Осталось полгода
На состоявшемся 11 июня заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, заместителем председателя которого является Жанна Рябцева, она сообщила, что из проверенных по инициативе комитета вместе с профильными федеральными министерствами 52 объектов общей стоимостью 30,5 млрд рублей целевых показателей по очистке достигли только три очистных сооружения. Таким образом, как отмечалось на заседании, почти половина из построенных в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» 106 объектов водоотведения не выходят на его целевые показатели. В этой связи возникает вопрос: будет ли достигнут показатель по сокращению загрязненных сточных вод в три раза до конца 2024 года, когда реализация проекта должна завершиться?
Позицию депутатов выразил проводивший заседание председатель парламентского Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. Он напомнил, что федеральный проект, направленный на оздоровление Волги, был разработан в рамках нацпроекта «Экология» в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2018 года и должен быть обязательно выполнен.
Системный сбой
Принципиальная позиция Дмитрия Кобылкина в отношении безусловного выполнения программы строительства очистных сооружений в назначенный срок связана не только с высоким статусом президентского указа, но и с необходимостью хранить традиции российских строителей.
На этот лад депутата настроило и выступление кандидата технических наук, доцента кафедры водоснабжения и водоотведения НИУ МГСУ Сергея Залетова, напомнившего, что полвека назад правительство решило прекратить сброс неочищенных сточных вод, и в результате выполнения программы по крупномасштабному повсеместному строительству сооружений биологической очистки СССР вышел на первое место в Европе по количеству биологически очищенных сточных вод. К настоящему времени срок службы этих сооружений истек, их оборудование выработало свой ресурс, а требования к составу очищенных сточных вод возросли. Настал черед и нынешних строителей реконструировать очистные сооружения на новом технологическом уровне и с учетом опыта внедрения современных технологий, накопленного в Мосводоканале.
Однако, по словам Сергея Залетова, если раньше проектировщики располагали нормативной базой, с помощью которой можно было сделать соответствующие расчеты и проверить их, то сейчас из нормативной документации исчезли методики по расчету новых биологических сооружений, их выбор был отдан на откуп технологам. И не удивительно, что теперь расчеты одного и того же процесса по разным методикам дают различные результаты, из-за чего стоимость объектов может быть завышена или занижена. При этом официально подтвердить или опровергнуть эти расчеты, по мнению ученого, практически невозможно.
«Реализация этого крупномасштабного проекта вскрыла недостатки почти на всех этапах проектного цикла. Зачастую наблюдаем, что на объект закладывается избыточная производительность — на всякий случай. Поэтому объекты стоят недогруженные, и нет даже в перспективе понимания, откуда возьмется эта нагрузка. Качество изысканий не всегда соответствует действительности, что приводит к перерасходу на этапе строительства. Поскольку нет методики расчета, эксперты не могут правильно оценить его результаты. На каждом объекте, который не удается запустить, мы слышали, что проект прошел государственную экспертизу и вопросов к нему не должно быть, а на самом деле их больше, чем ответов», — рассказал Сергей Залетов.
Экспертная оценка ситуации привела депутатов к выводу о том, что в отрасли произошел системный сбой. «Проблема кривых проектов приводит к удорожанию объектов, сдвигаются сроки строительства. Эту ситуацию надо срочно менять», — заявила Жанна Рябцева. Очевидно, что без разработки методики расчета очистных сооружений здесь не обойтись.
В режиме чрезвычайной ситуации
С учетом небольшого времени, оставшегося до завершения проекта, для его реализации будут приняты неотложные меры. Как сообщил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Павел Барышев, в настоящее время создан так называемый инцидент под номером 55. «Это чрезвычайная ситуация, которая сегодня выходит на уровень премьер-министра, который в режиме реального времени может каждый день видеть, что мы делаем по всем уже имеющимся 106 объектам, а их будет 139 в этом году. То есть по каждому нужно составить план, определить финансирование», — обозначил объем предстоящей работы Павел Барышев.
По мнению заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Алексея Ересько, для исправления ошибок, допущенных в ходе реализации проекта «Оздоровление Волги», из федерального бюджета нельзя тратить ни копейки. «Все необходимые деньги субъекты получили в рамках своих субсидий. Все имеющиеся проблемы нужно исправлять либо техническим способом, либо за счет субъектов», — ответил замглавы Минстроя на вопрос модератора о средствах, необходимых для устранения сбоя системы.
