Так, основной акцент в отраслевом законотворчестве, по их словам, был сделан на разбюрократизации строительно-инвестиционного цикла. Для этого утвердили единый порядок градостроительной документации, «открыли» «одно окно» на проведение самых разных экспертиз одновременно, определили границы территориальных зон потенциальной застройки и многое другое. Целый набор думских инициатив коснулся и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны — они внесли кардинальные изменения в регулирование правоотношений по управлению многоквартирными домами (МКД). При этом и здесь законодатели постарались упростить ряд административных процедур.
Одной из основных тем, на которых профильный комитет сосредоточится в осенне-зимнюю сессию, станет комплексное развитие территорий (КРТ). Это направление имеет большую перспективу, но требует дальнейшего совершенствования нормативной базы. Уже сейчас
Госдума совместно с Минстроем России готовит поправки в действующее законодательство, которые расширят и упростят механизм КРТ. Поскольку пока комплексные проекты не всегда стыкуются с программами по модернизации коммунальной инфраструктуры, парламентарии постараются сделать все возможное, чтобы связать между собой эти процессы. Кроме того, они прорабатывают вопросы финансирования КРТ, установления возможности в рамках этого механизма ранее утвержденных документов планировки территории и введения в оборот государственных земель.
Задание на осень Говоря о перспективах КРТ, Сергей Пахомов не стал скрывать, что сегодня не все проблемы, с которыми приходится сталкиваться механизму, имеют однозначное решение, в том числе пока остается открытым вопрос о введении в такой проект участков, занятых частным жильем.
К сказанному руководителем думского комитета о КРТ его первый заместитель добавил, что эта тема всеобъемлющая, и она, в частности, напрямую связана с необходимостью совершенствования подходов при реализации программы расселения из ветхого и аварийного фонда. В некоторых субъектах РФ сложилась крайне негативная практика по расселению таких территорий, когда человек, которого хотят расселить, не может позволить себе купить даже комнату. «Наша позиция очень простая: интересы гражданина не должны страдать. Сколько было у него комнат — он должен их получить. Если есть стоимость, рекомендованная и зафиксированная Минстроем России в регионе, значит, должна быть соответствующая компенсация. Мы в следующей сессии все вопросы отработаем, все это будет учтено», — пообещал Владимир Кошелев.
Он также привел недавний пример возмутительного отношения к людям, когда две молодые семьи с детьми около года жили в МКД, все квартиры в котором, кроме их жилья, расселили, и в нем не осталось ни окон, ни дверей, даже отсутствовали приборы отопления. «Поэтому в рамках нашего комитета мы сейчас прорабатываем законопроект, в котором будет предусмотрено, что сначала чиновники предусматривают программу расселения, подписывают с жильцами данную квартирографию, и не более трех месяцев им дается на расселение всего МКД. За три месяца все жильцы должны съехать. Если жильцы не съезжают, данный чиновник нарушает закон», — раскрыл Владимир Кошелев планы законодателей и подчеркнул, что в приоритете у них — защита прав граждан. Также, по его словам, народные избранники намерены положить конец случаям, когда в городах-миллионниках годами на расселенных территориях целыми кварталами стоят заколоченные дома, на снос которых у города нет средств. Члены комитета постараются сделать все от них зависящее, чтобы такие территории своевременно вовлекались в экономику городов, а региональные чиновники несли за это ответственность.
Скупой платит дважды
Далее от проблем в строительстве депутат перешел к вопросу, давно волнующему тысячи архитекторов и проектировщиков. «Закон об архитектурной деятельности уже 6-7 лет пылится в третьей или четвертой итерации у коллег в правительстве, — напомнил Сергей Пахомов. — Мы на днях с руководством Союза архитекторов России договорились вместе с коллегами из Минстроя к этому «снаряду» вновь подойти». Необходимость такого шага, по словам главы комитета, очевидна: «Мы с вами видим, что города наши потихоньку, шаг за шагом, становятся настолько похожими друг на друга, что как таковую работу архитекторов уже, в общем-то, не так видно». Причину однообразия в облике большинства российских городов он видит в уменьшении роли и значения архитектора и проектировщика на стройке. «По сути своей, это главные люди, а сегодня их не каждого и пускают на стройку. Да, перегибать не стоит — определенная ответственность лежит и на строителе тоже, но вот в эту сторону мы будем двигаться. То есть наша стратегическая задача — это, конечно, создать качественную градостроительную среду. Ту среду, которая будет отвечать современным требованиям», — заявил Сергей Пахомов. По его мнению, у каждого здания обязательно должны быть имя и фамилия их архитектора. Логика депутата понятна: сделать лицо наших городов ярким и неповторимым можно, лишь если городские здания будут носить отпечаток личности их создателей.
Также Сергей Пахомов пообещал, что возглавляемый им комитет будет подробно разбираться с рынком проектирования. По его словам, в настоящее время на рынке представлено порядка 55 тыс. проектных организаций, из которых 15-20 тыс. ежегодно принимает участие в различных конкурсах на проектирование гособъектов. Допущенные на этот рынок по формальным признакам компании делят конкурсы на две части, когда-либо они не состоялись, либо прошли, но с сорока-пятидесятипроцентным снижением первоначальной цены, что, по мнению депутата, неправильно. «Дешевый проект» значит «дорогая стройка». Мы в этом убедились. И количество корректировок проектов, поправок сегодня говорит о том, что это является основной причиной задержки ввода объектов в эксплуатацию, и у нас «плывут» сроки, деньги. В общем и целом, мы находимся в ситуации, когда за определенные выделенные средства и в определенный срок построить невозможно», — считает законодатель. И если уж быть честным до конца, то, по его мнению, качество предшествующей разработке проекта исходно-разрешительной документации тоже не выдерживает никакой критики, поскольку в большинстве регионов службы техзаказчиков далеки от профессионализма — отсюда и гигантское количество недостроенных объектов.
