Спрос бьет в нос
Выступивший с основным докладом один из соучредителей Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС) Юрий Килейников сообщил, что за последние два года российский рынок спецтехники существенно изменился. По его словам, раньше в строительной, нефтегазовой и горнодобывающей отраслях использовалась в основном европейская, американская и японская техника, доля которой во многих подрядных организациях достигала 90%, и наши строители привыкли к принятым в этих странах подходам. Например, японские производители спецтехники, члены соответствующей ассоциации, берут на себя обязательства по доступности запасных частей по любым моделям техники, которые они выводят на рынок, в течение десяти лет. Подобные правила зарубежные производители вместе со своим продуктом приносили на российский рынок, и наши строители по ним работали. Когда на фоне санкций западные поставщики покинули российский рынок, освободившуюся нишу заняли китайские производители. Если в 2020 году на российском рынке доля спецтехники из США, Европы и Японии составляла 45%, из Китая — 35% и России — 20%, то в 2023 году на долю Китая приходилось 65%, России — 30%, Турции, Индии, Кореи и Японии — 5%.
По мнению Юрия Килейникова, замена продукции ушедших западных производителей поставками техники из других стран преобладает над процессом импортозамещения. Из-за высоких темпов строительства потребность в спецтехнике в нашей стране сейчас значительно выше, чем мощности отечественного производственного комплекса. По прогнозам экспертов, спрос на импортную технику будет расти, и импорт строительной техники и комплектующих из Китая увеличится с 2,094 млрд долларов США в 2023 году до 3,1 млрд в 2025-м. А поскольку подход китайцев к послепродажному обслуживанию спецтехники не такой, как у их западных коллег, Юрий Килейников считает, что сейчас требуются дополнительные усилия по формулированию новых правил работы с поставщиками, чтобы конечные пользователи их продукции могли себя чувствовать спокойно.
Приведенные представителем АИПС данные коррелируются с результатами мониторинга потребностей отрасли, который регулярно проводит Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Как сообщил заместитель его руководителя Олег Ступников, в I квартале 2024 года был проведен очередной анализ потребности в дорожно-строительной технике (ДСТ) в 22 организациях, у которых имеется более 53 тыс. единиц ДСТ. При этом доля отечественной техники составляет порядка 52%, импортной — около 48%, в том числе свыше 15% из дружественных стран и более 30% из стран недружественных. Анализ показал, что подрядные организации нуждаются более чем в 12 тыс. единиц техники, в том числе в 5 тыс. машин отечественного производства. Наиболее выраженный перевес в пользу техники иностранного производства из недружественных стран наблюдается в отношении сочлененных самосвалов, бульдозеров, гусеничных экскаваторов и гусеничных антисегрегационных перегружателей, асфальтоукладчиков и дорожных фрез. Из отечественной техники дорожников больше всего интересуют роторные снегоочистители, бортовые грузовые автомобили, роторные косилки, комбинированные дорожные машины и автокраны. «Проведенный анализ свидетельствует о том, что критической зависимости российских подрядных организаций от поставок техники из недружественных стран не наблюдается. Тем не менее, спрос на иностранную технику, естественно, остается крайне высоким», — констатировал Олег Ступников.
Дилеры и дистрибьюторы ждут помощи
Очевидно, что зависимость от спецтехники из дружественных стран весьма велика, и к организации ее импорта государство должно относиться с не меньшим вниманием, чем к производству такой техники. АИПС рассчитывает на помощь государства и в организации параллельного импорта. Однако, по словам Юрия Килейникова, здесь еще есть много несуразностей. В частности, мешает закрытие таможенных данных по целому ряду продуктов, которые невозможно производить в РФ или приобретать у дружественных стран, а также изменение системы подтверждения происхождения товара.
Целый ряд предложений, направленных на совершенствование регулирования деятельности отрасли и развитие мер государственной поддержки, которые должны способствовать достижению технологического суверенитета при реализации инфраструктурных проектов, внес на рассмотрение участников круглого стола директор АИПС Егор Теплов-Барейша. Так, он предложил включить дилерскую и дистрибьюторскую деятельность в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, законодательно закрепить понятия «дистрибьютор» и «дилер» и существенные условия договоров с иностранными производителями, а также ввести реестры дилеров и дистрибьюторов спецтехники и критерии, которым они должны соответствовать. Правовому регулированию деятельности дилеров и дистрибьюторов спецтехники, по мнению директора АИПС, должно способствовать и формирование их саморегулируемой организации.
