Холод под контролем: ущерб от таяния многолетней мерзлоты может составить 10 трлн рублей

Холод под контролем: ущерб от таяния многолетней мерзлоты может составить 10 трлн рублей

Холод под контролем: ущерб от таяния многолетней мерзлоты может составить 10 трлн рублей Shutterstock/FOTODOM

В Совете Федерации (СФ) недавно состоялось совещание с участием профильных министерств на тему «Мониторинг состояния вечной мерзлоты: проблемы совершенствования законодательства». Проводивший его сенатор от Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Владимир Пушкарёв напомнил, что президентом России поставлена задача по созданию научного центра мониторинга вечной мерзлоты для технологии адаптации арктической инфраструктуры к процессам таяния. Решению этой задачи должен способствовать федеральный закон «О многолетней (вечной) мерзлоте», концепцию которого участникам совещания представили статссекретарь — заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский и руководитель проектов по разработке цифровых продуктов направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» Федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») Сергей Долгачёв.

В одни руки

Как пояснил «Стройгазете» Антон Басанский, вечная мерзлота занимает 65% территории нашей страны, являясь основой экосистем и инфраструктуры Арктики и Дальнего Востока. Однако за последние 50 лет температура в этих макрорегионах выросла на 2-3°C. Таяние мерзлоты ускорилось, что создает серьезные риски для критически важной инфраструктуры — трубопроводов, автомобильных и железных дорог, аэропортов. К 2050 году ущерб от деградации мерзлоты может составить до 10 трлн рублей. Решение такой масштабной проблемы должно быть системным и опираться на законодательную базу.

Характеризуя разработанную Минвостокразвития России и ФАНУ «Востокгосплан» концепцию федерального закона, Антон Басанский отметил: «Ключевые решения, предусмотренные этим документом, — создание единой системы мониторинга грунтов и климата, разработка федеральных стандартов строительства и эксплуатации инфраструктуры на мерзлоте, а также правил безопасного вывода объектов из эксплуатации. Принятие федерального закона позволит скоординировать действия всех уровней власти, регионов и предприятий, которые ведут хозяйственную деятельность в Арктике».

Более подробно о необходимости принятия федерального закона участникам совещания рассказал Сергей Долгачёв. Из его доклада следует, что данные о мерзлоте, которые сейчас собираются в рамках фонового мониторинга, никак не соотносятся с данными, собираемыми в результате геотехнического мониторинга. Поэтому предлагается все данные включать в единую информационно-аналитическую систему (ИАС) мониторинга мерзлоты. Кроме того, предстоит наладить передачу в ИАС данных о мерзлоте от коммерческих компаний, которые сейчас не хотят ими делиться. Между тем на основе этих данных должны разрабатываться математические модели прогнозирования рисков, для того чтобы их использовали другие участники рынка.

Создать ИАС планируется в несколько этапов. На первом для сбора уже имеющихся данных предполагается задействовать программное обеспечение «Витрина данных» на платформе «ГосТех». На втором предстоит «состыковать» данные, необходимые для создания различных математических моделей. И наконец, на заключительном этапе должна быть увеличена плотность наблюдений за мерзлотой, что предполагает соответствующее финансирование для увеличения сбора данных. В этой связи Сергей Долгачёв отметил, что для того, чтобы «оконтурить» всего лишь один жилой дом и установить термометрические косы, необходимо затратить от 3 до 6 млн рублей. С помощью ИАС можно будет понять, насколько это экономически целесообразно.

На фоне изменений

Исполняющая обязанности начальника управления в области гидрометеорологии и климатических изменений Министерства природных ресурсов и экологии России Наталья Соловьёва доложила участникам совещания, что Минприроды РФ к настоящему времени сформированы основы создания фонового мониторинга многолетней мерзлоты. Этот мониторинг осуществляется в местах, где нет антропогенной деятельности человека. В ходе мониторинга измеряются два параметра — глубина промерзания и температура. С этой целью в 12 субъектах РФ установлено 78 пунктов наблюдения, с 1 января 2026 года информация с этих пунктов будет предоставляться всем желающим. Также информация будет погружена в федеральную государственную информационную систему состояния окружающей среды — ФГИС «Экомониторинг». Наталья Соловьёва отметила, что в текущем году планировалось довести число таких пунктов до 140, но сделать это не удалось, так как пока не определен источник финансирования.