Алексей Ересько сообщил, что контроль за реализацией проекта осуществляется на основании отчетов, предоставляемых регионами, а его строительная часть отслеживается ФБУ «РосСтройКонтроль». По итогам депутатской проверки все объекты, реализованные в рамках этого проекта, будут детально проанализированы еще раз. С этой целью они распределены на несколько категорий, по каждой из которых будут выработаны решения для достижения изначально намеченного результата. «На уровне координационного центра правительства создается инцидент, в ходе которого будут рассматриваться все объекты, не достигающие заданных параметров», — заявил Алексей Ересько.
При этом замминистра отметил, что надо разобраться, почему ряд объектов был построен по технологии очистки промышленных стоков, тогда как основная цель проекта — уменьшение хозяйственно-бытовых стоков. «Если изначально оборудование, которое установлено по документам, подходит как оборудование для очистки хозяйственно-бытовых стоков, а по факту это промышленные, тут правоохранительные органы лучше разберутся, как это произошло, потому что строить для пивзаводов и консервных заводов очистные сооружения проектом не предусматривается», — пояснил Алексей Ересько. Кроме того, по его словам, субъектам федерации придется ответить на вопрос, зачем они просят построить объекты, если не знают, что с ними делать дальше.
Кадровый вопрос
Алексей Ересько согласился с выводом Жанны Рябцевой о том, что без активного участия субъектов РФ и без их полной ответственности за построенные очистные сооружения организовать эффективную работу этих объектов не получится, ведь если эксплуатантов не обучили работать на новом оборудовании, то максимум, что они могут делать — это вычищать лопатой мусор.
Между тем, как сообщил заместитель директора Департамента стратегических проектов Минстроя России Марсель Гиниятуллин, из-за упущений в подготовке специалистов простаивает новейшее оборудование для очистки воды. По его словам, основная проблема всех проверенных очистных сооружений состоит в отсутствии обслуживания их оборудования. Даже если эти объекты построены правильно, установленное на них оборудование выходит из строя, потому что люди не знают, как на нем работать, и тогда ни о какой очистке сточных вод говорить уже не приходится. Чтобы решить кадровую проблему, по мнению Марселя Гиниятуллина, в крупных городах на Волге необходимо создать центры по обучению персонала очистных сооружений. Кроме того, в ряде случаев можно доработать использующиеся технологии без финансовых вложений, надо только объяснить людям, как это сделать.
Ключевой момент
Без больших затрат можно привести к одному знаменателю и параллельно действующие требования по оценке качества очистки сточных вод. Построенные в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» очистные сооружения спроектированы с учетом требований приказа Минсельхоза РФ от 13 декабря 2016 года №552, в котором заложены показатели качества воды в реке на расстоянии 500 метров от расчетной точки сброса сточных вод с учетом их разбавления. Однако на практике соответствие этим требованиям проверяется непосредственно в точке сброса, как говорится, «на трубе», поскольку, как пояснил «Стройгазете» Сергей Залетов, заниматься этим должны представители специализированных служб, которые есть не везде. В результате очистные сооружения, особенно небольшие, с объемом очистки стоков до тысячи кубометров в сутки, из-за недостатка финансовых средств не могут достичь показателей, предполагающих внедрение дорогостоящих технологических схем для доочистки стоков.
Чтобы уменьшить стоимость доочистки, составляющую, по оценке Сергея Залетова, до 30% от стоимости всей технологии, и перенаправить сэкономленные средства на реконструкцию других очистных сооружений, которые сейчас вообще не работают, 15 сентября 2020 года правительство РФ приняло постановление №1430 «Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов». По мнению эксперта, предусмотренные этим постановлением показатели, соответствие которым можно проверить в точке сброса сточных вод, позволяют достичь того же эффекта, что и приказ Минсельхоза №552, поскольку учитывают возможности самоочищения реки. Однако до сих пор качество сточных вод определяется на основании приказа Минсельхоза, и это «задвоение» требований, по мнению Сергея Залетова, необходимо устранить. «Сделать это можно здесь и сейчас, достигнув договоренности между министерствами, которые отвечают за соблюдение этих требований», — считает ученый.
Жанна РЯБЦЕВА, депутат Государственной Думы:
«В 2018 году президент поставил задачу за шесть лет в три раза сократить сброс загрязненных сточных вод в Волгу и обеспечить экологическое оздоровление озера Байкал. Шесть лет прошло. Немалый срок. Огромные деньги. Время ответ держать. До каждого объекта доберемся, сами, лично, пешком. И никакие рисованные отчеты не помогут»
Номер публикации: №23 21.06.2024