Тренд для набережных: Петербург будет строить свой «Водный каркас»

Тренд для набережных: Петербург будет строить свой «Водный каркас»

Тренд для набережных: Петербург будет строить свой «Водный каркас» Shutterstock/FOTODOM
Власти Петербурга разрабатывают проект, который позволит соединить набережные Невы и ее притоков в центральной части города, чтобы построить непрерывную пешеходную линию. Проект получил название «Водный каркас».

По подсчетам аналитиков, в Северной столице расположено около 300 км водных ресурсов — это около 7% от всей территории региона. Общая длина набережных города составляет более 150 км. Большая часть из них прославила Санкт-Петербург на весь мир своими классическими открыточными видами. И эти точки на карте давно стали местами притяжения жителей и многочисленных туристов. Но есть в городе и прибрежные территории, пока не пригодные для прогулок. И речь идет не только о набережных и Неве, но также и о малых реках, которых здесь насчитывается около сотни. «На сегодняшний день это маргинальные пространства, около 40% малых рек недоступны, а многие прибрежные территории — это гаражи либо границы промышленных зон. Это, скорее, задворки развития городской структуры», — отмечает руководитель MLA+ Яна Голубева.

По словам руководителя архитектурного бюро «Студия 44» Никиты Явейна, сейчас петербургские набережные условно можно разделить на три типа. Первый — тротуары между проезжей частью и водой, например, Воскресенская, Адмиралтейская, Кутузовская набережные. «Стандартный тротуар, красота необыкновенная слева и справа, но в общем-то там делать нечего, — замечает Никита Явейн. — Второй вариант — широкий бульвар с пешеходной зоной, но при этом отсутствуют предприятия обслуживания: рестораны, кафе, туалеты. Все то, что позволяло бы людям отдыхать и проводить здесь достаточно долгое время». Третий вариант, к которому, как считает архитектор, необходимо стремиться, включает в себя достоинства пешеходной зоны и при этом обеспечивает жителям возможность проведения досуга.

Реализацией проекта создания пешеходных комфортных зон на набережных Петербурга займутся Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и подведомственные ему СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и СПб ГБУ «Мостотрест». Согласно заявленным планам, всего планируется благоустроить 25 прибрежных объектов. В обновленную пешеходную зону также должны войти уже существующие общественные пространства. В Смольном подчеркнули, что впервые в истории города жители и гости Северной столицы получают большое количество возможностей отдыха у воды в черте города.

В планах городских властей — благоустройство набережной Мартынова и создание нового пространства вдоль Малой Невы на Петровской косе. Также продолжатся работы по благоустройству набережной вдоль Южной дороги на Крестовском острове и реализации проекта по благоустройству набережной Большой Невки. Таким образом сформируется непрерывная пешеходная зона, которая свяжет Центральный парк культуры и отдыха и парк 300-летия Петербурга. Будут благоустроены и берега Обводного канала. Капремонт проведут на Октябрьской набережной и проспекте Обуховской обороны. У метро «Елизаровская» в Невском районе реализуется проект, в котором застройщик задумал обустроить выход к воде и пешеходную зону шириной 50 м и длиной 200 м. Девелоперы также осваивают намыв и первую линию Большой Невы на Васильевском острове. По мнению авторов проекта «Водный каркас», такие пешеходные зоны с видом на воду повлекут за собой увеличение активности в черте города и создадут новые точки притяжения.

По словам главы архитектурного бюро Asadov Никиты Асадова, превращение набережных в пешеходные пространства — это тренд, который начался с конца ХХ — начала ХXI века как часть процесса деиндустриализации городов. Поэтому Санкт-Петербург в своем стремлении сделать набережные комфортной средой не одинок. Сегодня по этому пути идут многие мегаполисы. Набережные как рекреационный ресурс для города на Неве — это сравнительно свежая история. Прежде Нева рассматривалась как ключевая транспортная артерия, а прибрежные территории для строительства новых или расширения существующих магистралей. Однако, как заверил вице-губернатор Борис Пиотровский, сегодня у Северной столицы есть понимание важности и ценности развития прибрежных территорий. Осталось дождаться реализации конкретных проектов.