По итогам дискуссии на пленарном заседании Госдумы и последовавшего за ним круглого стола ответственный за документ Комитет парламента по энергетике создал рабочую группу по доработке законопроекта. В нее вошли депутаты всех фракций, представители профильных федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, теплоснабжающих, теплосетевых организаций и государственных органов субъектов РФ. В результате их совместной работы в текст законопроекта было внесено 35 поправок, с которыми согласились практически все члены рабочей группы.
На пленарном заседании 30 июля законопроект был принят во втором и третьем чтениях. Как отметил выступивший от Комитета Госдумы по энергетике первый заместитель председателя этого комитета Павел Завальный, в документе содержится четкая система ответственности субъектов за подготовку объектов теплоснабжения к осенне-зимнему периоду.
Муниципальные образования закон обязывает иметь утвержденную (актуализированную) схему теплоснабжения и план ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения. Этот план должен быть разработан с учетом таких же планов теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также владельцев тепловых сетей. Он должен быть согласован с уполномоченными органами субъектов РФ в сфере теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, электроэнергетики, ГО и ЧС, ежегодно актуализироваться и размещаться на сайте муниципалитета.
Для теплоснабжающих и теплосетевых организаций нормы и требования по подготовке к зиме начинают теперь носить обязательный характер. Они должны выполнять мероприятия по резервированию систем энергоснабжения. Определен и источник финансирования таких мероприятий. Так же, как и муниципалитеты, теплоснабжающие и теплосетевые организации должны иметь согласованный с ними план действий по ликвидации аварийных ситуаций.
Определены категории потребителей тепловой энергии, обязанные обеспечить подготовку к осенне-зимнему периоду принадлежащих им объектов. К ним относятся коммерческие потребители, управляющие организации и лица, непосредственно управляющие общим имуществом дома, а если способ управления не реализован — то муниципальные образования.
Владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями, теперь будут должны либо выполнять, как и теплосетевые организации, ряд требований при подготовке к зиме, либо распорядиться своими сетями в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.
Важно, что во исполнение поручения президента РФ установлена ответственность должностных лиц и организаций за необеспечение готовности объектов теплоснабжения к осенне-зимнему периоду. Первый зампредседателя Комитета по энергетике также отметил, что все эти изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года, но, чтобы ускорить процесс подготовки к зиме в рамках требований нового закона, Минэнерго России подготовило информационную справку, в которой подробно расписано, как теперь надо готовить объекты теплоснабжения к осенне-зимней эксплуатации. Эта, по сути, инструкция разослана во все субъекты РФ. «Также подготовлены требования к паспортам готовности к осенне-зимней эксплуатации, чтобы уже в этот период, несмотря на то, что нормативные акты в силу еще не вступят, работа по подготовке к зиме проводилась в соответствии с требованиями данного закона. Это очень важно, коллеги. Прошу обратить на это внимание, потому что, если мы это сделаем, то проблем, как прошлой зимой, у нас не будет», — уверен Павел Завальный.
Павел ЗАВАЛЬНЫЙ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике:
«Принятие закона позволит выполнить задачи, поставленные президентом РФ, задействовать для этого все уровни власти и не оставит муниципальные образования один на один с решением вопроса об организации теплоснабжения на своей территории и бесперебойного энергоснабжения потребителей»
Номер публикации: №31 16.08.2024