В частности, как отметил в своем онлайн-выступлении заместитель главы Минстроя России Сергей Музыченко, правительство подготовило комплекс мер, призванных минимизировать негативное влияние на стройотрасль внешних экономических ограничений и поддержать набранные темпы строительства. К примеру, были приняты постановления, существенно облегчившие работу по 46-ФЗ заказчиков и подрядчиков. По словам замминистра, этот документ допускает увеличение цены контракта более чем на 30%. Также в целях импортозамещения профильное министерство упростило порядок выдачи технических свидетельств на строительную продукцию и на два года продлило срок их действия. Еще одним волевым решением, по утверждению Сергея Музыченко, стал отказ от выдачи органами экспертизы отрицательных заключений. «Несомненно, это издержки для органов экспертизы, но они их приняли. Сейчас мы не выдаем отрицательных заключений, а доводим объекты до устранения всех замечаний в рамках разработки проектной документации», — прокомментировал он.
Замглавы Минстроя России также сообщил, что с 1 сентября сократилось число обязательных требований к строителям, правительством взят курс на отказ от обязательных требований в пользу добровольных. Так как эти меры уже показали свою эффективность, Минстрой планирует продлить их и на 2023 год.
Сергей МУЗЫЧЕНКО, замглавы Минстроя России:
«Каждая антикризисная мера у нас на контроле, мы оцениваем ее эффективность. Меры, которые хорошо себя зарекомендовали, будут продлены на 2023 год»
В свою очередь, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков, говоря о болевых точках стройотрасли, предложил три направления оптимизации строительного бизнеса: техническое (нормативные требования), поиск резервов для совершенствования стройпроизводства внутри страны, ускорение сроков строительства.
Механизмы запущены
Продолжая доклад, Антон Глушков напомнил, что сегодня в стране действует так называемая «регуляторная гильотина»: при НОСТРОЙ создана общественная организация, усилиями которой за последние полтора года было сокращено почти 10 тыс. обязательных требований. Однако, по словам главы профсообщества, стройной системы в этом процессе пока нет: «Работа построена таким образом, что из существующих нормативных документов просто удаляются пункты и они переходят из разряда обязательных в добровольные». Чтобы облегчить работу с документами, Антон Глушков предложил ввести более четкое разделение перечней требований на обязательные и добровольные.
Антон ГЛУШКОВ, президент НОСТРОЙ:
«Благодаря изменению твердой цены контракта из-за повышения стоимости стройматериалов застройщик может в полной мере выполнить взятые на себя обязательства и при этом сохранить свой бизнес»
Также, по его мнению, необходимо работать и над сокращением сроков строительства. Здесь он отметил положительную роль перехода на эскроу-счета. «Сейчас уже более 80% общего объема жилищного строительства ведется с использованием механизма эскроу, сегодня застройщик сам заинтересован строить быстро, понимая, что так он существенно снижает объем кредитной нагрузки», — подчеркнул президент НОСТРОЙ, отметив, что с поиском внутренних резервов пока у строительного бизнеса не очень получается, и происходит это потому, что большая часть крупных предприятий базируется на технологиях советского периода, а мелкие предприятия вообще выстраивают свою строительную деятельность по наитию. «Поэтому вопрос организации технологического процесса крайне важен. Самой правильной мерой поддержки бизнеса, которая позволит стимулировать формирование внутренних резервов, является изменение в законодательстве, связанное с введением обязательной процедуры независимой оценки квалификации специалиста с 1 сентября», — считает глава НОСТРОЙ.
Еще одной эффективной мерой поддержки он назвал механизм пересмотра твердой стоимости контрактов. Говоря о постановлении правительства РФ №1315, Антон Глушков отметил: экономический блок правительства в свое время настаивал на том, что цена муниципального и государственного контракта должна быть твердой, однако нарушение логистических цепочек и рост цен на стройматериалы, сделавшие невозможным выполнение принятых обязательств в предыдущих ценовых параметрах, все же заставили правительство «запустить» механизм пересмотра стоимости контрактов. По его словам, была даже отмечена определенная закономерность: в регионах, где строительный комплекс слаб, власти охотнее шли на изменение цены контракта, а там, где стройкомплекс силен и имеет наработанные мощности и оборотные средства, регионы предпочитали настороженно подходить к применению этого механизма. «НОСТРОЙ по поручению Минстроя России осуществляет мониторинг исполнения этого постановления в регионах, а потому сегодня можно утверждать, что у нас не осталось ни одного субъекта РФ, который бы не получил положительного заключения от Главгосэкспертизы на изменение стоимости контракта. Это очень здорово. Хотя буквально месяц назад таких субъектов было девять», — поделился Антон Глушков результатами мониторинга, отметив, что в целом за последнее время стройотрасли была оказана колоссальная поддержка: если прежде правительство на эти цели выделяло 70 млрд рублей, то только в августе сумма составила 154 млрд. При этом Антон Глушков напомнил, что пересмотр стоимости контрактов является срочной мерой и будет распространяться только на контракты, заключенные до конца 2022 года. «Поэтому времени для маневра у строительного бизнеса остается не так много», — резюмировал он.
