирек Файзуллин. По его словам, во многом благодаря проведенной вместе с СРО работе был создан механизм компенсации роста стоимости строительных и трудовых ресурсов, за счет которого в течение трех лет компенсационных фондов на займы для подрядчиков было направлено свыше 12 млрд рублей. Эта мера, позволившая многим организациям не обанкротиться в ситуации резкого роста стоимости строительства, продлена до 2025 года.
Министр отметил также, что НОСТРОЙ уделяет серьезное внимание формированию Каталога импортозамещения, в котором содержится уже более 4 тыс. наименований продукции и оборудования, а также вопросам параллельного импорта. Большую роль играет нацобъединение и в повышении качества работ. В этой связи глава ведомства напомнил, что из Национального реестра специалистов в области строительства выведено уже более 5,5 тыс. человек, не прошедших независимую оценку квалификации (НОК). По словам министра, НОК должна дать импульс повышению качества работы всех строительных и проектных организаций.
Особо Ирек Файзуллин поблагодарил строителей, работающих в новых регионах, все направления развития которых координирует Минстрой России. Он напомнил, что утверждена трехлетняя программа социально-экономического развития Донбасса и Новороссии, и сообщил, что на их территориях построено и восстановлено свыше 18,3 тыс. объектов.
Среди приоритетных задач, стоящих сейчас перед НОСТРОЙ, министр назвал переход к рейтингованию подрядных организаций, выстраивание системы автоматизированного предквалификационного отбора, обеспечение прозрачности конкуренции. Глава ведомства поблагодарил НОСТРОЙ, депутатов и сенаторов за совместную деятельность, пожелал съезду продуктивной работы и вручил ведомственные награды.
С тем, что система саморегулирования строительной отрасли, ключевым элементом которой является НОСТРОЙ, на деле доказала свою состоятельность, согласился и председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. По его словам, при активном участии НОСТРОЙ актуализируется нормативно-техническая база в стройотрасли, разработано и утверждено большое количество профессиональных стандартов, в проектировании и строительстве внедряются отечественные передовые технологии, в том числе технологии информационного моделирования. «НОСТРОЙ является своего рода посредником между строительным сообществом и органами государственной власти», — заявил Андрей Шевченко, подчеркнув, что предоставляемая объединением информация помогает сенаторам находить правильные решения.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева подчеркнула, что успешные показатели в стройотрасли получены во многом благодаря профессиональному сообществу, флагманом которого является НОСТРОЙ. В частности, он принял активное участие в разработке Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года и теперь должен сыграть ключевую роль в эффективном внедрении новых инструментов. По словам депутата, необходимо больше внимания уделить проблемам арендного жилья, апартаментов, вплотную заняться вопросами не только строительства, но и содержания введенных в эксплуатацию объектов, создать для них единую сквозную систему, тогда как сейчас они работают по разным правилам. В сфере индивидуального жилищного строительства Светлана Разворотнева призвала улучшить управление коттеджными поселками. Незаслуженно забыта, по ее мнению, и тема кооперативов, дальнейшего развития требует комплексное развитие территорий (КРТ). Замглавы профильного комитета Госдумы подчеркнула, что в решении всех этих вопросов НОСТРОЙ стал хорошим партнером законодателей, потому что предлагает готовые решения, оформленные в виде законопроектов.
Кадры — проблема комплексная
В первую очередь делегаты съезда рассмотрели вопрос «Об утверждении отчета о деятельности Ассоциации «Национальное объединение строителей» за 2023 год», с докладом по которому выступил Антон Глушков, подробно рассказавший о достижениях и проблемах НОСТРОЙ на ключевых направлениях деятельности.
Прежде всего он остановился на самой острой в настоящее время проблеме строительной сферы — кадровой, сообщив, что дефицит квалифицированных специалистов в отрасли в 2023 году увеличился на 36%. Больше всего не хватает бетонщиков, арматурщиков и монолитчиков — 40% от числа всех требуемых вакансий. Трудно найти и отделочников — штукатуров, маляров и плиточников (20%), а также сварщиков и каменщиков (по 12%), дорожных рабочих (5%). И даже подсобные рабочие оказались сейчас в дефиците.
