Но инициировать такие проверки должны пострадавшие, а они зачастую сами находятся в неведении, что стали жертвой обмана, и продолжают исправно платить мошенникам. Таким образом криминалу в сфере ЖКХ помогают сами граждане, не осведомленные, как рассчитываются суммы платежей. Это подтверждают и социологические исследования: согласно недавнему опросу ВЦИОМ, более 60% населения не может разобраться, что указано в платежных документах за ЖКУ, за что и сколько следует платить. Справедливости ради надо отметить, что содержание жировок в последние годы неоднократно менялось, а управляющие компании нередко их составляют так, чтобы запутать жителей. Особенно часто в последние месяцы аферисты наживаются на мусорных платежах.
Так, в Москве с 1 января в платежках появилась строка «обращение с ТКО», которая ранее была включена в графу «содержание и ремонт жилья». Один из случаев мошенничества произошел на Новогиреевской улице, где сотрудники жилищно- строительного кооператива включили эту услугу в общую платежку и стали собирать с жильцов деньги. Схема вскрылась только после жалобы одного из жителей, исправно платившего по счетам, но заподозрившего неладное, когда ему пришла еще одна платежка с долгом. Эта история имела хороший конец: жильцам дома 31/45 удалось вернуть более 543 тыс. рублей переплаты, но случаи, когда мошенники пользуются невнимательностью населения, а граждане переплачивают за услуги, платят по фиктивным реквизитам, происходят во всех регионах.
Чтобы нарушений было меньше, эксперты советуют не стесняться задавать вопросы своей УК, если в жировке появились подозрительные цифры. Также необходимо регулярно совершать платежи и отправлять данные о расходе коммунальных ресурсов, даже о нулевом: отсутствие у УК сведений о расходе воды в квартире является основанием для начисления платы за эту услугу по среднемесячным показателям, а затем по нормативам — и если появится существенный долг за воду, будет сложно доказать, что начисления неверны. Наконец, при любых подозрениях нужно обращаться в Госжилинспекцию. «Если в квитанции появились лишние строки — это повод написать жалобу в орган жилищного надзора», — говорит руководитель управляющей компании «КомТехСервис» из Санкт-Петербурга Артем Майоров. Аналогично нужно поступать, когда требуют оплату за работы, решения о которых не принимались общим собранием жильцов.
Вернуть деньги не всегда просто. Для проведения перерасчета необходимо обратиться в многофункциональный центр, управляющую или ресурсоснабжающую организацию, выставляющую счета на оплату, и написать заявление о проведении перерасчета с указанием причины возникновения переплаты.
В целом, значительная доля ответственности за финансовую дисциплину в доме лежит все-таки на самих собственниках: Жилищный кодекс определяет, что именно они главные в МКД, а значит, должны проявлять внимание и компетентность во всех финансовых операциях, связанных с его обслуживанием.
Номер публикации: №32 26.08.2022