Оксана Викторовна, какими требованиями руководствуются эксперты при решении вопроса о сбросе сточных вод на рельеф?
Все дело в том, что просто так, без каких-либо природоохранных мероприятий сбрасывать сточные воды нельзя. Действующим в России законодательством — Земельным кодексом — предусмотрено, что любая деятельность на землях, которая может сопровождаться их деградацией (а сбросы сточных вод на рельеф, действительно, могут привести к деградации — загрязнению, эрозии почв, заболачиванию), запрещается. При этом определяющим фактором является именно загрязнение почв и земель. И если вопросы предотвращения эрозии или заболачивания могут быть довольно просто решены с помощью инженерных мер, то вопрос загрязнения гораздо сложнее.
Основная проблема заключается в том, что в РФ отсутствует выстроенная система нормирования загрязнения почв и земель. Иными словами, нельзя точно сказать, какое содержание загрязняющих веществ, которые могут поступать со стоками, будет для почв и земель критическим. Не исследованы до конца механизмы того, как эти загрязняющие вещества могут накапливаться, мигрировать, влиять на состояние самих почв и земель, а также поверхностных и подземных вод, воздействовать на представителей флоры и фауны.
Поэтому сбрасывать сточные воды на рельеф без каких-либо ограничений однозначно нельзя. И, по всей видимости, обойтись одной только очисткой сточных вод, даже до довольно жестких норм, тоже нельзя.
Какие наиболее эффективные технические решения используются для предотвращения загрязнения окружающей среды при авариях и неисправностях очистных сооружений? И насколько широко они применяются?
Здесь идет речь, в первую очередь, об авариях, то есть о «нерегламентном» режиме функционирования объекта и его очистных сооружений. Проектная документация подразумевает нормальную, правильную «регламентную» работу очистных сооружений. В проектной документации, которую рассматривают наши эксперты, все решения должны соответствовать действующим техническим регламентам, требованиям в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Соответственно, отказ проектируемых очистных сооружений не предусматривается проектной документацией. Возможно проведение регламентных работ, когда оборудование останавливается для проведения технического обслуживания в период эксплуатации, но это уже относится к вопросам эксплуатации. А проектная документация предусматривает именно технологию регламентной работы очистных сооружений.
Несомненно, в разделе проектной документации «Мероприятия по охране окружающей среды» рассматриваются в том числе возможные аварийные ситуации, но не с точки зрения их предотвращения как таковых, снижения риска их возникновения, а с точки зрения минимизации последствий для окружающей среды, если такая авария все же случилась.
Как правило, основным способом реагирования на аварийные ситуации с точки зрения недопущения или снижения степени экологического загрязнения является применение специальных мер, которые позволят быстро аккумулировать попавшие в природную среду стоки. Например, под оборудованием, которое может оказаться негерметичным в процессе эксплуатации, обязательно предусматриваются специальные поддоны или приямки, обваловки, куда должен поместиться весь объем загрязняющего вещества или стока, которые могут в этом оборудовании образоваться.
Если же мы говорим про стандартные очистные сооружения, содержащие большие первичные или вторичные отстойники/ накопители стока, то, естественно, основной способ в данном случае — недопущение аварийной ситуации в принципе. Наши специалисты по конструктивным и по архитектурным решениям как раз и смотрят в документации на то, чтобы заложенные в ней проектные решения обеспечивали устойчивость и безопасную эксплуатацию очистных сооружений, при которой не может произойти аварийная ситуация, грозящая большой утечкой неочищенных сточных вод в окружающую среду. Поэтому при рассмотрении проектной документации мы оцениваем, насколько принятые проектные решения соответствуют действующим нормам в области механической безопасности.
Как решается вопрос о сбросе очищенных сточных вод на рельеф в населенных пунктах, расположенных вдалеке от природных водоемов? Есть ли для этого необходимая законодательная база? Какие природоохранные технологии при этом применяются?
Как мы уже говорили, сброс на рельеф — это сложный и спорный вопрос. В существующих в настоящее время в России нормативно-правовых актах нигде напрямую сброс на рельеф не запрещен, но и не разрешен в явном виде. По этой причине сейчас нельзя получить разрешение на сброс на рельеф даже очищенных сточных вод. Если природопользователь очищает воду и сбрасывает ее в водный объект, есть законодательно регламентированные процедуры, позволяющие ему получить легитимное разрешение на такой сброс. Но разрешение на сброс очищенных стоков на рельеф природопользователь получить не может.
Ситуация, когда очистные сооружения в населенных пунктах так далеко расположены от водоемов, что отсутствует вообще принципиальная возможность отведения туда стоков, крайне редка: нам в ходе экспертизы такие ситуации не встречались ни разу.
А вот проектируемые автомобильные и железные дороги, магистральные трубопроводы и другие линейные объекты на значительной протяженности могут проходить вдалеке от водных объектов, и в основной своей массе такие объекты являются источниками воздействия на водную среду и земельные ресурсы. В данном случае в проектной документации должны быть предусмотрены такие решения по очистке стоков, которые при правильно организованном выпуске очищенных сточных вод на рельеф с учетом недопущения эрозии и заболачивания почв не приведут к загрязнению почвенного покрова, как того требует Земельный кодекс. Такие решения встречаются, поскольку экономически нерентабельно, нецелесообразно прокладывать длинные трубопроводы для того, чтобы отводить очищенные сточные воды, допустим, с поверхности автодороги в ближайшие водные объекты — иногда их разделяют многокилометровые расстояния.
В эти проблемы довольно глубоко сейчас погружены как отдельные крупные представители бизнеса, так и государственные природоохранные органы, в частности, Минприроды России. Однако четкого понимания, как быстро решить проблему, нет.
Мы знаем, что сообщество природопользователей — это в основном металлургические и нефтяные предприятия — сейчас выходит с инициативой доработки законодательства таким образом, чтобы оно позволяло при определенной степени очистки и при проведении иных мероприятий сбрасывать сточные воды на рельеф, и чтобы потом при контрольно-надзорных мероприятиях соответствующие органы не предъявляли природопользователям претензий. Мы несколько раз участвовали в совещаниях по этому вопросу на площадке Минприроды вместе с представителями Росприроднадзора и производственных организаций, но, насколько мне известно, пока этот вопрос остается дискуссионным и окончательного решения по нему не принято. Мы не знаем и о законотворческих инициативах о полной легитимизации сброса очищенных стоков на рельеф.
Специалисты государственной экспертизы придерживаются такой позиции, что очищенные до требуемых норм стоки необходимо либо сбрасывать в водные объекты, либо направлять в существующие инженерные сети, либо вывозить на централизованные очистные сооружения. Альтернативными способами могут быть также закачка очищенных сточных вод в подземные водоносные горизонты либо организация гидроизолированных прудов-испарителей или полей фильтрации.
Еще раз повторюсь: явного запрета на такие сбросы тоже не существует. Главное, чтобы при этом не происходило необратимых изменений компонентов окружающей среды. Именно с этой точки зрения наши эксперты оценивают проектную документацию.
Оксана РОДИВИЛОВА, начальник Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России:
«Для обеспечения экологической безопасности необходим комплексный подход — грамотные проектировщики, активный заказчик, контролирующий объект на каждом этапе жизненного цикла, строительство и эксплуатация объекта согласно принятым проектным решениям. В целях решения вопросов воздействия сточных вод при их сбросе на рельеф на первый план выходит необходимость оптимизации нормативной базы»
Номер публикации: №34 06.09.2024