В мероприятии приняли участие представители региональных министерств строительства, органов Госстройнадзора (ГСН) СФО. Сомодератором заседания выступила председатель Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации стройотрасли Ирина Кузьма.
«Цифровая вертикаль»
«Сегодня органы Госстройнадзора оказались на переднем крае работы по цифровизации, — подчеркнул в начале своего выступления Максим Федорченко. — Возникла необходимость освоения Государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности» (ГИС ТОР КНД), внедрения Информационной системы управления проектами объектов капитального строительства (ИСУП ОКС). И еще одна большая задача, касающаяся не только органов КНД, но и каждого подрядчика, — цифровизация исполнительной документации».
В свою очередь, заместитель руководителя Центра компетенций Департамента строительства Москвы Елена Звонарева сообщила, что по состоянию на 26 мая число регионов — участников полного цикла проекта по созданию «цифровой вертикали» стройотрасли достигло 56. Разумеется, при этом каждый из субъектов по-своему уникален и находится на разных этапах «цифровой зрелости».
Эксперт также представила обобщенную схему «цифровой вертикали», самые главные ее блоки. На ее вершине — Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) страны и регионов; они взаимодействуют с цифровыми платформами Госэкспертизы (ЕЦПЭ и ЕГРЗ) и Стройнадзора (информационные системы органов ГСН), которые, в свою очередь, соединены с ИСУП. А в ИСУП включены проектные компании, финансовые учреждения, торговые площадки строительных материалов, подрядные организации, сервисы по найму персонала и аренде спецтехники. В перспективе все эти уровни должны быть полноценно интегрированы, но на практике взаимодействие отработано еще не по всем направлениям.
Да поможет вам ТОР
Елена Звонарева отметила большую роль сибирских регионов в работе по внедрению «цифровой вертикали», в том числе для реализации федеральных постановлений «по переходу на XML-схемы» (утвержденные Минстроем России формы электронных документов для работы в единой цифровой среде). Более того, по ее сведениям, ряд региональных сибирских органов ГСН, опережая события, еще до начала внедрения «цифровой вертикали» в федеральном масштабе наработал хороший и достаточно длительный — до 4-5 лет — опыт деятельности своих ведомственных цифровых информационных систем.
С другой стороны, многие регионы отстали в данном направлении. Чтобы привести страну к общему цифровому знаменателю, Минцифры РФ ввел ГИС ТОР КНД. Она содержит общие, пригодные для использования во всех регионах атрибуты и решения, позволяющие «отстающим» органам стройнадзора, не обладающим собственными разработками, брать эти готовые решения и работать в единой вертикали.
При этом, чтобы поневоле не пострадали регионы-передовики, Минцифры одобрило их собственные разработки и, не заставляя сразу подключаться к ТОР КНД, начало помогать интегрировать их в эту общую систему.
Елена Звонарева отметила, что многие регионы готовы к переходу на ведение строительной исполнительной документации в цифровом формате, к общему внедрению ИСУП, но для полноценного освоения этих инструментов еще необходима большая работа «на местах», в том числе с органами надзора и экспертизы. На этом этапе важно понимать, что ИСУП — не просто дань моде, а система, способная существенно повысить эффективность строительства. Благодаря ее внедрению можно сократить сроки проектирования и строительства, добиться реальной прозрачности расходования средств, ускорить оплату качественно выполненных строительно-монтажных работ, а также обеспечить при необходимости оперативную коррекцию параметров строительства объектов.
Елена Звонарева поблагодарила НОСТРОЙ, его Комитет по цифровой трансформации и координатора в СФО за активную поддержку в продвижении «цифровой вертикали» на уровне субъектов РФ.
