Новое в отраслевом законодательстве за период с 15 по 30 апреля 2022 года

Новое в отраслевом законодательстве за период с 15 по 30 апреля 2022 года

Новое в отраслевом законодательстве за период с 15 по 30 апреля 2022 года
Специально для «Стройгазеты» юристы компании «Гарант» подготовили мониторинг новых федеральных законодательных актов и нормативных документов, затрагивающих вопросы строительства, градостроительства и архитектуры за период за период с 15 по 30 апреля 2022 года.

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 15 апреля 2022 года N 91-ФЗ «Об особенностях осуществления отдельными лицами деятельности на территории закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области и о внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании»

Роскосмос и его организации вправе привлекать белорусских граждан и юрлиц к строительству и реконструкции объектов наземной космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Закон вступает в силу со дня опубликования.

Федеральный закон от 16 апреля 2022 года N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В 223-ФЗ установлен срок оплаты заказчиком контракта - 7 рабочих дней после подписания документа о приемке. Разрешены закупки в сфере строительства "под ключ". Информация о закупках, определенных Правительством, размещается в закрытой части ЕИС, то есть без размещения на официальном сайте. Поставщик, который допустит существенные нарушения договора с заказчиком, попавшим под санкции, попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

В 44-ФЗ внесены следующие изменения:
- к контрактам на поставку товаров для нормального жизнеобеспечения граждан отнесены контракты на поставку медизделий, техсредств реабилитации;
- запрещено использовать иностранную валюту при определении и обосновании цены контракта;
- закрытые конкурентные способы закупок могут применять заказчики, попавшие под санкции;
- срок оплаты заказчиком контракта и отдельных этапов по общему правилу сокращен до 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке;
- в реестр недобросовестных поставщиков будут включать при одностороннем отказе поставщика от исполнения контракта при отсутствии на то оснований;
- до 1 января 2024 года разрешено по одному контракту закупать оборудование для эксплуатации объекта и работы по строительству, реконструкции, капремонту такого объекта;
- с единственным исполнителей можно заключать контракты на подготовку космонавтов, запуск космических аппаратов, на создание космической техники.

Закупки выведены из-под действия Закона об обязательных требованиях.

Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением положений, для которых определены иные сроки. Установлены переходные положения.

Федеральный закон от 16 апреля 2022 года N 100-ФЗ «О внесении изменения в статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В ЖК РФ внесены поправки, согласно которым регионы наделены правом устанавливать своим нормативным правовым актом порядок и сроки подписания акта приемки оказанных услуг по капремонту общего имущества в МКД. Также они будут определять порядок взаимодействия участников его подписания, в т. ч. с комиссией по приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Акт приемки должен быть подписан в т. ч. органом местного самоуправления и лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений, в случае, если капремонт проводится на основании решения собственников.

Закон вступает в силу с 1 марта 2023 года

Постановление правительства РФ от 23 апреля 2022 года N 743 «Об утверждении Правил предоставления в 2022 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств Чеченской Республики по строительству мусоросортировочных комплексов по обработке твердых коммунальных отходов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», входящего в состав национального проекта «Экология»

Чеченской Республике в 2022 года из федерального бюджета выделяются средства на строительство мусоросортировочных комплексов по обработке твердых коммунальных отходов. Правительство определило условия и порядок финансирования.

Предусмотрено строительство 4 таких комплексов, причем с использованием отечественного оборудования и технических устройств.

Постановление правительства РФ от 16 апреля 2022 года N 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия»

Урегулировано исполнение в 2022 году контрактов на строительство, реконструкцию, капремонт, снос капитальных объектов, сохранение ОКН по 44-ФЗ. Речь идет об изменении существенных условий в случаях, когда контракт нельзя исполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам.
Возможны изменение (продление) срока, изменение объема и (или) видов работ, спецификации и типов оборудования, замена строительных ресурсов на аналогичные, изменение отдельных этапов (в т. ч. наименования, состава, объемов и видов работ, цены), введение авансирования или корректировка размера аванса, изменение правил приемки и оплаты.

Если цена контракта превысит стоимость объекта, то не нужно корректировать акт (решение) об осуществлении капвложений, проводить проверку инвестпроекта на предмет эффективности использования средств, корректировать расчет интегральной оценки эффективности.
При закупках по 223-ФЗ рекомендуется использовать те же правила.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Постановление правительства РФ от 20 апреля 2022 года N 712 «Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Установлено, кто в рамках госпрограмм «Развитие транспортной системы», "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя", а также иных программ по решению Правительства осуществляет строительный контроль, если строительство, реконструкция, капремонт планируются за счет средств федерального бюджета:
- при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального значения - подведомственное Росатодору учреждение, если сметная стоимость объекта превышает 2 млрд рублей;
- при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения - подведомственное Минтрансу учреждение, если сметная стоимость объекта превышает 500 млн рублей.

Распоряжение правительства РФ от 23 апреля 2022 года N 999-р

Правительство определило новый перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных, эксплуатационных и резервных лесов.

Объекты поделены на 6 групп:
- для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
- для водохранилищ, морских и речных портов, гидротехнических сооружений;
- для линейных объектов;
- для лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатационных лесах;
- для рекреационной деятельности;
- для религиозной деятельности.
Допускается возведение и эксплуатация объектов, не предусмотренных перечнем, если они были включены в перечень 2013 года и их возведение уже началось.

Перечень 2013 года с учетом изменений утратил силу.

Постановление правительства РФ от 21 апреля 2022 г. N 725 «О внесении изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики»

Кабмин скорректировал правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Требования по непревышению объема финансирования для реализации инвестиционных проектов над объемом, определенным по укрупненным нормативам цены, не применяются в отношении инвестпроектов, финансируемых не за счет инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, и бюджетных инвестиций, а также в отношении объектов капстроительства, проектная документация на которые предусматривает технологии, отсутствующие или отличные от технологий, учтенных в сметных нормативах. При этом сметная документация должна быть подготовлена с применением индивидуальных сметных нормативов, разработанных по решению Правительства и предназначенных для строительства конкретных объектов. Также требуется положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.
Установлено, какую информацию в этом случае представляет субъект электроэнергетики в Минэнерго.

Постановление правительства РФ от 20 апреля 2022 года N 711 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Внесены изменения в правила проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Уточнено, что понимается под этапом строительства.

Сокращен перечень документов, представляемых для проведения госэкспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. Из списка исключено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Скорректированы состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года

Постановление правительства РФ от 15 апреля 2022 года N 668 «О внесении изменений в Правила предоставления государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры»

Фонд содействия реформированию ЖКХ за счет привлеченных средств ФНБ предоставляет ресурсоснабжающим компаниям займы на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

Согласно изменениям, речь идет и о капремонте линейных объектов. Минимальная стоимость соответствующего проекта - 50 млн рублей. Минимальная стоимость проекта в отношении иных объектов снижена со 100 млн до 10 млн рублей.

Схемы тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, включенные в программу комплексного развития инженерной инфраструктуры, компании могут предоставлять с отсрочкой на год. Ранее эти документы требовались на этапе подачи заявки на получение займа.

Компаниям не нужно получать заключение технологического и ценового аудита, если на проекты строящихся объектов коммунальной инфраструктуры есть положительное заключение госэкспертизы.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.