Правда о ЖКХ
Большое место в выступлениях руководителей думского профильного комитета заняла тема ЖКХ. Речь прежде всего шла о продолжении работы по повышению прозрачности на рынке управления домами. «Мы работаем над тем, чтобы выйти с комплексом мер по поводу ужесточения и введения максимальной прозрачности на рынке управления домами. Я думаю, что в сентябре-октябре уже с ним выйдем на рассмотрение в пленарных заседаниях», — сообщил Сергей Пахомов. По его мнению, система управления домами отжила свой век. Она сыграла роль в наведении первичного порядка, но сейчас устарела. «Дело не в отмене лицензирования, переходе с лицензирования на саморегулирование и так далее — сами подходы устарели», — считает он.
Будет продолжена работа и по обеспечению доступа операторов связи в МКД. «Мы настаиваем, чтобы допуск провайдеров проходил с учетом соблюдения Жилищного кодекса РФ, так как идет доступ к общему имуществу. Мы предлагаем максимально лояльный вариант — половина собственников от количества проживающих в доме и одобрение 25% плюс один голос», — обозначил позицию комитета Сергей Пахомов. Подводя итог выступления, он вернулся к своей прошлогодней пресс-конференции: «Процентов 80 тех решений, которые мы анонсировали, принято. Что-то мы не успели доделать, что-то у нас идет очень тяжело, как, например, упомянутое мной решение о правилах управления общим имуществом в коттеджных поселках», — заключил спикер. Он также сделал акцент на том, что профильный комитет продолжает работать над решением об апартаментах, которое «зависло», но не снимается с повестки дня.
По этому поводу Владимир Кошелев отметил необходимость проработки условий для развития рынка арендных домов в России. «По большому счету, нет такого узаконенного продукта, как «арендный дом», «доходный дом», в который вполне укладывается история с апартаментами. Нам надо внедрять экономические стимулы, которые будут стимулировать развитие и в принципе появление на рынке такого продукта», — считает первый заместитель председателя думского комитета.
Плотное сотрудничество
Отвечая на вопросы журналистов о взаимодействии профильного комитета с профессиональным сообществом, и прежде всего с Национальными объединениями строителей (НОСТРОЙ) и изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), Сергей Пахомов заявил, что комитет собирается использовать их в качестве «площадок для обсуждения новых идей, подходов к развитию отраслей». Кроме того, комитет попросил оба эти нацобъединения помочь подрядчикам выполнить программу капитального ремонта школ в срок. В прошлом году не все подрядчики успели сделать это к 1 сентября, и теперь депутаты надеются, что, используя меры финансовой поддержки и иные инструменты, имеющиеся в распоряжении саморегуляторов, эту программу удастся завершить вовремя. «По итогам лета будет понятно, сколько удалось нашим коллегам из НОПРИЗ и НОСТРОЙ «вытянуть» строек. Вот тогда мы будем судить о качестве вообще работы, об инструментах влияния. Речь идет сейчас не о контроле, не о запугивании, а о конкретной помощи», — убежден Сергей Пахомов.
По его словам, члены отраслевого комитета Госдумы сейчас максимально погружены не только в деятельность обоих нацобъединений, но и в работу органов исполнительной власти. «Наши тесные взаимоотношения с правительством — это заслуга не только коллег из Минстроя. К сожалению, за многие годы укоренилось мнение, что законодательная власть является придатком исполнительной, но если раскрыть нашу Конституцию, то это далеко не так, и мы по этой логике и действуем. У нас максимально партнерские открытые отношения», — пояснил Сергей Пахомов. В подтверждение своих слов он привел такие цифры: если два года назад соотношение принятых нижней палатой парламента законодательных инициатив, подготовленных Госдумой и правительством РФ, составляло, соответственно, порядка 20% и 80%, то теперь — 60% и 40%. «К сожалению, мы в какой-то период просто перестали слышать и понимать друг друга, и каждый вроде сам за себя. Поэтому иногда и законы кривенькие выходили. Но за последние два года мы наладили режим совместной работы», — резюмировал Сергей Пахомов.
Сергей ПАХОМОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ:
«Те заявки, которые субъекты РФ подают сегодня на финансирование, в том числе по инфраструктурному меню, не всегда стыкуются с теми программами развития территорий, включая документацию по градпланировке, которые на сегодняшний день в регионах утверждены. Этот диссонанс не позволяет нам поверить в то, что эффективность каждого вложенного в модернизацию системы ЖКХ государственного рубля будет высокой. Госдума будет делать все возможное, чтобы связать между собой эти процессы»
Владимир КОШЕЛЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ:
«Важно отметить, что сегодня у нас отсутствует узаконенный арендный дом как особый продукт на рынке, включающий и историю с апартаментами. Необходимо внедрять экономические стимулы, которые будут способствовать развитию и появлению такого продукта. Для достижения этой цели можно, к примеру, установить 0% ставку налога на землю, а также предоставить 10-летний налоговый льготный период для имущественного налога. Это меры, которые крайне необходимо внедрить»
Номер публикации: №28 04.08.2023