«Интеграционная шина»
Далее начальник службы Государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Владимир Болдырев поделился опытом работы региональной цифровой экосистемы стройкомплекса, которую Северная столица развивает уже 10 лет и куда к настоящему времени вошли все органы и структуры, задействованные в инвестиционно-строительном процессе. «Что касается госстройнадзора, то здесь мы, как и многие другие регионы, с 2018 года предоставляем государственные услуги исключительно в электронном виде, взаимодействие с застройщиками осуществляется через региональные личные кабинеты на ЕПГУ, — рассказал Владимир Болдырев. — Но большим вопросом, возникшим пару лет назад, стала необходимость полного «погружения в цифру» системы госстройнадзора. На сегодняшний день вопрос во многом решен, у нас разработана и принята в промышленную эксплуатацию платформа «Цифровой строительный надзор», созданная для облегчения работы застройщиков. Она устроена универсально и позволяет принимать от заявителей документы (в том числе исполнительную строительную документацию) в самых разнообразных форматах — таких, в каких уже привыкли работать конкретные стройкомпании. Этому служит встроенная в систему специальная «интеграционная шина», которая также может обеспечить бесперебойное машиночитаемое взаимодействие с другими ГИС.
Здесь Владимир Болдырев указал на некоторую избыточность этих систем: их сегодня насчитывается 12, и между ними не обеспечено прозрачное взаимодействие, в каждую нужно отдельно вводить данные. Глава питерского Госстройнадзора выступил за унификацию информационных систем, за более полное внедрение «облачных» технологий на федеральном уровне. По его словам, эту позицию полностью разделяет Минстрой России.
Непостоянство форм
Координатор НОСТРОЙ по Уральскому федеральному округу, генеральный директор Союза строительных компаний Урала и Сибири Юрий Десятков остановился на проблемах применения ГОСТ Р 70108-2022 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде». «С 1 января 2023 года этот документ действует. Неплохой документ, по которому можно работать. Но в связи с выходом в конце минувшего года распоряжения Минстроя, изменившего «правила игры», возникла проблема, — рассказал он. — Распоряжение предписывает нам перейти на XML-схемы с 1 сентября текущего года и одновременно исключает один раздел из XML-схемы Общего журнала работ. А в утвержденной, действующей XML-схеме остаются все семь разделов».
В этой ситуации надо корректировать и утверждать по новой либо «спорную» схему, либо ГОСТ. При этом даже скорректированная схема, прежде чем вступить в действие, должна, по выражению Юрия Десяткова, «отвисеться» на сайте Минстроя не менее трех месяцев. Но пока даже запустить процесс корректировки не удается.
Все это ведет к тому, что стройкомплекс и органы надзора остаются без легитимной электронной формы общего журнала работ. Чтобы преодолеть эту проблему, Юрий Десятков предложил до 1 сентября внести и утвердить необходимые коррективы в упомянутый ГОСТ.
Ирина Кузьма и Елена Звонарева пообещали содействовать решению проблемы. Проект изменений было решено распространить среди профессионального сообщества, предоставив возможность через саморегулируемые организации вносить дополнения и предложения как конкретно в указанный проект, так и, при необходимости, в другие нормативные документы, регламентирующие цифровые процессы в строительстве. Также было предложено в целом оценить «цифровую правоприменительную практику на местах», начав с Сибири.
«Подснежники благоустройства»
В заключение по теме преодоления административных барьеров высказался заместитель начальника инспекции Госстройнадзора Новосибирской области Олег Михальченко. По его словам, сегодня приходится сталкиваться с ситуациями, когда на месте ликвидированных административных барьеров нежданно-негаданно вырастают новые. В качестве примера такого «новоиспеченного барьера» он привел введенный в регионе прокурорский запрет на выдачу заключений о соответствии проектной документации тем объектам, на которых не завершены работы по благоустройству.
На первый взгляд, все логично. Но проблема в том, что в Сибири зима длится зачастую по полгода, и в течение этого времени многие работы по благоустройству объективно выполнять невозможно — это касается, в частности, устройства верхних слоев дорожных покрытий, озеленения и т. п. В то же время в остальном объект может быть полностью готов. По оценке замначальника местной инспекции ГСН, данный запрет прокуратуры провоцирует необоснованный срыв сроков ввода в эксплуатацию и, как следствие, штрафные санкции для застройщиков. «Раньше строительные нормы допускали перенос сроков части благоустройства на теплое время года, теперь — нет. Для решения коллизии мы предлагаем нормативно выделить благоустройство в отдельный этап работ, выполнение которого разрешено будет перенести на летние месяцы», — сказал Олег Михальченко.
Максим Федорченко подчеркнул, что это предложение актуально для всех регионов СФО.
Номер публикации: №20 09.06.2023