Егор Теплов-Барейша предложил создать и правовые инструменты локализации производств и трансфера технологий. Он считает, что необходимо ввести обязанности иностранных поставщиков спецтехники обеспечивать локализацию производства на территории РФ в случае превышения установленного объема ввозимой продукции, а также систему контроля качества и сертификации спецтехники, выпускаемой иностранными производителями на территории РФ. Необходимо принять и дополнительные меры поддержки для производителей, которые не нарушают требования к качеству продукции, а также обязать дилеров и дистрибьюторов создавать в России сервисные центры и склады запасных частей. Кроме того, АИПС предлагает развивать механизмы кредитования производителей, дилеров и дистрибьюторов спецтехники, а также совершенствовать механизм промышленной ипотеки, распространяя ее на крупных дистрибьюторов для целей строительства сервисных центров и предприятий по капитальному ремонту спецтехники. Крупные дистрибьюторы нуждаются и в льготных программах кредитования на закупку специальной техники и комплектующих, а также в субсидировании процентных ставок по кредитам.
Взвешенный подход
Что касается предлагаемого Минпромторгом России повышения коэффициентов утилизационного сбора на легковые автомобили и некоторые виды спецтехники, то Егор Теплов-Барейша считает, что влияние повышения утилизационного сбора на рынки легковых автомобилей и спецтехники принципиально различается. По его мнению, если для рынка легковых автомобилей эта мера действительно является защитной, то для спецтехники такие решения должны приниматься индивидуально в отношении каждого типа и вида спецтехники. Директор АИПС предложил выработать индивидуальный подход к индексации утилизационного сбора на спецтехнику и срокам ее проведения с учетом готовности предприятий к выпуску такой спецтехники в объеме, достаточном для бесперебойного удовлетворения спроса на внутреннем рынке. Кроме того, предлагается утвердить порядок принятия решений о поэтапном увеличении утилизационного сбора на спецтехнику при условии документально зафиксированных обязательств со стороны ее производителей на выпуск определенного количества продукции, которое позволит занять согласованную долю на российском рынке. Сделать это можно, например, посредством подписания меморандумов между Минпромторгом и производителями спецтехники.
Принявший участие в дискуссии по этому вопросу директор департамента инвестиционной политики ГК «Автодор» Антон Буравов отметил, что в прошлом году государственная компания ввела 830 километров новых дорог и в этом году уже больше 300. При этом доля отечественной строительной техники, использующейся на объектах нового строительства, не превышает 10%, а где-то и того меньше. Поэтому представитель «Автодора» считает, что повышение утилизационного сбора может привести к увеличению стоимости строительства, и для исключения возможных рисков необходимо ежегодно проводить анализ, позволяющий оценить достаточность спецтехники и наличие альтернативы. Директор по нормотворческой деятельности и корпоративным вопросам Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Евгений Адашев по вопросу, связанному с повышением утилизационного сбора, тоже отметил, что оно может привести к росту нагрузки на бюджеты разного уровня.
Неоднозначно была воспринята участниками круглого стола и подготовка проекта постановления правительства, предусматривающего, что при выполнении дорожных работ на дорогах федерального значения участник закупки должен обязательно использовать дорожно-строительную технику, произведенную на территории РФ. Как сообщил директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Тимур Лубаков, этот проект сейчас проходит внутриведомственное согласование. В то же время, по мнению Евгения Адашева, к этой проблеме надо отнестись более внимательно. «Должна быть встречная обязанность производителей отечественной дорожно-строительной и специальной техники по производству достаточного количества этой техники и приемлемого качества. В этом случае никаких вопросов не возникнет. Если по каким-то причинам отрасль не сможет этого сделать, то обязательство иметь определенную долю отечественной техники будет очень сильным обременением для дорожников. Если еще не позволить выйти на торги, это будет губительно для них. Поэтому огромная просьба — совместно работать в этом направлении, привлекать нас», — предложил представитель НАИК.
Иван АБРАМОВ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике:
«Задача государства — снизить зависимость от импортной составляющей, которая в настоящее время пока довольно высока. Доля отечественного производства растет, но еще есть над чем работать. Есть виды техники, производство которых в России практически не освоено — это, например, дорожные фрезы, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетона. В тех сегментах техники, которые мы не производим, нужно очень взвешенно подходить к заградительным мерам, так как это приводит к ее удорожанию и в результате — к удорожанию самого инфраструктурного проекта»
Номер публикации: №28 26.07.2024