Для изменения ситуации необходимо увеличить контрольные цифры приема в вузы на строительные специальности, усилить раннюю профориентацию в школах и колледжах, поднять престиж строительной профессии, расширить целевое обучение, повысить процент трудоустройства выпускников профильных учебных заведений и зарплату молодых специалистов, разрабатывать программы повышения квалификации и переподготовки.
С целью ранней профориентации НОСТРОЙ развивает сотрудничество с федеральным проектом «Билет в будущее», направленным на профориентацию учащихся 6-11 классов. Говоря о сотрудничестве с образовательным сектором, Антон Глушков сообщил, что российские колледжи ежегодно готовят порядка 45 тыс. выпускников по строительным специальностям, но лишь около 9 тыс. из них задерживаются в отрасли более чем на три года. Чтобы изменить ситуацию, НОСТРОЙ ведет разъяснительную работу среди профильных колледжей по участию в федеральном проекте «Профессионалитет», в котором сейчас создано 10 строительных кластеров, что составляет всего около 4,5% от существующих в стране кластеров. В будущем необходимо увеличить число строительных кластеров в 2-3 раза. Также в 2023 году был создан Отраслевой консорциум среднего профессионального образования (СПО), который объединяет более 70 колледжей. Деятельность этого консорциума направлена на разработку и оптимизацию отраслевых образовательных программ и выявление лучших практик с учетом актуальных потребностей и внедряемых технологий в строительной отрасли, создание программ повышения квалификации преподавателей, вовлечение работодателей в процесс подготовки рабочих и специалистов.
Большую работу ведет НОСТРОЙ и в сфере высшего образования. Так, по инициативе объединения в строительные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования возвращена заочная форма обучения при поступлении на бакалавриат и специалитет.
Президент НОСТРОЙ возглавил рабочую группу по созданию стимулов для подрядных организаций, формирующую соответствующие предложения для Минстроя России, относящиеся, в том числе, к наставничеству, системам поощрения подрядных организаций и рейтингования их деловой репутации.
Кроме того, НОСТРОЙ при поддержке Минстроя и НИУ МГСУ проводит Национальный конкурс профессионального мастерства «Строймастер» и Конкурс для инженерно-технических работников. В 2023 году благодаря модернизации этого конкурса география регионов и количество его участников увеличились более чем вдвое.
Однако, по мнению Антона Глушкова, недостаточно компенсировать дефицит в отрасли за счет привлечения новых кадров, необходимо также повышать производительность труда, чтобы уменьшать количество работающих там, где можно и нужно эффективно использовать современную технику, а также оптимизировать процессы с помощью модульного строительства, «бережливого производства» и цифровизации. Глава НОСТРОЙ напомнил, что с 1 июля применение технологий информационного моделирования (ТИМ) станет обязательным для всех жилых городских застройщиков. Нацобъединение запустило проект «Школа подрядчика. Практики цифрового управления». Слушатели этой школы сформируют компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в сфере применения ТИМ при организации строительства.
Борьба за качество стройресурсов
Развивая затронутую министром тему Каталога импортозамещения, глава НОСТРОЙ напомнил, что в 2023 году была завершена работа по трансформации каталога в Национальный реестр добросовестных производителей и поставщиков (НРДП), для чего запущен специализированный информационный продукт с интерактивными картами, системой анализа, автоматизированной проверкой и возможностью построения прогноза потребления, а также оценки исполнения госконтрактов. Кроме того, успешно реализован первый в стране проект по созданию системы уникальной цифровой маркировки строительных материалов и изделий Знаком качества НОСТРОЙ. Продолжается внедрение системы допуска и контроля деятельности строительных лабораторий, основой которой является неразрывно связанный с НРДП Лабораторный кластер НОСТРОЙ, который обеспечивает достоверность результатов испытаний при производстве строительных материалов, проведении контроля и надзора.
Значение всей этой большой и многообразной работы по обеспечению отрасли качественными строительными ресурсами трудно переоценить, поскольку, как отметил Антон Глушков, в настоящее время оборот фальсификата в отрасли — от 15% до 70% от всего объема производимой продукции. Все созданные НОСТРОЙ сервисы направлены на защиту интересов СРО, подрядных компаний, обеспечение информационной открытости перед заказчиками. И хотя включение в НРДП и Лабораторный кластер носит добровольный характер, глава НОСТРОЙ призвал все СРО активнее работать с производителями и лабораториями в этом направлении.
