Связано это прежде всего с тем, что глава государства еще в 2018 году предложил развернуть масштабную программу пространственного развития страны, включая развитие городов и других населенных пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет. Тогда отмечалось, что активная жизнь России с ее огромной территорией не может сосредоточиться в нескольких мегаполисах. Крупные города должны распространять свою энергию, служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития всей страны. При этом небольшие населенные пункты должны сохранить самобытность и по-новому раскрыть свой уникальный потенциал. В 2019 году эти вопросы уже обсуждались на аналогичных парламентских слушаниях, и на это раз сенаторам важно было разобраться, как предложенные ими подходы применяются на практике сегодня.
Привлекательность в комплексе
Среди реализуемых в настоящее время мероприятий, направленных на поддержку развития муниципальных образований, Андрей Шевченко прежде всего отметил программы формирования комфортной городской среды, реализуемые Минстроем России, в том числе Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. Глава профильного комитета СФ констатировал, что Счетная палата (СП) РФ, эксперты и регионы отмечают отсутствие единой концепции развития малых и исторических городов, при том что «Стратегия пространственного развития России до 2025 года» относит эти города к числу муниципальных образований, нуждающихся в приоритетной и дополнительной поддержке. Сенатор предложил при актуализации этого документа проработать вопрос об установлении отдельных целевых индикаторов развития малых городов и исторических поселений, предусмотреть механизмы их достижения. «Необходимо также обеспечить разработку концепции населенных пунктов, обладающих историческим наследием. Целесообразно определить один федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию деятельности по ее реализации», — заявил Андрей Шевченко. Он отметил, что статус исторического поселения налагает на муниципалитеты существенные ограничения, но не предоставляет им никаких преимуществ в рамках межбюджетных отношений или участия в национальных проектах. Необходимо принять системные меры, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности в малых городах и исторических поселениях. Одним из вариантов таких мер может быть создание в исторических городах территорий с льготным режимом ведения бизнеса. По словам сенатора, развитие собственного экономического потенциала образований, обладающих историческим наследием, безусловно, связано с повышением их туристической привлекательности. Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» запланированы мероприятия, направленные на развитие туристической инфраструктуры, повышение доступности туристических продуктов, развитие локальных брендов и формирование туристических кодов центров городов. Но при реализации этих мероприятий, по мнению оратора, не стоит ограничиваться точечными мерами. Ведь исторические города — это опорный каркас внутреннего туризма, поэтому в рамках национального проекта следует предусмотреть комплексное мероприятие по повышению их туристической привлекательности. В этой связи модератор круглого стола сообщил, что, по данным СП РФ, увеличение туристического потока не всегда влечет соответствующее повышение доходов местных бюджетов исторических городов. Например, в Суздале в 2013-2017 годах число туристов росло в среднем на 13% в год, а доходы местного бюджета — всего на 0,6%.
В числе лучших практик развития малых и исторических городов Андрей Шевченко назвал продвижение локальных брендов, активизацию событийного туризма, поддержку представителей малого бизнеса, работающих в сфере гостеприимства. Ощутимый результат приносят и меры по сопровождению инвестиционных проектов, в частности, внедрение региональных и муниципальных инвестиционных стандартов.
Сенатор отметил, что Минфин РФ традиционно предлагает принимать меры по увеличению доходов местных бюджетов исторических поселений и малых городов в рамках межбюджетных отношений на региональном уровне. Субъектам РФ предлагается передавать муниципалитетам отдельные поступления, подлежащие зачислению в региональные бюджеты. Но этого недостаточно, и, по мнению Андрея Шевченко, требуется принятие мер по повышению бюджетной обеспеченности малых городов и исторических поселений на федеральном уровне. Он также указал, что в числе мер финансовой поддержки развития муниципальных образований, обладающих историческим наследием, эксперты называют прежде всего дополнительные межбюджетные трансферты. По его словам, регионы предлагают рассмотреть такие варианты, как предоставление целевых трансфертов на сохранение ценных градообразующих объектов, на модернизацию инженерной инфраструктуры, включая подготовку проектной документации.
Поскольку в настоящее время дорабатывается комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, парламентарий предложил проработать возможность выделения в ее составе отдельного мероприятия по реконструкции и строительству коммунальных объектов в малых и исторических городах. «До настоящего времени также не решен вопрос о разработке механизма компенсации собственникам объектов культурного наследия федерального значения части затрат на проведение работ по их реставрации. Действие соответствующей нормы закона приостановлено в течение длительного периода времени. Также регионы отмечают необходимость субсидирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся памятниками истории и культуры. Эти вопросы требуют скорейшего решения», — заявил Андрей Шевченко, подчеркнув, что в качестве фактора, сдерживающего развитие исторических городов, регионы указывают отсутствие у большинства исторических поселений федерального значения утвержденных границ, предмета охраны, требований к градостроительным регламентам.
Города меняются
В свою очередь, заместитель главы Минстроя России Алексей Ересько отметил, что весомой мерой поддержки для малых городов стал федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Он также рассказал о значении Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Его участники представляют на конкурс архитектурную концепцию общественных пространств, таких как парк, набережная или площадь. Но, по словам заместителя министра, целью конкурса является не только благоустройство, но и достижение максимально возможных социальных и экономических эффектов, своего рода перезапуск городских территорий. Например, в результате реализации конкурсных проектов значительно возросло число желающих посетить такие города, как Зарайск в Московской области, Дербент в Республике Дагестан, Черняховск в Калининградской области. В городе Узловая Тульской области появилось центральное городское пространство, реализованное как раз в ходе этих мероприятий. В городе Янауле в Республике Башкортостан два разобщенных сквера были объединены в комфортную и очень привлекательную для всех групп населения городскую среду. Кроме того, преобразование улицы, соединяющей центр Янаула и вокзал, стимулировало развитие на ней малого бизнеса. Парк в Арзамасе в Нижегородской области стал любимым местом отдыха для всех горожан. Города действительно меняются, таких примеров достаточно.
«Проведение конкурса и реализация проектов-победителей позволяют достигать таких эффектов, как сокращение оттока жителей из малых городов; формирование активного городского сообщества и развитие социальной ответственности; стимулирование местного производства и создание новых рабочих мест, в том числе за счет обслуживания туристов; появление в городских администрациях управленческих команд, способных планировать и реализовывать проекты, требующие межведомственного взаимодействия; развитие профессиональных компетенций на местах и появление молодых архитектурных бюро», — рассказал Алексей Ересько.
Признание конкурса как эффективного инструмента подтверждается тем, что в 2020 году его финансирование было повышено с 5 до 10 млрд рублей ежегодно, а количество победителей — с 80 до 160. А в 2022 году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме президентом страны было дано поручение дополнительно профинансировать конкурс еще на 10 млрд рублей ежегодно, что позволило увеличить количество победителей до 240 проектов. При этом средний размер грантов возрос с 62 до 83 млн рублей. Также был расширен список потенциальных участников конкурса: теперь в нем могут участвовать города с населением до 200 тыс. человек — вдвое больше, чем прежде. Замминистра также сообщил, что в настоящее время Минстрой России разрабатывает новый демографический KPI для проектов в области благоустройства.
Алексей ЕРЕСЬКО, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
«Городская среда — это продолжение дома и квартиры. Мы действительно стараемся сделать так, чтобы она была не менее комфортной, чем наши уютные дома и квартиры»
Андрей ШЕВЧЕНКО, председатель Комитета СФ РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
«Федеральные меры поддержки могут дополнить усилия регионов и муниципалитетов по улучшению инвестклимата, развитию инфраструктуры и стимулированию турпотока»
Номер публикации: №07 03.03.2023