Помощь на старте
Во многом благодаря финансовой поддержке государства как в сельской, так и в городской местности строится большое количество объектов, значимых не только для регионов, но и для всей страны. Однако далеко не все субъекты обладают достаточными ресурсами для того, чтобы должным образом поддержать свои муниципалитеты. По словам Андрея Шевченко, первое, на что обратили внимание регионы в ходе опроса, предшествовавшего заседанию, — это отсутствие ресурсов для разработки проектно-сметной документации (ПСД) на местах. «Мы знаем, что часто даже не каждый субъект может позволить себе разработку проектной документации», — отметил сенатор. Поэтому, прежде всего, Совет рекомендовал высшему исполнительному органу государственной власти РФ рассмотреть вопрос о включении в федеральные программные документы мероприятий по софинансированию разработки проектно-сметной документации на объекты, находящиеся в муниципальной собственности, с введением критериев приоритетности создания или реконструкции таких объектов для целей оказания государственной поддержки. «Мы не говорим о том, чтобы полностью возложить на государство оплату ПСД, но подумать над критериями оказания помощи в ее разработке с дифференцированным подходом стоит», — пояснил Андрей Шевченко.
Кроме того, правительству РФ рекомендуется рассмотреть вопрос об упрощении процедуры внесения изменений в ПСД и повторного прохождения государственной экспертизы в случае выявления необходимости проведения дополнительных работ. Предлагается также расширить перечень мер государственной поддержки, предоставляемых в рамках государственных программ РФ путем софинансирования мероприятий по проектированию и строительству объектов «под ключ». Среди других направлений совершенствования правовых механизмов правительству рекомендуется рассмотреть и вопрос о закреплении основ регулирования разработки и реализации мастер-планов, в том числе в законодательстве РФ о стратегическом планировании.
Шаг в будущее
О важности мер государственной поддержки и необходимости их совершенствования свидетельствовал доклад мэра Иркутска Руслана Болотова. В Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года были учтены все инструменты господдержки, которые существенно изменили возможности муниципалитета. «Мы стараемся максимально использовать те инструменты, которые сегодня есть на уровне Федерации, для того чтобы достигать показателей, которых от нас требуют люди», — заявил Руслан Болотов.
Прежде всего речь зашла об участии Иркутска в семи национальных проектах, плановое финансовое обеспечение которых в 2023 году составило более 8,5 млрд рублей, из них свыше 6,4 млрд рублей — средства федерального и областного бюджетов, Фонда развития территорий, и лишь немногим более 2,1 млрд рублей — средства бюджета города. При этом объем освоенных средств по состоянию на 1 января 2024 года составил 93,9%.
Особенно подробно Руслан Болотов рассказал о реализации национального проекта «Экология», в рамках которого запланирована реконструкция канализационных очистных сооружений (КОС) правого берега Ангары. В ходе реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал», предполагающего увеличение мощности КОС с 130 до 220 тыс. кубометров в сутки, уже построены сооружения механической очистки и обеззараживания, сливная станция, илоуплотнители, цех механического обезвоживания осадка и блока фильтров, аэротенки, блоки вторичных отстойников, станция реагентного хозяйства и технологические трубопроводы. При этом, как сообщил мэр, сбросы соответствуют нормативам, заложенным в проекты.
Чтобы полностью использовать возросшие возможности для приема стоков, по словам Руслана Болотова, губернатор Иркутской области поставил задачу построить сеть, которая заберет стоки не только из областного центра, но и с части соседнего района. Однако полномочий для этого у города нет даже в части проектирования. Для устранения подобных административных барьеров, мешающих решать инфраструктурные проблемы не только в рамках регионального центра, но и в масштабе агломерации, фактически живущей как единый организм, по мнению Руслана Болотова, необходимо на федеральном уровне закрепить создание органов управления такими агломерациями. Кроме того, мэр Иркутска предложил отразить в новой концепции развития местного самоуправления создание в составе правительства органа, который бы отвечал за развитие муниципалитетов, а также закрепить в федеральном законе статус национальных проектов. «Эта система реально работает и реально помогает», — убежден мэр.