В зоне постоянного внимания
Антон Глушков отметил, что созданные НОСТРОЙ сервисы помогают органам государственной власти анализировать ситуацию и принимать объективные решения, но этим содействие нацобъединения государству не ограничивается. Так, в 2023 году в соответствии с поручением партии «Единая Россия» НОСТРОЙ осуществлял мониторинг исполнения программ по строительству и капитальному ремонту объектов образования. Благодаря ему из зоны риска были выведены около 500 действующих контрактов на капитальный ремонт объектов образования и своевременно завершены предусмотренные ими работы.
Другим направлением пристального внимания НОСТРОЙ является КРТ. C 2023 года нацобъединение проводит мониторинг реализации проектов КРТ, позволивший выявить проблемы, связанные с отсутствием потенциальных застройщиков, заинтересованных в реализации таких проектов, а также соответствующей государственной поддержки в ряде субъектов РФ и достаточного объема в городской черте земельных участков, которые могут быть вовлечены в границы КРТ. В связи с этим в текущем году следует выстроить диалог с государственными органами о необходимости привлечения застройщиков на стадии формирования проекта и повысить публичность обсуждения границ и механизмов КРТ.
Опыт прежде всего
Механизм оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций оказался в центре внимания НОСТРОЙ в связи с отсутствием других инструментов, позволяющих объективно и достоверно оценить потенциального исполнителя на стадии проведения курируемого нацобъединением мониторинга госконтрактов в строительстве. Так, в 2023 году из заключенных членами СРО в строительстве 72 608 строительных контрактов на общую сумму свыше 4,09 трлн рублей были расторгнуты 16 388 контрактов на сумму более 1 трлн. В своем докладе глава объединения отметил, что такие высокие показатели по неисполнению контрактов в сфере строительства во многом объясняются тем, что, несмотря на положения федерального закона №44-ФЗ, квалификация подрядчика не оценивается, и, по сути, любая компания, имеющая опыт работы 5 лет и назначившая самую низкую цену, может стать исполнителем госзаказа. При этом НОСТРОЙ обладает большим массивом данных о членах СРО, поскольку является оператором Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах (ЕРЧ) и Национального реестра специалистов в области строительства (НРС).
Эти платформы стали основой разработанного нацобъединением механизма оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций, который может обеспечить высокий уровень объективности оценки подрядчика и дополнительные гарантии безопасности и качества выполнения строительных работ для заказчика. Сейчас ЕРЧ и НРС программно не связаны, и чтобы сформировать единое достоверное информационное пространство о субъектах строительной деятельности, НОСТРОЙ предлагает синхронизировать размещенные в этих реестрах сведения. Более полная информация об опыте той или иной компании в коммерческих заказах повысит для нее доступность государственного (муниципального) заказа, при этом из процесса оценки будет полностью исключен человеческий фактор. Такой механизм оценки опыта и деловой репутации позволит перейти от критерия «цена» к критерию «опыт».
Антон Глушков привел первые результаты апробации механизма оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций, в инициативном порядке представивших отсутствующие в открытых источниках сведения о себе. Большинство членов СРО, участвовавших в апробации, показали хорошие результаты. Согласно «дорожной карте» по внедрению в систему госзаказа такого механизма оценки участников закупки, будут заключены соглашения с рядом заказчиков, которые параллельно проведут торги двумя способами: по действующей схеме и с использованием разработанного НОСТРОЙ механизма. Затем намечено сравнить эффективность этих двух систем.
Выразив в своем докладе уверенность в том, что оценка деловой репутации участника закупки с использованием рейтингов НОСТРОЙ будет гораздо эффективнее и ее время уже пришло, Антон Глушков в рамках пресс-подхода сообщил о дальнейших шагах по внедрению такого механизма. Он надеется, что в I полугодии систему рейтингования удастся «обкатать» на большей части подрядных организаций, входящих в СРО. Когда она будет отлажена и региональные СРО убедятся в адекватности рейтинга, во второй половине года в ряде регионов можно будет провести отбор подрядных организаций параллельно на основе двух механизмов — действующего и предлагаемого НОСТРОЙ, и только после этого делать окончательные выводы.
Номер публикации: №13 05.04.2024