Безопасность прежде всего
Открывая заседание, президент РСПП Александр Шохин отметил, что нормативное обеспечение строительного комплекса России является одной из актуальных текущих задач. По его словам, сейчас подводятся итоги выполнения «дорожной карты» по взаимодействию РСПП и Минстроя России в сфере технического регулирования и совершенствования нормативной базы в строительстве на 2022-2023 годы, которая была принята после выполнения «дорожной карты» 2021 года. По словам президента РСПП, в ходе реализации второй «дорожной карты» с Минстроем России удалось добиться сокращения обязательных требований, в значительной части переработать массив сводов правил и стандартов и с 96 до 32 сократить количество административных процедур.
В настоящее время подготовлена третья «дорожная карта» сотрудничества РСПП и Минстроя России, направленная, в частности, на защиту строительного рынка России и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от некачественной и фальсифицированной продукции через введение обязательных требований с использованием инструментов стандартизации и сертификации. Спикер напомнил, что государственный контроль и надзор за требованиями 13 технических регламентов ЕАЭС в последние годы не осуществлялся. В связи с этим РСПП обратился в правительство с просьбой о восстановлении контроля и надзора за выполнением требований этих технических регламентов и был услышан. «Наши предложения поддержаны — сегодня мы выходим на эксперимент по восстановлению государственного контроля и надзора за производством ряда строительных материалов и изделий. Надеемся, этот эксперимент будет распространен на другие виды продукции и регламенты», — заявил Александр Шохин.
В свою очередь, заместитель сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов добавил, что третьей «дорожной картой» предусматривается мониторинг правоприменения изменений в 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которые были разработаны в соответствии со второй «дорожной картой». Запланировано также завершить разработку Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» и создать ряд других важных документов.
Полное единодушие
Более подробно о работе над тем и другим документом рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко. Он начал с федерального закона от 25 декабря 2023 года №653-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который (за исключением пункта 2 статьи 2) вступит в силу 1 сентября 2024 года, а полностью — 1 марта 2026 года. По словам замминистра, основные изменения, которые были внесены в техрегламент о безопасности зданий и сооружений, — это по сути уход от старой системы регулирования, когда требования в строительстве делились на два перечня — обязательный и добровольный, что вызывало огромные проблемы и непонимание строителей и проектировщиков. «Строительная отрасль по сути в это время находилась в некоем недоумении: какие нормы исполнять и чему соответствовать», — напомнил Сергей Музыченко.
Другая сложность состояла в том, что за рамками технического регулирования существует множество иных нормативных документов, таких, например, как санитарные правила и правила промышленной безопасности. «Стояла задача создать единый реестр требований в строительстве, единый перечень документов, которые бы позволяли осуществлять оценку соответствия зданий и сооружений, — рассказал замминистра. — Мы эту задачу выполнили. 1 сентября начнет действовать реестр требований, в который будет это все погружено. Реестр требований будет в машиночитаемом формате для того, чтобы перейти к 2030 году, как это прописано в «Стратегии развития строительной отрасли», к автоматизированным процессам». Сергей Музыченко добавил, что поначалу в автоматизированном режиме с помощью программного обеспечения, в которое будет «зашит» реестр требований, можно будет проектировать только сравнительно простые объекты.
Он также сообщил, что в доказательную базу техрегламента, кроме того, что в ней содержится единый перечень требований, включена возможность обеспечения требований технического регламента с помощью стандартов организаций. К этой новелле было много вопросов, но в итоге консенсуса удалось достичь. «С 1 сентября можно будет с помощью стандартов организаций обосновывать безопасность верхнеуровневых требований безопасности технического регламента. Это, конечно же, не говорит о том, что каждое юридическое лицо может выпускать стандарты организаций. Это все будет соответствовать техническому регламенту. Там процедура по сути та же самая, как и утверждение любого стандарта: разработка стандарта организаций, экспертиза техническим комитетом, регистрация в фонде и т. д. Эта процедура, с одной стороны, будет давать возможность применять стандарты организаций, с другой стороны, она будет достаточно жесткая, по аналогии с разработкой национальных стандартов, наших сводов правил», — разъяснил Сергей Музыченко.
По его словам, в техрегламент погружена и возможность применения стандартов иностранных государств: «У нас много было вопросов, в том числе и с коллегами из РСПП мы обсуждали, что есть очень много стандартов иностранных государств, которые можно было бы адаптировать под наши условия и применять. Такая возможность также погружена в технический регламент».
Кроме того, замминистра напомнил о четырех способах отклонения от требований реестра требований — моделировании, исследовании, расчете рисков и так называемых конструктивных расчетах. Они содержались в первой редакции техрегламента, но не «работали» из-за отсутствия методологии их применения. Например, было неясно, кто и как может их выполнять. Сейчас Минстрой разрабатывает постановление правительства РФ, которое позволит с 1 сентября применять эти способы при обосновании отклонения от требований, находящихся в реестре требований.
Резюмируя все сказанное об изменениях, внесенных в техрегламент о безопасности зданий и сооружений, Сергей Музыченко подчеркнул, что они согласованы со всеми ведомствами и профессиональным сообществом, и теперь «нужно двигаться вперед, внедрять новые материалы и технологии, совершенствовать процессы строительства, процессы проектирования». По словам замминистра, новая редакция техрегламента направлена только на это. Преодолевая разногласия В отношении разработки техрегламента о безопасности строительных материалов и изделий, предусмотренной в третьей «дорожной карте» сотрудничества РСПП и Минстроя России, Сергей Музыченко сообщил, что он был разработан в прошлом году и уже прошел публичное обсуждение. На него было получено около пятисот замечаний, которые многократно обсуждались с коллегами из стран ЕАЭС, в том числе в формате круглого стола. Остались еще разногласия по некоторым вопросам, в частности, о допуске на рынок материалов, конструкций и изделий, которые не стандартизованы либо применяются впервые на территории стран ЕАЭС, однако можно надеяться, что по всем принципиальным вопросам будет достигнут консенсус и проект техрегламента будет направлен на внутригосударственное согласование.
Замминистра отметил, что принятие этого документа позволит не только обеспечить безопасность строительных материалов и изделий, но и установить единые правила торговли ими. При этом он напомнил, что именно то обстоятельство, что строительные материалы и изделия можно продавать и перемещать через границы, а здания и сооружения неперемещаемы, имело приоритетное значение при решении вопроса о создании двух техрегламентов об их безопасности, а не одного единого документа. По его словам, в 2024 году оба эти техрегламента должны быть полностью внедрены.
Сергей Музыченко также сообщил, что в третьей «дорожной карте» сотрудничества РСПП и Минстроя России есть ряд других пунктов по совместной разработке стандартов. Предстоит большая работа, ведь, как отметил замминистра, фонд стандартов в сфере строительства — один из самых молодых в стране.
Сергей МУЗЫЧЕНКО, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ:
«Техническое регулирование для нас — это ключевое направление в строительстве. Это не просто регулирование всей деятельности, но также и влияние на ценовую политику, так как оптимальность принятых проектных решений — это один из важнейших вопросов»
Номер публикации: №06 16.02.2024