Она рассказала, что на базе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) в декабре 2024 года была введена в опытную эксплуатацию информационная система, основное назначение которой — сбор, обработка, хранение и предоставление данных мониторинга состояния многолетней мерзлоты. С начала 2026 года эта система после ее настройки будет открыта для пользователей.

«Данные фонового мониторинга будут использоваться при анализе геотехнических результатов и прогнозировании состояния инфраструктуры, что существенно повысит качество проводимого анализа и позволит получить более полную картину существующих геокриологических условий», — считает Наталья Соловьёва. Она также сообщила, что Росгидромет готов рассмотреть возможность интеграции дополнительных данных о температуре и глубине промерзания грунта, собираемых в ходе геотехнического мониторинга, в информационную систему фонового мониторинга при условии соблюдения единства параметров измерений.

shutterstock_1037622190.jpg
Shutterstock/FOTODOM

Параметры мониторинга

Принявший участие в обсуждении концепции федерального закона заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко отметил, что этот вопрос требует особого внимания, потому что необходимо, во-первых, развивать территории, и во-вторых, сохранить то, что уже построено на мерзлоте. Строители заинтересованы в данных на перспективу и в картировании территорий, на которых предстоит осваивать и строить новые объекты. У строителей должен быть прогноз эксплуатации этих объектов на период 75-100 лет, и они должны на эти данные опираться. Что касается уже построенных зданий и сооружений, то, по словам замминистра, в Градостроительном кодексе РФ и Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений уже заложены требования к объектам, размещаемым в условиях вечной мерзлоты. «Есть Градостроительный кодекс, который говорит о том, что собственник несет ответственность за безопасность эксплуатируемого объекта и, соответственно, оценивает состояние этого объекта в зависимости от того, где он расположен», — подчеркнул Сергей Музыченко.

Замминистра считает, что, поскольку на территории вечной мерзлоты расположены города и практически целые регионы, необходимо конкретизировать взаимоотношения сторон в вопросе о том, как должен осуществляться контроль за зданиями, расположенными на этой территории. «Фоновая система мониторинга понятно, что нам дает. Но, возможно, ее недостаточно. Чтобы понять общую ситуацию, нужно развивать систему геотехнического мониторинга», — отметил замминистра.

При этом он подчеркнул, что каждое здание — и старое, и новое — обеспечивать системой геотехнического мониторинга нереально и нецелесообразно. «Каждый объект, каждое изменение нужно будет потом руками дорабатывать, осматривать: на самом ли деле это деградация грунта, ослабление фундаментов, перераспределение какое-то нагрузок, либо это что-то другое. Это колоссальная работа, и глобально накрыть всех этим мониторингом, во-первых, бессмысленно, экономически нецелесообразно, а во-вторых, мы эти данные соберем, но дальше не знаем, что с ними делать: они абсолютно не пригодны к дальнейшему применению», — пояснил Сергей Музыченко. Поэтому, по его мнению, в основу законопроекта должно быть положено регулирование взаимоотношений собственников объектов с государством, субъектами РФ, муниципалитетами и контрольно-надзорными органами.

Практика — критерий истины

О необходимости совершенствования законодательного регулирования в части контроля за проектированием, строительством и эксплуатацией объектов на многолетнемерзлых грунтах свидетельствует и опыт Ямала, которым с участниками совещания поделилась по ВКС заместитель директора Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО Мария Атамас. Стремительно набирающее темпы изменение инженерно-геокриологических условий на полуострове связано с тем, что за последние 35 лет температура воздуха в ЯНАО повысилась на 3,01 градуса Цельсия, при этом за период с 1976 по 2024 годы кровля мерзлоты вблизи города Салехарда опустилась с 1 до 8 метров, а температура многолетнемерзлых пород на глубине 10 метров поднялась с -2,3 до -0,2 градуса Цельсия.

