Отходы — в доходы
О барьерах в закупке продукции из вторичных материальных ресурсов рассказал министр экологии и природопользования Московской области Тихон Фирсов. Он сообщил, что 45 подмосковных предприятий, используя вторичные ресурсы, производят 42 вида товарной продукции. Например, из древесных строительных отходов они изготавливают прессованные плиты и арболитовые блоки. С этой целью завод в Электрогорске в 2023 году принял и переработал свыше 500 тыс. кубометров вторичного древесного сырья, а деревообрабатывающее предприятие в деревне Сухарево в городском округе Мытищи — 5 тыс. «кубов» такого сырья.
Велика потребность и в других видах вторичных ресурсов. Так, с применением вторичного пластика около 15 подмосковных заводов изготавливают малые архитектурные формы. Изделия из полимерного композита отличаются негорючестью, антивандальными свойствами, влагостойкостью, долговечностью, к тому же их легко ремонтировать. В 2024 году Министерство благоустройства Московской области планирует закупить вторичный пластик для 1 600 скамеек на детских игровых площадках и 1 400 урн.
Среди строительных отходов вторую жизнь обретает и щебень, получаемый при переработке бетона. В конце прошлого года по инициативе Подмосковья приказом Минстроя России вторичный щебень был включен в Классификатор строительных ресурсов, и теперь его можно закупать на законных основаниях для бюджетного строительства. Власти Московской области готовы приобрести 275 тыс. тонн вторичного щебня для использования на объектах строительства, реконструкции и благоустройства. Намечено купить также 58 тыс. тонн компоста для использования в подстилающем слое на неответственных участках работ.
Все эти планы реализуются в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» до 2030 года и отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и ЖКХ на 2022-2030 годы». Переработка строительных отходов (вовлечение во вторичный оборот) от общего объема их образования должна возрасти с 66% в 2024 году до 85% в 2030-м, а долю применения вторсырья при производстве продукции и материалов в строительстве за этот период намечено увеличить, соответственно, с 20 до 40%.
Однако для того, чтобы не только в Подмосковье, но и во всех других регионах все больше строительных отходов отправлялось не на свалки, а в переработку, надо, по мнению Тихона Фирсова, устранить ряд нормативных барьеров. Прежде всего, следует установить минимальную долю вторсырья в товарах для госзакупок. Кроме того, недостаточен перечень товаров с применением вторсырья, обязательных для госзакупок, нормативно не прописаны требования к его применению в закупках работ и услуг, отсутствует механизм подтверждения изготовления продукции из него. В ряду предложенных докладчиком поправок, которые, с его точки зрения, необходимо внести в нормативно-правовые акты, значатся также маркировка товаров из вторсырья с указанием его доли и обязанность поставщика предоставлять информацию и документы, подтверждающие изготовление и долю вторсырья в товаре.
В числе экономических препятствий на пути строительного вторсырья министр назвал малый ассортимент товаров из него, а также отсутствие адресных мер поддержки производителей товаров с его применением. Он напомнил, что 1 марта 2023 года вступило в силу распоряжение правительства РФ №2094-р, которым предусмотрено стимулирование (компенсация) для производителей товаров из вторсырья, подрядчиков, выполняющих работы (услуги) с применением продукции, произведенной из вторсырья. Теперь нужно разработать алгоритм проактивных действий государственных органов по сопровождению компаний, производящих продукцию из вторсырья, при подаче документов на получение компенсации.
Весь спектр проблем
Выступивший под занавес заседания руководитель тендерного департамента Ассоциации СРО «Стройкорпорация» Евгений Кобяков в своей презентации детально обозначил проблемные вопросы при проведении конкурентных процедур и предложил пути их решения. Прежде всего он отметил, что при размещении закупки публикуется неполная документация. В ней отсутствуют проект, локально-сметные расчеты, заключение государственной экспертизы и представлены сметные расчеты в нередактируемом формате. При этом на запросы подрядчика заказчик зачастую отвечает отказом. Поэтому, по мнению представителя СРО, необходимо разработать и законодательно утвердить официальный список документов для размещения закупки по категориям (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт).