Менять систему
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов уверен, что падения темпов строительства в стране не будет благодаря серьезным усилиям как со стороны тех, кто управляет стройкой, так и со стороны экспертов. «Главгосэкспертиза старается не выдавать отрицательных заключений, делая это, по сути, за счет сверхурочной работы всех участников процесса. Мы увеличиваем сроки, когда вопросы требуют доработки, но не создаем ситуаций повторного захода», — заявил Игорь Манылов, отметив, что необходимо серьезно менять систему управления, планирования и проектирования, так как качество этих работ пока не улучшается. Руководитель Главгосэкспертизы также указал, что гибкое управление стоимостью требует высокой квалификации специалистов, занимающихся планированием, проектированием и управлением инвестициями. «Чтобы управлять строительством объектов, стоящих иногда десятки миллиардов рублей, нужна серьезная квалификация, серьезная система управления рисками, навыки работы с современными технологиями», — считает он. По его словам, здесь на помощь девелоперам приходит новый инструмент — «Единый государственный реестр заключений», в котором собрано 270 тыс. строительных проектов. Как заметил Игорь Манылов, эту информацию можно назвать витриной проектов, построенных в стране с июля 2018 года. Но все же, по мнению начальника Главгосэкспертизы России, «эффективные экстренные меры — это хорошо. А потому надо делать выводы из чрезвычайных ситуаций и вырабатывать системный подход. Это наш основной посыл».
Кадры на первом плане
Продолжая разговор о подготовке кадров для стройотрасли, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Михаил Посохин подчеркнул, что система саморегулирования как института гражданского общества задала новый характер развития проектно-изыскательского и строительного дела в России. «Процесс перехода не был простым: нам необходимо было идти по нарастающей в деле удовлетворения потребностей населения (качественно и количественно), в то же время перестраивая всю систему отраслевого регулирования, ценность которой стала очевидной сегодня», — рассказал он. Сейчас, по его мнению, на первый план выходит подготовка кадров для проектно-изыскательской и строительной отраслей. «В последнее время в университетах страны начал внедряться интересный опыт по привлечению студентов к решению практических задач. Нам необходимо обобщить этот опыт и сделать так, чтобы студенты со второго курса имели возможность участвовать в процессах проектирования, нарабатывать стаж и осознанно оставаться в профессии после окончания вуза, — предложил Михаил Посохин. — Если мы это сделаем, то дадим возможность молодым людям быстрее становиться профессионалами». Михаил Посохин также подчеркнул, что реализация данного механизма важна и для развития системы саморегулирования, поскольку СРО опираются в своей деятельности на своих членов, оказывая им всестороннюю поддержку.
Как «разогнать» рынок
Кстати, российские законодатели с готовностью откликаются на инициативы профсообщества. Сейчас, например, в Госдуме РФ изучают возможность упрощения процедур внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, а также введения единого, простого и всем понятного документа, закрепляющего основные направления развития территорий. Об этом рассказал участникам заседания председатель думского комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. По его словам, депутаты сегодня работают над вариантом внедрения новых мер, которые могли бы еще немного «разогнать» рынок недвижимости. «Сами эти меры понятные и в большинстве своем крутятся вокруг повышения доступности ипотеки, так как она в любом случае — существенный экономический фактор, очень влияющий на темпы», — пояснил Сергей Пахомов, допустив при этом появление ипотеки для вторичного рынка.
Подводя итоги пленарного заседания, директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский отметил, что все вопросы, поднятые на конференции, актуальны и стоят в повестке Минстроя на ближайший период. Участники конференции также отмечали, что этой деловой встрече очень подошел новый формат встречи-диалога, когда выступления спикеров часто прерывалась вопросами из зала, а ответы экспертов сопровождались аплодисментами. Это позволяет сделать вывод: несмотря на вызовы последнего времени, стройотрасль не просто крепко стоит на ногах, но и ищет новые точки роста.
Антон МОРОЗ, вице-президент НОСТРОЙ:
«Технологии информационного моделирования и другие цифровые продукты позволяют изменить в положительную сторону с точки зрения уменьшения стоимости экономику любого строительства, улучшить сами производственные процессы и показатели. Естественно, этот опыт очень важен и заслуживает внимания»
Михаил ПОСОХИН, президент НОПРИЗ:
«Сегодня кратно возросла роль и ответственность главных архитекторов и инженеров проектов, кардинально изменилась психология градостроительной деятельности. На местах необходимы специалисты, способные комплексно подходить к развитию территорий городов и поселений»
Сергей ПАХОМОВ, председатель комитета по строительству и ЖКХ Госдумы РФ:
«Мы знаем, что при увеличении объемов выданной ипотеки растет стоимость квадратного метра на рынке. Если не найдем способ исключить эту зависимость, Центробанк и Минфин никогда не станут нашими союзниками. Нам нужны решения, которые дадут застройщикам возможность снижать цену»
Номер публикации: №35 16.09.2022