Все идет по плану: утверждена стратегия развития Уфы до 2042 года

Все идет по плану: утверждена стратегия развития Уфы до 2042 года

Все идет по плану: утверждена стратегия развития Уфы до 2042 года Shutterstock/FOTODOM
Столица Башкортостана входит в число крупнейших экономических, культурных и научных центров страны и является одним из наиболее динамично растущих российских городов-миллионников. Роль ядра уфимской агломерации и активное градостроительное развитие потребовали новой стратегии существования города. В конце марта депутатами совета Уфы был принят Генеральный план развития города до 2042 года. Разработчиком документа выступил Институт Генплана Москвы, в котором «Стройгазете» и рассказали о его деталях.

Прежний генплан Уфы был разработан в 1995 году и с тех пор неоднократно корректировался. Но к настоящему моменту в городе существенно изменилась демографическая ситуация, стало активно развиваться жилищное строительство, появляются новые районы, реализуются крупные транспортные проекты. В то же время в Уфе сохраняется ряд проблем, требующих комплексных решений, — заторы на дорогах, дефицит объектов социальной инфраструктуры и благоустройства, неравномерное распределение населения и мест приложения труда по территории. Исходя их этого, было принято решение о разработке нового плана стратегического формирования республиканской столицы, которую планируется развивать как полицентричный город с компактным центром в границах полуострова и многофункциональными самодостаточными районами в Забелье и Зауфимье.

Предполагается, что через 20 лет в Уфе будет проживать более 1,25 млн человек, площадь жилья вырастет с 28 до 43 млн кв. метров, а нежилых объектов — с 28 до 38 млн. Кроме того, планируется построить детские сады и школы почти на 145 тыс. мест, площадь возведенных спортивных сооружений составит 435 тыс. «квадратов», а поликлиник и больниц — 355 тыс.

Важной частью генплана стала концепция транспортного развития, предусматривающая строительство 375 км дорог и проездов, реконструкцию еще 172 км, строительство 48 новых транспортных развязок, 8 мостов, 12 путепроводов.

Предложенные москвичами решения в комплексе с местными нормативами и правилами землепользования и застройки направлены на достижение баланса размещения мест проживания и мест приложения труда, исключающего избыточные маятниковые миграции, на создание полной обеспеченности горожан социальной инфраструктурой, на гармонизацию новой застройки и объектов культурного наследия. Реализация генплана позволит защитить «зеленые» территории города, будет способствовать развитию их рекреационного потенциала.

Первый заместитель директора Института Генплана Москвы Олег Григорьев подчеркнул, что при разработке проекта были применены новаторские методики и инструменты: «На этапе сбора данных и их аналитики это работа с «большими данными», включая данные сотовых операторов, и детальное обследование территории с помощью транспортной лаборатории, а также многие другие технологии, которые дополняют стандартный набор официальных статистических данных.

На этапе разработки проектных решений это применение инструментов математического моделирования, как транспортного, так и балансового (места проживания и места приложения труда), позволяющих объективно оценить варианты территориального развития города и подготовить материалы генплана, основанные на математической модели его устойчивого, сбалансированного развития».

Олег Григорьев отметил, что разработчики генплана привлекли к активному обсуждению проекта население города, имея в виду участие жителей в принятии решений. «Здесь интересен опыт организации этой работы до проведения официальных общественных обсуждений, включающий в себя и проведение серии интернет-стримов, и сбор предложений на сайте института», — пояснил он, добавив, что в общей сложности от уфимцев поступило 16 910 обращений (из них 12 843 в поддержку проекта).

Столичный эксперт подчеркнул, что конструктивные предложения и замечания связаны в основном с рекреационными территориями, транспортной инфраструктурой и функциональным зонированием города; все они учтены при корректировке проекта по результатам общественных обсуждений.

Стоит добавить, что особенностями работы над документом стали не только уже привычные «ковидные» ограничения, но и изменения кадровой и административной ситуации в Уфе: за время разработки генплана сменилось два мэра и главный архитектор, что вызвало административную перестройку в городе и в определенной степени усложнило организационные условия работы.



Теги: