Обновлять и совершенствовать! Андрей Копытин о значимости работы по актуализации нормативно-технической документации

Обновлять и совершенствовать! Андрей Копытин о значимости работы по актуализации нормативно-технической документации

Обновлять и совершенствовать! Андрей Копытин о значимости работы по актуализации нормативно-технической документации Пресс-служба ФАУ «ФЦС»
В прошлом номере «Стройгазета» подробно рассказывала, почему в новой действительности важно соблюдать баланс отраслевого правового регулирования — с точки зрения безопасности возводимых зданий и сооружений, с одной стороны, и сохранения их максимальной ресурсной эффективности, экономичности, с другой. О том, как этого добиться и каким образом сегодня ведется актуализация нормативно-технической документации под современные реалии строительства, «СГ» побеседовала с исполняющим обязанности директора Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») Андреем КОПЫТИНЫМ.

Андрей Копытин.png

«СГ»: Андрей Викторович, в рамках проекта «Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» предусмотрен ряд мероприятий по совершенствованию системы технического регулирования. С чего предполагаете начать?

Андрей Копытин: Одной из центральных задач является переход от предписывающего метода нормирования к параметрическому, основанному на альтернативных, гибких вариантах достижения нормативных требований в проектировании и строительстве, при этом обеспечивающему максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированном соблюдении безопасности технических решений. Проект будущей системы нормативных документов в строительстве, учитывающий переход на параметрическое нормирование, был подготовлен ФАУ «ФЦС» и представлен профессиональному сообществу.

В 2022 году уже осуществляется разработка «пилотных» сводов правил (СП) «Здания жилые многоквартирные. Основные положения» и «Общественные здания и сооружения. Основные положения», в состав которых будут входить преимущественно параметрические требования.

«СГ»: Недавно был разработан новый ГОСТ «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (СПДС). Что это даст?

А.К: Новый ГОСТ Р, по сути, является актуализированной редакцией базового стандарта ГОСТ Р 21.1101-2013. Поводом для его появления стала необходимость гармонизации требований к оформлению технической документации со смежными системами стандартизации, такими как ЕСКД, ЕСТД, ИСО и др. Был учтен опыт применения требований стандарта на практике проектными и изыскательскими организациями, а также обновления действующей законодательной и нормативной базы, в том числе изменения Градостроительного кодекса РФ, постановления правительства РФ №87 и приказа Минстроя от 21 ноября 2014 года №728/пр «Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

В новом стандарте появились термины, связанные с формированием проектной документации в виде электронных документов. По многочисленным пожеланиям введена возможность оформления основной надписью по форме 6 для последующих листов графических документов проектной и рабочей документации. Актуализированы правила внесения изменений в проектную и рабочую документацию, а также требования к комплектованию бумажной документации для архивного хранения. Введены новые требования для электронной документации.

Унификация применяемых в СПДС терминов и наличие единых правил к содержанию и оформлению проектной и рабочей документации способствуют созданию единого технического языка, сокращению трудозатрат и, следовательно, стоимости проектирования в целом.

«СГ»: Применение альтернативных (аналогичных импортным) материалов и технологий потребует пересмотра нормативной базы?

А.К.: В целом наша нормативная база позволяет беспрепятственно использовать отечественные материалы и технологии. Тем не менее, в нормативных документах иногда все же встречаются прямые указания на применение тех или иных видов строительных материалов, производимых за пределами России и стран ЕАЭС и не имеющих у нас аналогов. В этой связи Минстрой РФ начнет оценивать разрабатываемые нормативные документы на предмет снятия таких указаний, и уже в 2022 году такую оценку получат не менее 50 нацстандартов и 73 СП.

«СГ»: Актуализации, а иногда создания с нуля, требует сегодня и нормативная база для широкого применения деревянных конструкций. Особенно остро стоит вопрос о пожарной безопасности объектов с такими конструкциями. Что делается в этом направлении?

А.К.: В сложившейся экономической ситуации стал особенно востребован вопрос применения древесины в качестве строительного материала, причем как в малоэтажном строительстве, так и для многоэтажных зданий. Если в малоэтажном строительстве вопросы нормативного обеспечения строительства в целом решены, то для строительства многоэтажных зданий свыше 3 этажей с применением деревянных конструкций до настоящего времени имеются существенные ограничения в области пожарной безопасности, что делает строительство таких зданий нерентабельным. Также до настоящего времени не в полной мере разрешены вопросы теплотехнических и звукоизоляционных характеристик древесины, ремонтопригодности, прокладки инженерных систем, учета конструктивных особенностей CLT-панелей, а также строительства деревянных домов в сейсмических районах. Для решения перечисленных проблем Минстроем России с 2021 года инициировано проведение необходимых НИР и НИОКР, результаты которых по их завершении будут внедрены в нормативную базу. В рамках взаимодействия с МЧС России по результатам выполненного в 2022 году комплекса научно-исследовательских работ планируется выработать механизм устранения существенного административного барьера — результатом работ должны стать предложения по внесению изменений в Федеральный закон №123ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и внесение изменений в документы по стандартизации в области обеспечения пожарной безопасности, находящиеся в ведении этого ведомства, при безусловном сохранении установленного законодательством уровня обеспечения пожарной безопасности людей.

Пресс-служба ФАУ «ФЦС»

«СГ»: Как идет работа над совершенствованием экспертизы документов по стандартизации?

А.К.: Работа по совершенствованию нормативно-технического регулирования в строительстве осуществляется ТК 465 «Строительство», а также совещательными и координационными органами, созданными при Минстрое РФ, — межведомственным Научно-техническим советом строительной отрасли при рабочей группе при Минстрое РФ по вопросам нормативно-технического регулирования в строительстве, рассматривающим в том числе вопросы переустройства (переноса) инженерных коммуникаций для целей строительства, и Рабочей группой по техническому нормированию в строительной отрасли при Правительственной комиссии по региональному развитию.

В целях автоматизации процедуры разработки и экспертизы документов по стандартизации, обеспечению контроля, прозрачности и доступности информации по деятельности ТК 465 «Строительство» и вновь создаваемых ТК, а также автоматизации взаимодействия участников НТС и Рабочей группы предлагается разработка и ведение цифровой информационной системы обеспечения нормативно-технической деятельности в строительстве. Ее внедрение обеспечит создание единой среды для разработки нормативных требований и позволит существенно повысить качество и оперативность согласования проектов нормативных документов.

«СГ»: Повышает ли качество нормативных документов участие в их разработке профессионального и бизнес-сообществ?

А.К.: НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСПП, ТПП, РСС, Ассоциации стального, деревянного строительства и производителей модульных зданий и сооружений вносят значительный вклад в качество разрабатываемых нормативных технических документов.

Взаимодействие с ключевыми отраслевыми объединениями осуществляется, что называется, «в ручном режиме». В этой связи одной из актуальных задач является организация автоматизированного взаимодействия с участниками отрасли с целью налаживания качественного взаимодействия при разработке НТД.

Кстати, в ФАУ «ФЦС» реализовано проектное управление разработкой нормативных документов, в рамках которого созданы 13 профильных рабочих групп с участием ведущих научных институтов и представителей отраслевых объединений. Эти группы — специализированные диалоговые площадки для решения как комплексных задач по формированию перспективных планов работ и отбору поступающих заявок и предложений, так и частных (предметный разбор предложений и замечаний по конкретным документам, поступающим в результате публичных обсуждений проектов сводов правил и стандартов).

«Взаимодействие с ключевыми отраслевыми объединениями осуществляется, что называется, «в ручном режиме»



Теги: