Участники форума обсудили вопросы организации службы заказчика на федеральном и региональном уровнях. Каждому из них присуща своя специфика, однако в ходе дискуссии выявились и общие закономерности.
Под личным контролем
Выступивший первым директор государственного казенного учреждения «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» Нияз Ситдиков отметил, что образованное в 1960 году ГИСУ РТ сегодня является главным заказчиком правительства республики. В 2023 году учреждением было реализовано более 3 тыс. объектов в рамках 7 национальных проектов, 19 федеральных и 29 республиканских программ. Особо докладчик остановился на реализации программы комплексного благоустройства «Наш двор». В республике 6 775 дворов, из которых на настоящий момент отремонтировано 4 337, в 2024 году будет отремонтировано еще 833, и в 2026-м, когда программу планируется закончить, каждый двор будет отремонтирован полностью. Организацией всей этой большой работы, включающей не только строительство, но и капитальный ремонт, занимаются 335 сотрудников ГИСУ РТ, в том числе 60 кураторов, на каждого из которых приходится по 50-60 объектов и 55 сметчиков.
Нияз Ситдиков отметил, что успешному выполнению поставленных перед учреждением задач способствуют еженедельные совещания, которые проводит раис республики Рустам Минниханов. «Мы докладываем о ситуации на строительных площадках республики. По сути, неделя у нас — учеба, а каждую субботу — экзамен. Мы сдаем его нашему раису: он лично контролирует все объекты», — завершил свой доклад Нияз Ситдиков, подчеркнув, что благодаря слаженной работе и поддержке федерального центра учреждению удается добиваться хороших результатов.
Комментируя доклад коллеги из Татарстана, Карен Оганесян отметил, что штабная работа, когда руководитель региона персонально контролирует реализацию каждого проекта и еженедельно принимает экзамен, на сдачу которого в следующую субботу ктото может уже не прийти, является одним из ключевых факторов успеха. По мнению руководителя ППК «Единый заказчик», такая жесткая система в стройке необходима. В качестве примера он привел эффективную штабную работу на федеральном уровне, которая наряду с использованием других инструментов по повышению эффективности управления позволила под жестким контролем правительства и лично вице-премьера Марата Хуснуллина в короткий срок обеспечить новые регионы России жильем и социальными объектами.
Эффект централизации
Принявший участие в форуме по видеосвязи первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Ломакин сообщил, что 2024 год объявлен Годом технического заказчика в стройке, и призвал руководство регионов присмотреться к опыту Татарстана и Москвы, которые уже провели централизацию в части строительных процессов.
В свою очередь, заместитель руководителя Департамента строительства Москвы, руководитель контрактной службы Андрей Сидоров рассказал, что более десяти лет назад, когда город принял решение о том, что заказчик строительства должен быть профессионалом, начали создаваться заказчики по отраслям. Из представленной Александром Ломакиным презентации следует, что единая служба технического заказчика состоит из служб технического заказчика в подведомственных организациях. Так, ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» (УДМС) отвечает за строительство автомобильных дорог и искусственных сооружений в столице, Казенное предприятие города Москвы «Управление гражданского строительства» — за строительство жилых и административных зданий, АНО «Развитие спортивных и инфраструктурных объектов» — за строительство спортивных объектов и научных кластеров, АНО «РСИ» — за строительство объектов социальной инфраструктуры. Под их руководством в столице ежегодно вводится в эксплуатацию более 250 объектов.
Централизованная служба заказчика позволяет руководству Департамента строительства профессионально общаться с сетевыми организациями и отраслевыми органами исполнительной власти, в том числе по вопросам оформления земельно-имущественных отношений. «Мы видим полноценную картину с точки зрения строительного процесса: как обеспечивать город, где убирать узкие «горлышки», где необходимо добавить дорогу, где возвести для жителей социальные объекты», — подчеркнул Андрей Сидоров.
Проблем пока много
О современных подходах к формированию службы технического заказчика рассказала руководитель Дирекции по строительству уникальных объектов ППК «Единый заказчик» Наталья Зарубина. Прежде всего, она остановилась на проблеме нехватки квалифицированных кадров, поскольку существует дефицит проектировщиков и застройщиков, предложив возобновить целевые наборы сотрудников, в том числе по специальным направлениям. Примером тому может служить обучение в МГСУ руководителей проектов специальности «Бизнес-инжиниринг в строительстве». Другим вариантом решения проблемы является создание в организациях цикличного процесса обучения проектных команд. «Мы у себя часто проводим такие тренинги, семинары по обмену опытом. Это особенно удобно для новичков, которые приходят к нам работать», — рассказала Наталья Зарубина. По ее словам, необходимо также повысить престиж руководителя проекта, который является одной из ключевых фигур в компании, поскольку несет ответственность за весь блок производственных вопросов.
Не менее важно решить и проблему, связанную с длительностью согласования. С этой целью разрабатываются правила взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса. «Мы также, как и Департамент строительства города Москвы, внедряем у себя стандартизацию типовых проектных решений. Нами разработано большое количество чек-листов на каждую стадию реализации проекта, оптимизируем бизнес-процессы, описываем их, адаптируем проекты повторного применения под текущие задачи», — сообщила руководитель дирекции.
Подводя итог своего большого и содержательного доклада, Наталья Зарубина отметила, что современное строительство невозможно без наращивания управленческих профессиональных компетенций, разработки системных унифицированных подходов, ускорения внедрения цифровых инноваций, ведения полного достоверного анализа реализации проекта, применения балансового подхода при бюджетировании и пр.
Решению этих проблем будет способствовать созданная в конце прошлого года ассоциация «Национальное объединение технических заказчиков и иных организаций в сфере инжиниринга и управления строительством» (НОТЕХ), которую учредили 16 ведущих российских инжиниринговых компаний. Выступивший на форуме с докладом президент НОТЕХ Алексей Никитин сообщил, что ассоциация займется разработкой добровольного стандарта деятельности технического заказчика, общих подходов к определению функциональных и квалификационных требований к техзаказчику, механизмов страхования рисков и ответственности. Он добавил, что первые итоги работы ассоциации будут подведены в мае на V Ежегодном отраслевом форуме «Управление строительством в России», который пройдет в столичном Центре международной торговли.
Марат ХУСНУЛЛИН, заместитель председателя правительства РФ, председатель Наблюдательного совета ППК «Единый заказчик»:
«За три года «Единым заказчиком» завершено возведение 51 социально значимого объекта в 22 регионах нашей страны в рамках комплексной госпрограммы «Строительство». Сейчас в работе компании находится еще порядка 150 объектов в 36 субъектах Федерации. Кроме того, в новых регионах России ведется восстановление и строительство более 4 тыс. жилых, социальных и административных объектов»
Александр ЛОМАКИН, первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ:
«В каждом проекте, на каждом объекте технический заказчик — это мозговой центр. Я бы добавил, что он еще и сердце проекта. Потому что насколько технический заказчик глубоко погрузится и головой, и душой в проект, насколько он этот проект будет воспринимать как уникальный, как свой, настолько мы и получим результат»
Номер публикации: №11 22.03.2024