И кнут, и пряник
Прежде всего пищу для размышлений дал доклад руководителя ФАС России Максима Шаскольского о работе службы в 2022 году. В частности, он сообщил, что при участии ведомства правительство РФ легализовало параллельный импорт, что способствует снижению рыночной власти правообладателя, уменьшению или сдерживанию цен, появлению новых возможностей для малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в прошлом году введены временные меры, уменьшающие административную нагрузку на бизнес, в том числе упрощен контроль над сделками экономической концентрации. По словам статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского, текущий период требует трансформации экономических отношений и антимонопольного регулирования, которое должно не сдерживать развитие страны, а способствовать экономическому росту и обеспечению повышения уровня жизни граждан.
Недорогой рецепт
Многие доклады на конференции были посвящены механизмам ценообразования. В кулуарах мероприятия руководитель Центра исследования конкуренции и экономики Сибирского института управления (филиал РАНХиГС) Ирина Князева объяснила «Стройгазете» интерес к этому вопросу тем, что от его решения по сути зависит дальнейшее существование бизнеса. Установление потолка цен, не учитывающих рост издержек, может привести к банкротству предприятий. Как отметил в этой связи заведующий кафедрой конституционного права МГИМО, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, в настоящее время в стране количество ликвидируемых компаний уже превышает число создаваемых. «А значит, крайне важно задать вектор антимонопольной политики и регулирования товарных рынков, который позволит соблюсти баланс интересов и потребителей, и бизнеса, обеспечит ускорение и независимое развитие ключевых отраслей экономики», — отметил он.
Вопрос, как это сделать в условиях мобилизационной экономики, Владислав Гриб задал декану экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, члену Экономического совета при президенте РФ Александру Аузану. По мнению эксперта, идеального решения не существует. В сложившейся ситуации необходимо признать: политика импортозамещения ведет к снижению технологического уровня, а значит, соотношение «цена-качество» в ближайшее время не будет оптимальным. При этом массовый спрос на товары и услуги проседает, а элитный растет, так как отечественный крупный и средний бизнес занимают освободившиеся после ухода иностранных компаний ниши.
Свобода и необходимость
Большой интерес вызвал и вопрос об обязательной продаже товаров на бирже. Распоряжением правительства РФ № 4140-р от 23.12.2022 утвержден «План мероприятий («дорожная карта») развития организованной (биржевой) торговли на отдельных товарных рынках на 2023-2025 годы». Документ наделяет российский кабмин правом устанавливать перечень товаров, в отношении которых формируются национальные ценовые индикаторы на основании биржевых и внебиржевых ценовых индексов, определять минимальную величину продажи таких товаров на бирже, за исключением случаев, предусмотренных антимонопольным законодательством. При этом перечень товаров, по которым в настоящее время регистрируются внебиржевые договоры, должен быть расширен путем включения в него в том числе цемента.
Но, как напомнил профессор кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ Дмитрий Петров, не каждый товар может продаваться на бирже: в соответствии с законом об организованных торгах биржевой товар должен обладать определенными признаками, в том числе стандартными потребительскими свойствами, взаимозаменяемостью. Вывести на биржу в административном порядке нефть, газ или уголь несложно в силу высокой степени стандартизации этих товаров. Но как действовать, если речь идет о продукции, отдельные виды которой имеют дополнительные свойства, соответствующие запросам индивидуального потребителя либо индивидуализированной группы потребителей?
Не допустить ошибки
Комментируя по просьбе «Стройгазеты» состоявшуюся дискуссию, первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков отметил: «Мы нередко слышим, что в сложившихся обстоятельствах необходимо усиливать госрегулирование и за счет этого строго контролировать факторы, влияющие на ценообразование. Однако данное утверждение справедливо не для каждого товарного рынка. Если говорить о стройотрасли и производстве цемента, имеющихся в настоящее время механизмов госконтроля вполне достаточно, чтобы поддерживать здоровую конкуренцию и вести мониторинг цен. Да, некоторые процессы, возможно, стоит усовершенствовать, например, работу по агрегированию и анализу информации о стоимости стройматериалов логично организовать в рамках единой государственной структуры, принимающей сведения по принципу одного окна. Такой площадкой вполне может стать ФГИС ЦС Минстроя России».
В отрасли производства стройматериалов сегодня важно наращивать спрос, при его наличии будет идти и работа над предложением. Например, идеальная структура потребления цемента предполагает, что 50% продукции идет на жилищное строительство, 25% — на возведение промышленных предприятий, еще 25% — на создание инфраструктуры (дорог, мостов, больниц и т. д.). Но в реальности ситуация выглядит иначе.
«В Сибирском федеральном округе в 2022 году 80% цемента потреблено сектором жилищного строительства. И благодаря решению главы государства, поручившего продлить программу льготной ипотеки до 1 июля 2024 года, спрос на новостройки сохранится, — говорит Валерий Бодренков. — Но будут ли люди, купившие квартиры, жить и трудиться в комфортных условиях? Вопрос остается открытым: на возведение инфраструктурных и промобъектов уходит лишь 20% цемента, а значит, их строительство идет низкими темпами. В перспективе собственники жилья будут вынуждены продавать его по невысоким ценам и уезжать туда, где смогут найти достойную работу и комфортные условия горсреды. Чтобы этого не произошло, нужно уже сейчас формировать широкую программу промышленного строительства, начинать реализацию масштабных инфраструктурных проектов».
Номер публикации: №06 17.02.2023