Также Руслан Болотов подробно рассказал об использовании в Иркутске инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), благодаря которым в городе началось создание кольцевой системы теплоснабжения. ПСД для этого проекта имелась, но к его реализации не удавалось приступить 30 лет — пока не появился инструмент ИБК. В результате реализации проекта будет создана инфраструктура для строительства более миллиона квадратных метров жилья. Общая протяженность сетей, которые сейчас строятся, ремонтируются и реконструируются в рамках этого проекта, приблизится по итогам его реализации к 18 километрам, будут закрыты неэффективные мазутные и малые угольные котельные. Словом, Иркутск вздохнет полной грудью и получит возможность дальнейшего развития. «По факту мы получим возможность построить еще один город в черте Иркутска — на тех территориях, которые раньше не могли осваиваться из-за дефицита тепловой мощности», — заявил Руслан Болотов и сообщил, что реализация этого проекта, который он образно назвал «шаг в будущее», идет с опережением на 56 дней. При этом он отметил, что проект реализуется, в первую очередь, благодаря губернатору Иркутской области. «Он его увидел, поддержал, вышел на уровень Федерации, и мы получили эту поддержку», — рассказал мэр Иркутска.
На одном языке
О хорошо зарекомендовавших себя механизмах и формах государственной поддержки социально-экономического развития муниципальных образований на региональном уровне доложил и директор Департамента экономического развития — заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Сергей Афанасьев. Прежде всего, он выделил системный подход к ней на основе государственной программы автономного округа. Ежегодно в ней предусматриваются субсидии с учетом городских округов и муниципальных районов на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности. На 2024-2026 годы предусмотрены такие субсидии на 65 объектов на сумму без малого 20 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 791 млн рублей. Отдельные дотации — порядка 5 млрд рублей на трехлетку — выделяются на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Кроме того, предусматриваются поручения губернатора, а также необходимые расходные обязательства при недостатке доходов местных бюджетов, образовавшемся в ходе их исполнения.
Сергей Афанасьев особо подчеркнул, что в программе строительства и экологической безопасности региона выделена отдельная программа софинансирования создания и реконструкции объектов образования в соответствии с концессионными соглашениями. Он отметил, что ХМАО — Югра первым в России заключил концессионное соглашение по объекту образования и ввел его в Сургуте. Значимость этой меры поддержки для муниципалитетов трудно переоценить, ведь зачастую софинансирование от автономного округа достигает 90-95%.
Также ХМАО — Югра стал одним из первых российских регионов, где реализуется муниципальный инвестиционный стандарт с целью формирования единого подхода к сопровождению инвестиционных проектов муниципальными образованиями. По словам замгубернатора, такой подход позволяет муниципалитетам разговаривать с инвесторами на одном языке, тем самым создавая благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности и увеличения объема внебюджетных инвестиций. С этой целью для каждого муниципального образования был разработан инвестиционный профиль, для подготовки которого привлекался Национальный институт инвестиционного развития территорий. При этом было обеспечено взаимодействие муниципальных профилей с инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Немаловажно и то, что в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О налоге на имущество организаций» №190-оз от уплаты налога на имущество освобождены организации, заключившие концессионные соглашения и соглашения по ГЧП в отношении объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта. Тем самым в регионе стимулируется заключение концессионных соглашений, которые, как известно, являются источником для внебюджетных инвестиций.
Мал, да удал
Первый заместитель главы администрации Аннинского муниципального района Воронежской области Сергей Распопов начал с того, что на сегодняшний день муниципальные власти сталкиваются с огромным количеством проблем, из которых одной из наиболее значимых является нехватка финансовых ресурсов. Не является исключением и Аннинский муниципальный район, в консолидированном бюджете которого собственные доходы составляют всего лишь 35%. Поэтому в развитие района активно привлекается финансирование за счет участия в национальных проектах и государственных программах.
