Игра без правил
Анализируя в своем докладе информацию субъектов РФ, предоставленную ими по теме мероприятия, Галина Хованская выделила несколько наиболее типичных проблем, первая из которых — дефицит средств регионального бюджета. В подавляющем большинстве субъектов причиной тому стал рост стоимости квадратного метра, причем не только при новом строительстве, но и на вторичном рынке; его цена сейчас превышает — и порой весьма существенно — стоимость «квадрата», устанавливаемую Минстроем России, что приводит к невыполнению программы переселения. «Если мы будем в такую игру играть, мы проблему не решим. Это просто нечестно, некорректно», — заявила депутат.
Второй по значимости проблемой, о которой проинформировали Госдуму субъекты, является то, что площадь предоставляемого гражданам жилья нередко больше, чем «квадратура» подлежащего отселению помещения. «И возникает вопрос доплаты — откуда деньги? Ситуация тоже массовая, присутствует во всех справках из регионов. Я не говорю, что всем надо предоставлять по нормам — это было бы замечательно. Это у нас делают только два субъекта РФ, все остальные говорят: а у нас нет средств, чтобы выполнить поставленную задачу по расселению к назначенному сроку», — подчеркнула Галина Хованская.
По ее словам, сложностей добавляет и отсутствие в программе переселения домов блокированной застройки, потому что в Градостроительном кодексе РФ не указано, что они являются многоквартирными домами (МКД). В то же время в ряде субъектов, где в свое время жилые помещения предоставлялись очередникам органами власти для улучшения жилищных условий, таких аварийных домов сотни. «Я считаю, что это нетерпимо: мы в итоге сами, собственными руками загоняем этот субъект в ситуацию, когда он не может реализовать переселение», — констатировала модератор заседания. Кроме того, она обратила внимание его участников на то, что в программу не входят аварийные частные жилые дома, что опять же увеличивает нагрузку на бюджет муниципальных образований, в которых такие дома составляют основу всего жилфонда. То же можно сказать и о МКД, ставших непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, из доклада Галины Хованской следует, что заботы по расселению нескольких категорий аварийных домов целиком возложены на бюджеты муниципалитетов, большинство из которых не имеют достаточных ресурсов для решения в полной мере этой задачи. «Не надо обманывать самих себя, — подчеркнула она. — Невозможно в этих условиях выполнить в срок требования программы и получить финансирование. Нужно искать выход, а не виноватых в одних только муниципалитетах. Дефицит средств на переселение приводит еще к одному неприятному результату — дом расселили, а его не сносят, потому что денег на это уже нет, что приводит к негативным последствиям».
Парламентарий также согласилась с подходом Верховного суда РФ в вопросе расчета денежной компенсации за аварийное жилье, в соответствии с которым на возмещаемую сумму гражданин должен иметь возможность купить себе новое жилье. «В компенсацию входит не только то, что написано в Градкодексе — рыночная стоимость, убытки и прочее, — но и стоимость земельного участка, потому что аварийное жилье — сам объект недвижимости — ничего не стоит. А что у нас делают? У нас специально не ставят на кадастровый учет эти земельные участки, и как бы это остается в собственности публичной власти. И все для того, чтобы уменьшить размер компенсации», — считает Галина Хованская.
Разумный подход
В свою очередь, начальник Управления защиты экономических и политических прав граждан рабочего аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Оксана Малащицкая сообщила, что из года в год люди жалуются на отказы органов местного самоуправления включить аварийные МКД в адресные программы переселения, слишком длительные сроки расселения, недостатки при обследовании домов межведомственными комиссиями для признания их аварийными, а также высказывают недовольство расположением новостроек.
Среди системных проблем представитель омбудсмена назвала недостаточную для приобретения нового жилья сумму выкупа, с чем сталкиваются лица, не имеющие права на его получение взамен признанного аварийным. Это происходит тогда, когда дом признан непригодным для проживания, но не включен в адресную программу переселения. В таком случае заключается соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд с выплатой возмещения за изымаемое помещение, но при этом сумма возмещения зачастую является недостаточной для приобретения нового жилья. Чтобы в результате человек не остался без крыши над головой, необходимо, чтобы выкупная цена соответствовала рыночной цене такого же по площади жилья, расположенного в том же муниципальном образовании.
Другое предложение Оксаны Малащицкой направлено на сокращение длительных сроков расселения аварийных МКД, которые в ряде случаев измеряются годами. Согласно закону, установление сроков сноса аварийного дома является компетенцией органов местного самоуправления, при этом данные сроки должны быть разумными. Однако понятие «разумный срок» не конкретизировано, что порождает противоречивую судебную практику. Поэтому, по ее мнению, критерии разумности сроков расселения аварийного жилья необходимо закрепить законодательно.
Потребность в деньгах
Директор департамента стратегических проектов Минстроя России Ольга Шарова согласилась, что, действительно, очень большой объем работы в части расселения аварийного жилья ложится на субъекты, и многое зависит от уровня компетенции органов региональной власти. Также есть проблема и с недостаточностью финансирования, причем некоторые вопросы, озвученные на думском круглом столе, напрямую связаны с возможностями госбюджета.
Ольга Шарова обратилась к депутатам с просьбой поддержать рекомендации и заявки министерства о выделении из федерального бюджета дополнительных денежных средств на программу по переселению из аварийного жилья. По ее словам, в прошлом году, несмотря на то, что Минстрой заявлял потребность регионов на уровне 76 млрд рублей, на эти цели фактически было выделено только 24 млрд. Соответственно, по прошлому году заявленная потребность регионов в финансировании на сумму около 50 млрд рублей осталась до настоящего времени не обеспеченной. Кроме того, в текущем году по данной программе предусмотрено всего 44,6 млрд рублей. В 2024-2025 годах в бюджете зарезервировано выделение на нее по 25 млрд рублей ежегодно, но этих средств, по словам представителя профильного ведомства, недостаточно. «У нас есть поручение президента о финансировании из федерального бюджета в объеме не менее среднего за три предшествующих года — это порядка 84 млрд рублей ежегодно. Эту потребность мы и будем заявлять», — резюмировала Ольга Шарова.
Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Госдумы РФ:
«В России наблюдается острая нехватка маневренного фонда жилья, предназначенного для временного размещения семей, ожидающих переселения в новые квартиры или получения компенсации. Такой фонд имеется всего в 10 регионах, но граждане чаще всего не спешат в него переезжать из-за его низкого качества» Более 1 млн человек расселено в России с 2008 года в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья»
Номер публикации: №24 07.07.2023