Неосвоенные миллиарды
Прежде чем заняться законотворчеством, сенаторы в формате «парламентской разминки» высказались по самым актуальным на сегодняшний день проблемам. Одна из них, по мнению председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко, состоит в отставании, допущенном в ряде регионов и муниципалитетов при освоении денежных средств, доведенных до них для реализации федерального проекта «Инфраструктурное меню». Согласно информации о ходе реализации проекта, представленной сенаторам Минстроем России, по состоянию на июль лимит по инфраструктурным бюджетным кредитам текущего года составлял 175 млрд рублей, из которых 79 млрд было уже доведено. При этом освоение за I полугодие составило всего 46 млрд, то есть меньше трети от выделенного лимита средств. По специальным казначейским кредитам, лимит которых составляет почти 190 млрд рублей, кассовое исполнение в целом по стране составило всего лишь 70%, а где-то 45% и ниже. В некоторых регионах допущено отставание по мероприятиям, реализуемым за счет инфраструктурных облигаций и средств Фонда национального благосостояния. «Нужно обратить внимание руководителей всех регионов на необходимость своевременно обеспечить освоение доведенных средств. Важно ускорить контрактные процедуры. В некоторых регионах они еще не закончены в полном объеме. Осталось полгода, чтобы ввести в эксплуатацию объекты. А по многим объектам регионы ставят срок ввода ноябрь-декабрь, поэтому времени отреагировать на срыв сроков и перераспределить средства у Минстроя не остается», — сообщил Андрей Шевченко и попросил сенаторов обратить внимание на эти вопросы.
Председатель СФ Валентина Матвиенко отметила, что, несмотря на сложную ситуацию в целом, в том числе и финансовую, правительство России находит возможность выделять регионам дополнительные средства на развитие инфраструктуры. Поэтому такое отношение ряда регионов к использованию этих средств вызывает вопросы о причинах допущенного ими отставания, в том числе о профессионализме региональных команд. «Ну, отберут сейчас у регионов, которые отстают, средства и опять отдадут сильным регионам, которые активно развиваются, а часть регионов останется без этих средств. Так нельзя относиться. Инфраструктурные кредиты — это благо для любого субъекта, возможность решать вопросы ЖКХ, транспорта и многие другие, — подчеркнула спикер СФ. — Как можно, когда уже август, не завершить контрактные процедуры? Это значит, что уже сейчас можно деньги отбирать. Когда же они успеют их эффективно, рационально, экономно израсходовать?»
В сентябре парламентарии вернутся к этому вопросу еще раз.
ИЖС без НДС
Развитию строительства в регионах призвано способствовать также совершенствование налогового законодательства. Именно донастройку налоговой системы Валентина Матвиенко назвала в числе ключевых законодательных решений весенней сессии. Не стало исключением и финальное заседание в рамках этой сессии, на котором сенаторы одобрили федеральный закон №283ФЗ, предусматривающий освобождение от обложения НДС работ подрядчика, выполняемых на основании договора, заключенного с физическим лицом с использованием счетов эскроу.
Таким образом ситуация для застройщиков в системе проектного финансирования строительства многоквартирных домов и ИЖС выравнивается. Установление порядка налогообложения услуг, оказываемых подрядными организациями, осуществляющими строительство индивидуальных жилых домов с применением счетов эскроу, аналогично порядку налогообложения застройщиков, осуществляющих привлечение средств граждан по договорам участия в долевом строительстве, будет способствовать снижению стоимости объектов ИЖС, а значит, повышению доступности возведения таких объектов для россиян. Компенсировать выпадающие доходы должно увеличение налоговых поступлений за счет развития ИЖС.
Четкий порядок выплат
Федеральный закон от 8 августа 2024 года №282-ФЗ определяет гарантии прав кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства, при передаче земельных участков иным лицам для достройки незавершенных объектов.
При рассмотрении проекта этого закона в первом чтении в ноябре 2023 года Юрий Муценек доложил депутатам Госдумы, что в 2018 году были сформированы подходы, предусматривающие приоритет восстановления прав обманутых участников долевого строительства. Исходя из этих подходов, была организована работа, позволившая обеспечить жильем более 196 тыс. граждан. Совокупный объем ресурсов, направленных на решение данной задачи, составил более 340 млрд рублей, из которых порядка 260 млрд были средствами федерального и региональных бюджетов. Чтобы восстановить права еще 60 тыс. дольщиков, по которым решения уже приняты, по федеральным обязательствам надо было привлечь заемные средства в размере не менее 58 млрд рублей.
Вместе с тем, по искам кредитных организаций в 2022 году Конституционный суд РФ принял постановление, согласно которому требования залоговых кредиторов, в частности банков, должны быть удовлетворены в обязательном порядке, и постановил, что законодателю надлежит разработать соответствующие механизмы. До момента внесения изменений в законодательство КС РФ определил временный порядок осуществления выплат таким кредиторам. По оценке Фонда развития территорий (ФРТ), по этому порядку на решение вопросов кредиторов до конца 2023 года нужно было направить не менее 10 млрд рублей, которые могли бы быть использованы для восстановления прав граждан.
«Сейчас судами применяются разнонаправленные подходы к удовлетворению требований кредиторов, причем зачастую суммы взыскания существенно превышают размер компенсаций, который, по мнению Минстроя России, имел в виду Конституционный суд. Расчет размера компенсации в отсутствие четких законодательных решений идет вразрез с правами граждан, которые часто оказываются в спорах с банками слабой стороной. Законопроектом предлагается определить четкий порядок удовлетворения требований кредиторов и тем самым не допустить уменьшения средств, которые направляются на восстановление прав обманутых дольщиков», — сообщил Юрий Муценек. Теперь такой порядок определен. Одобренный СФ закон устанавливает механизм погашения требований залоговых кредиторов при передаче земельного участка ФРТ или фонду субъекта.
Ответят собственным рублем
Еще один одобренный СФ федеральный закон №266-ФЗ, который вступит в силу с 1 сентября, регулирует размер и пределы ответственности застройщиков при возведении многоквартирных домов (МКД) с привлечением денежных средств граждан по договорам участия в долевом строительстве. В нем устанавливается перечень применяемых к застройщику мер гражданско-правовой ответственности, в том числе неустоек (штрафов, пеней) и процентов, связанных с заключением, исполнением, изменением или прекращением договора участия в долевом строительстве.
Так, за нарушение сроков устранения недостатков (дефектов) объекта застройщик должен будет уплатить участнику долевого строительства за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка РФ от стоимости расходов, необходимых для устранения изъянов, или от суммы, подлежащей возмещению участнику долевого строительства. Если дольщиком является гражданин (частное лицо), то пеня уплачивается в двойном размере.
Подлежит компенсации застройщиком при наличии его вины и моральный вред, причиненный участнику долевого строительства, заключившему договор исключительно для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. При этом определяемый судом размер компенсации морального вреда не должен зависеть от размера возмещения имущественного вреда.
Два других одобренных сенаторами закона упрощают строительство объектов капитального строительства за счет упрощения ряда процедур, и еще один закон направлен на повышение эффективности использования средств при проведении капитального ремонта МКД.
Номер публикации: №31 16.08.2024