Безопасность прежде всего: восстановление госконтроля за качеством стройматериалов — в центре внимания отрасли

Безопасность прежде всего: восстановление госконтроля за качеством стройматериалов — в центре внимания отрасли

Безопасность прежде всего: восстановление госконтроля за качеством стройматериалов — в центре внимания отрасли Shutterstock/FOTODOM
Вопрос восстановления госконтроля за качеством строительных материалов давно считается злободневным в отрасли. И прошедшее на днях совместное заседание Общественного совета при Минстрое России и Общественного совета при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии показало всю актуальность темы, ставшей главной на мероприятии. Сразу три пункта повестки в той или иной степени касались данного вопроса: качество строительных материалов, восстановление государственного контроля за соблюдением обязательных требований всех технических регламентов Евразийского Союза и предложения по разработке ТР ЕАЭС.

Открывая заседание, председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин особо отметил, что тема контроля за качеством строительных материалов и изделий переживала разные метаморфозы — от жесткого еще в Советском Союзе до ослабленного, когда было принято решение о том, что не следует давить на бизнес и контролировать, по крайней мере, сферу производства стройматериалов. Как следствие, возникла серьезная проблема распространения фальсификата на рынке стройматериалов.

После неоднократных обращений со стороны Минстроя РФ и других ведомств было принято решение о проведении эксперимента, по которому Росстандарт мог бы все-таки контролировать ряд видов строительных материалов — это цемент, сухие строительные смеси, кабельная продукция, батареи отопления и так далее.

«Тема, ставшая центральной на мероприятии, напрямую связана с реализацией национального проекта «Инфраструктура для жизни», — в свою очередь отметил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. Минстроем России принимается ряд мер, в том числе и параллельный импорт из дружественных государств, расширение и модернизация действующих производств, локализация производства, а также исследования, направленные на разработку новых стройматериалов. Также для обеспечения технологического суверенитета в России ведется работа, нацеленная на повышение качества стройматериалов, от которых напрямую зависят безопасность строительных объектов, срок эксплуатации, а также энергетическая эффективность зданий и сооружений.

Вопрос национальной безопасности

Заместитель председателя Общественного совета при Росстандарте, заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию Андрей Лоцманов отметил, что сегодня в России контроль за качеством товаров, в частности, в сфере строительства фактически отсутствует. По словам спикера, также нет надзора за техническим регламентом по электрооборудованию. По данным МЧС, в прошлом году только в жилом секторе произошла 31 тысяча пожаров, погибли 2 000 человек, экономический убыток составил миллиарды рублей. Произошло это из-за использования фальсифицированного кабеля. Получается, что на одной чаше весов — свобода бизнеса от контроля, на другой — 2 000 погибших…

Из-за отсутствия госконтроля за газовым оборудованием в быту за 2024 год — 942 инцидента. Каждый день три квартиры взрывались или горели. Есть погибшие, есть семьи, лишившиеся крова. Примерно такая же ситуация на рынке радиаторов отопления. По мнению Андрея Лоцманова, необходимо введение федерального государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов.

Как бороться с фальсификатом?

«Ассоциацией разработано несколько десятков стандартов, направленных на повышение качества продукции. Мы эволюционно подошли к тому, чтобы обеспечить обязательное подтверждение соответствия качества сухих строительных смесей через контроль со стороны государства и через техническое регулирование и активно включились в процесс стандартизации», — подчеркнул Роман Борисов, эксперт Комиссии по вопросам индустрии строительных материалов, технологий и промышленному строительству Общественного совета при Минстрое России, управляющий ассоциации «Союз производителей сухих строительных смесей». По его словам, ассоциацией разработано более 20 проектов стандартов. Есть стандарты на все сухие строительные смеси. Количество фальсифицированной и контрафактной продукции все эти годы стабильно снижалось, но после 2021 года начался рост. Сейчас у добросовестных производителей нет инструментов борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией.

Поэтому эксперимент Минпромторга РФ, уже показавший свою эффективность, — это актуальный инструмент по установлению порядка на рынке строительных материалов.

Свою позицию высказал президент Национальной ассоциации строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков: «Три года назад строительные организации, которые являются членами СРО, поняли необходимость наведения порядка на рынке строительных материалов и предложили сформировать реестр стройматериалов, который бы гарантировал подрядной организации и физическому лицу качество приобретаемых строительных материалов». Глава НОСТРОЙ говорил о созданном при поддержке Минстроя и Минпромторга России Реестре импортозамещения строительных материалов, который позже трансформировался в Каталог добросовестных производителей. Принципиальное его отличие от подобных списков — лабораторный контроль материалов, которые используют строители. «Мы видим, что примерно 70% той продукции, которая попадает под контроль аккредитованных лабораторий, действительно не соответствует государственным стандартам», — отметил Антон Глушков.

Этот ресурс, по его словам, позволяет не только гарантировать качество приобретаемого строительного материала, но и формирует лучшее предложение на рынке.

Пользование каталогом, естественно, совершенно бесплатное, поскольку именно НОСТРОЙ является оператором данной программы. Антон Глушков также сказал о том, что необходимо определить перечень тех строительных материалов, которые должны производиться только в соответствии с государственными стандартами. Поскольку большая часть того, что даже попадает в каталог НОСТРОЙ, выпускается в соответствии с так называемыми техническими условиями производителя, а не с государственными стандартами, это не дает возможности правильного их использования при проектировании объектов недвижимости.

«Строительными материалами и их производством занимается Минпромторг РФ, ну, а соответственно, все, что касается стройки, — это прерогатива Минстроя России», — отметил Антон Глушков. По его мнению, пришло время рассмотреть возможность передачи контроля за производством строительных материалов Министерству строительства и ЖКХ России.

Позиция Минстроя России

Заместитель министра строительства и ЖКХ России Сергей Музыченко доложил о разработке Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» и стандартах для обеспечения доказательной базы Техрегламента и формах обязательного подтверждения соответствия строительных материалов и изделий.

В 1922 году было принято решение о разработке этого регламента, и Минстрой России как заказчик продукции отмечал, что для ведомства важно качество применяемых стройматериалов.

«Мы поддерживаем любые действия, направленные на повышение качества продукции, которая поставляется на строительные площадки, — сказал заместитель министра строительства и ЖКХ. — В 2022 году мы начали разрабатывать Технический регламент совместно с Росстандартом и Минпромторгом России, профессиональными объединениями. Это один из тяжелых технических регламентов, которые на сегодня существуют в рамках ЕАЭС. Он обеспечивает огромное количество аспектов безопасности, таких как пожарная безопасность, механические и физические характеристики материалов».

В настоящий момент документ на стадии внутригосударственного согласования. Возникшие разногласия с Росстандартом, Роспотребнадзором и Минпромторгом России были успешно урегулированы в рамках согласительных процедур. Но Техрегламент — это не полностью рабочий документ, даже после его принятия предстоит огромная работа по доработке межгосударственных стандартов. По некоторым оценкам, это порядка 700 стандартов, которые придется переработать, чтобы они имели общее действие на территории союзных стран, и это станет доказательной базой Технического регламента.

По словам Сергея Музыченко, Россия — единственная страна в ЕАЭС, которая не имеет своего внутреннего государственного регулирования, в частности, в отношении строительных материалов. Все остальные страны соответствующие требования уже ввели.

Были заявлены два предложения в итоговую резолюцию заседания: одобрить позицию Минстроя России по единому требованию к строительным материалам и изделиям, включая пожарную безопасность, и, во-вторых, рекомендовать членам подкомиссии по техническому регулированию применение ветеринарных и санитарных мер правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.