Однако приведенные Марией Атамас конкретные примеры недавних ситуаций в регионе, в результате которых пришлось демонтировать ряд объектов, связаны не только с мерзлотными климатическими рисками. Так, не успели еще люди пожить в многоквартирном девятиэтажном доме на улице Крайней в Новом Уренгое, построенном с долевым участием, как его уже признали аварийным из-за ошибки в устройстве свайного поля. Или другой пример: стена здания Ямальского полярного агроэкономического техникума по улице Республики в Салехарде деформировалась вследствие теплового влияния инженерных сетей и движения земельного участка в сторону склона из-за земляных работ собственника индивидуального жилого строения, расположенного уровнем ниже. И таких примеров в округе немало.

Большую работу по адаптации к происходящим изменениям мерзлоты проводит государственное автономное учреждение ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», системным направлением работы которого является тепловизионная диагностика систем температурной стабилизации грунтов (ТСГ) оснований зданий, различных по исполнению и срокам установки. Поскольку на федеральном уровне отсутствуют документы, регламентирующие эту работу, в округе была разработана собственная методика оценки работоспособности систем ТСГ, обследовано более 500 сезонных охлаждающих устройств (СОУ).

«Мы видим тенденцию: как только объект сдан в эксплуатацию, он изначально работает на 100%, потом проходит время, и он начинает снижать эффективность своего функционирования. Ни у нас, ни в каком другом регионе нет центральной службы, которая занималась бы оценкой этой эффективности, а это то направление, которым тоже нужно заниматься», — констатировала отсутствие централизованного подхода к контролю за работой СОУ Мария Атамас.

Для обеспечения геотехнической безопасности зданий в округе также проводится диагностика состояния их устойчивости. В этой работе используется специальное оборудование, к ней привлекаются ученые, владеющие различными методами. Так, в результате диагностики состояния устойчивости зданий детских садов 49 свай из 507 обследованных оказалась висячими, то есть выключенными из работы, а одна с дефектом; и этот вопрос, как заявила Мария Атамас, тоже требует внимания.

Она также согласилась с другими докладчиками, что оборудование для термометрического мониторинга зданий, действительно, дорого, но оно того стоит. В этой связи она рассказала о реализации в ЯНАО очень важного технологического проекта, результатом которого должно было стать комплексное решение по автоматизированному геотехническому мониторингу зданий, которое позволит выработать четкий алгоритм действий при эксплуатации объектов капитального строительства, построенных на многолетнемерзлых грунтах, для обеспечения их геотехнической безопасности на протяжении всего жизненного цикла. Интегрированной системой, которая визуализирует полученные в результате этого мониторинга данные, обрабатывает их и сигнализирует, если на объекте наступает вызывающая вопрос ситуация, в округе оборудовано 52 объекта капитального строительства, под ними пробурено более 350 термометрических скважин и установлено свыше 5 тыс. термометрических датчиков, в реальном времени передающих значение температур грунтов. Эта дорогостоящая система была внедрена именно для того, чтобы понять, насколько эффективно количество скважин для геотехнического мониторинга, которые оборудуются в процессе проектирования и строительства, и вот ее результат: «Мы приходим к выводу, что количество этих скважин должно быть больше, чтобы получать реальную температуру и картину того, что происходит с объектом в процессе его эксплуатации», — резюмировала Мария Атамас.

В заключение она напомнила о необходимости законодательного регулирования мониторинга: «Государственный надзор, контроль в этой сфере не предусмотрен. Нет федерального руководящего документа, то есть здесь ответственность отдается уже на откуп балансодержателя».