За последние пять лет в виде государственной поддержки получено субсидий сельхозтоваропроизводителям более 3 млрд рублей, во многом благодаря которым в агропромышленном комплексе района реализованы крупные инвестиционные проекты. Так, в результате реконструкции завода «Эконива Молоко Воронеж» был запущен новый творожный цех мощностью 10 тонн в сутки, дополнительно создано 54 рабочих места. А компанией «Этилацетат», занимающейся производством растворителей из органического сырья, совместно с китайским партнером начато строительство первого в России завода по производству лимонной кислоты из крахмалосодержащего сырья. Затраты составят более 2 млрд рублей, в том числе 945 млн рублей — это льготный заем Фонда развития промышленности по программе «Проекты развития». Запуск первой очереди завода позволит создать дополнительно 167 рабочих мест, всего же планируется строительство трех очередей. При поддержке государства построены крупные молочные комплексы — в селе Архангельском на 5 тыс. голов дойного стада и в селах Николаевке, Чигле, Садовом на 2 тыс. голов каждый. В результате производство молока в районе увеличилось на 55%.
Участвуя в различных государственных программах и национальных проектах, район активно привлекает финансирование и в социальную сферу. За последние пять лет на его территории за счет государственной поддержки социально-экономического развития муниципальных образований были освоены инвестиции в размере 13,698 млрд рублей. Среди новостроек — современное здание Садовской средней школы, рассчитанной на 400 учащихся. Также за счет ассигнований дорожного фонда построено 10 км и отремонтировано 165 км автомобильных дорог. По программе инициативного бюджетирования построены скверы в восьми населенных пунктах и тротуары в четырех селах. Благодаря национальному проекту «Культура» были капитально отремонтированы пять домов культуры, жители сел Верхняя Тойда и Архангельское получили новые дома культуры. В рамках программ «Чистая вода» и «Комплексное развитие сельских территорий» построены водопроводы в пяти населенных пунктах протяженностью 35 км, а также станция водоподготовки в селе Нащёкино.
Андрей Шевченко высоко оценил опыт Аннинского муниципального района. «Вы максимально используете все инструменты, имеющиеся сегодня в распоряжении», — прокомментировал сенатор доклад Сергея Распопова.
От контрактации до ввода
Подводя итог выступлениям представителей регионов и муниципалитетов, принявший участие в заседании первый замглавы Минстроя России Александр Ломакин подчеркнул, что формирование всех новых программ государственной поддержки будет зависеть от того, как регионы и муниципалитеты сейчас отрабатывают доведенные до них в рамках сегодняшних лимитов денежные средства. Он отметил, что, судя по докладу мэра Иркутска, в этом городе лимиты осваиваются достаточно хорошо, чего, к сожалению, нельзя сказать о ряде других регионов и муниципалитетов. Хотя уже началось II полугодие, лимит по ИБК не освоен и на треть. В связи с этим замминистра призвал обратить особое внимание на кассовое освоение лимитов: «Это не просто деньги, цифры. Кассовое освоение напрямую связано с реализацией проектов. Если на сегодняшний день кассовое освоение составляет менее половины, значит, и графики исполнения обязательств тоже срываются. Осталось буквально полгода, чтобы ввести в эксплуатацию объекты, иначе потом просто не будет времени отреагировать на срыв сроков и в случае необходимости перебросить средства с тех, кто отстает, на регионы, которые готовы опережающими темпами эти деньги отрабатывать».
В завершение своего выступления Александр Ломакин отметил необходимость достижения эффектов, ради которых вводятся объекты в ходе реализации государственных программ: «На примере Иркутска увидели, что задача — не просто ввод теплотрассы или канализационных очистных сооружений. Это все дает эффекты с точки зрения социально-экономического развития, строительства жилья, промышленных объектов, развития бизнеса. Комплексное развитие территории получается. Поэтому хотел попросить обратить внимание как на объекты, реализуемые в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов, так и на объекты, которые возводятся по всем остальным инструментам «Инфраструктурного меню».
Номер публикации: №28 26.07.2024