Несоответствие размещенных в закупке видов и объемов работ реальности часто обнаруживается только после того, как работы начались. Чтобы избежать ситуации, когда, например, публикуется закупка на капитальный ремонт, а по факту производится реконструкция или новое строительство, предлагается обязать заказчика прикладывать к публикуемой документации как минимум фотоматериалы существующего объекта капитального строительства, а также (при наличии) технические отчеты и планы БТИ.
Распространенным стало и лоббирование заказчиками определенных подрядчиков путем принятия к учету у нужного подрядчика несуществующих договоров, а также с помощью формального подхода к оценке заявок. Конечно, подрядчик может направить запрос на разъяснение результатов конкурентной процедуры или подать жалобу в ФАС. Но, по мнению Евгения Кобякова, надо также обеспечить участие представителей СРО в комиссии по рассмотрению заявок в закупках, относящихся к строительной отрасли. А чтобы исключить предоставление потенциальными подрядчиками «рисованных» договоров, явно несоответствующих опыту, оборотам и персоналу представляемой компании, следует законодательно утвердить обязанность заказчика проверять данные, предоставляемые участниками конкурентных закупок, по официальным открытым источникам, определив при этом информационные ресурсы, используемые при проверке.
Бывает и так, что при выходе на объект выясняется, что работы уже ведутся сторонней организацией. Тогда у подрядчика, который честно одержал победу на торгах, остается лишь один выход — договориться с заказчиком о проведении части работ и оплате неофициальному подрядчику уже выполненных работ. Поэтому, кроме установления обязанности заказчика прикладывать к публикуемой документации фотоматериалы объекта капитального строительства, предлагается вести строгий контроль со стороны курирующих министерств за ситуацией на объектах, а также предусмотреть уголовную ответственность за осуществление противоправных действий, квалифицируемых как мошенничество с использованием служебного положения.
Зачастую в рамках исполнения контрактов на проектирование готовится проектно-сметная документация, не соответствующая реальной обстановке на объекте. При этом она согласовывается заказчиком и получает положительное заключение государственной экспертизы. В дальнейшем, выходя на объект, подрядчик вынужден производить корректировку проектной документации, получать согласования и повторно заходить в госэкспертизу. В связи с этим предлагается ввести ответственность подрядчиков-проектировщиков за некачественно подготовленную проектно-сметную документацию и возложить обязанность корректировать документацию, производить согласования и получать положительное заключение государственной экспертизы на проектировщика в рамках гарантийных обязательств.
Также, по мнению докладчика, необходимо исключить ситуацию, когда со стороны заказчика в сметной документации учитываются самые дешевые и некачественные строительные материалы, а в результате подрядчики при производстве работ используют материалы непонятного происхождения и наихудшего качества. Чтобы такого не происходило, используемые при реализации контрактов строительные материалы должны быть сертифицированы аккредитованными Минстроем лабораториями. Для снижения нагрузки на ведомства, а также квалифицированного и законодательно верного решения всех этих проблем Евгений Кобяков предложил от имени Ассоциации СРО «Стройкорпорация» создать консультационный центр с широким кругом полномочий, начиная от участия в работе межведомственных рабочих групп, научных советов по согласованию документации перед публикацией конкурентной процедуры и комиссий по рассмотрению заявок и заканчивая консультативной и иной помощью по финансированию контрактов.
Алексей ЛАВРОВ, заместитель министра финансов РФ:
«Госзакупки — это 10 трлн рублей по 44-ФЗ. Если добавить 223-ФЗ, то это в два-три раза больше. В совокупности получается, что только на закупки государство затрачивает объем не меньший, чем федеральный бюджет. Это большая сумма, которую нужно распределить максимально эффективно»
Номер публикации: №20 31.05.2024