Первым делом — Стратегия: парламентарии обсуждают проект новой концепции пространственного развития РФ

Первым делом — Стратегия: парламентарии обсуждают проект новой концепции пространственного развития РФ

Первым делом — Стратегия: парламентарии обсуждают проект новой концепции пространственного развития РФ Shutterstock/FOTODOM
Новые инструменты планирования и поддержки развития малых и средних городов обсуждались на заседании круглого стола, прошедшего недавно в Совете Федерации. Представители обеих палат парламента и ряда заинтересованных министерств и ведомств обсудили формирование нового института пространственного развития и расставили приоритеты в этой работе.

По словам модератора заседания, члена Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Голова, в настоящее время в Министерстве экономического развития РФ разрабатывается новая Стратегия пространственного развития РФ на период до 2030 года, с прогнозом до 2036 года, в которой одним из основных механизмов является классификация опорных населенных пунктов России. С этой градацией будет увязана вся система мер приоритетной государственной поддержки. Кроме того, по мнению большинства регионов, необходимо утвердить правила разработки, согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий и определить правовой статус этого документа. Также в законодательстве надо закрепить определение понятия «мастер-план», установить требования к его структуре и содержанию, порядку утверждения и корректировки, обеспечить его взаимосвязь с документами стратегического планирования.

О, счастливчики!

В свою очередь, директор Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития Дмитрий Дегтярёв подтвердил, что возглавляемое им подразделение проводит актуализацию Стратегии пространственного развития, в которую должно быть включено не менее двух тысяч различных населенных пунктов по всей стране.

Определены четыре категории таких опорных населенных пунктов. Одна из них включает новые точки роста, для которых основные задачи — это опережающее развитие инфраструктуры, реализация проектов и строительство жилья, привлечение кадров. В другую входят городские агломерации и административные центры регионов. Для них ключевые задачи — это повышение эффективности экономики за счет роста концентрации и развития межрегиональных связей, развитие транспортных связей, обеспечение энергетической и социальной инфраструктурами, строительство жилья. К третьей категории Минэкономразвития относит стратегические населенные пункты. В этих ключевых для национальной безопасности государства населенных пунктах важно обеспечить необходимое качество жизни населения для того, чтобы не допустить его оттока. Наконец, на селе и в деревнях необходимо прежде всего обеспечить гарантии образования, доступности медицинской помощи, услуг в сфере культуры и иных потребностей граждан.

В число 2 300 предварительно отобранных населенных пунктов вошло 889 городов с населением до 100 тыс. человек и 27 исторических поселений федерального значения. «Это говорит о том, что мы не просто фокусируемся на агломерациях и крупных городах. У нас довольно значительная доля малых и средних городов в этом перечне присутствует», — считает Дмитрий Дегтярёв.

Руководитель департамента сообщил, что проект перечня опорных населенных пунктов в ближайшее время будет направлен в регионы, и после того, как губернаторы подтвердят, что в нем не допущено ошибок, Минэкономразвития внесет его в правительство для утверждения, которое намечено на конец лета. Что касается выбора 200 городов, для которых необходимо разработать и утвердить мастер-планы, то Минэкономразвития исходит из того, что их следует выбрать как раз из тех двух тысяч населенных пунктов, которые будут утверждены правительством. При этом в их число, помимо региональных центров и городов, играющих важную роль в укреплении технологического суверенитета страны, по мнению ведомства, должны войти новые точки роста, в которых реализуются крупные инвестиционные проекты. В перечень предлагается включить города, которые обеспечивают функционирование объектов Росатома, Роскосмоса, ЗАТО, крупные железнодорожные узлы, порты, а также наукограды. Впрочем, по словам Дмитрия Дегтярёва, данный подход еще обсуждается в правительстве, и окончательного решения пока нет.

Несинхронное планирование

В то же время, по мнению заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Высокинского, последовательность действий должна быть другая. Прежде чем утверждать перечни опорных населенных пунктов и городов, для которых будут разрабатываться мастер-планы, необходимо утвердить новую Стратегию пространственного развития страны, содержащую приоритеты, показатели, четкое понимание единой схемы транспорта, инженерного обеспечения, социальной сферы, а также схемы размещения производительных сил. Для убедительности сенатор привел такой, по его словам, элементарный пример из своей практики: «Есть у нас небольшой город Невьянск в Свердловской области. Этот город стоял на дороге, через которую весь север области ехал в город Екатеринбург на праздники. Мы построили окружную вокруг этого города, как просил глава. У него сразу «схлопнулась» экономика, потому что две улицы обслуживали транспортный поток».

Чтобы исключить повторение подобных случаев в масштабах всей страны, Александр Высокинский считает необходимым сначала разработать методологию создания Стратегии пространственного развития, без которой разработка и последующая реализация двухсот мастер-планов может привести к неэффективному использованию бюджетных средств. «Потому что очевидно, что должна быть для страны единая схема транспортного, инженерного обеспечения, социальной сферы, расселения, размещения производительных сил. Это же все должно наслаиваться. Тогда регионы получат, как раньше говорили, партийное задание, кто куда идет. Губернаторы подготовят решение, где будут вот эти точки развития, и мы получим логику формирования двухсот городов. Сейчас эта логика как бы живет некоей своей жизнью, потом, скорее всего, со схемой не совпадет, и снова спалим деньги», — предупредил сенатор.

Отвечая на вопрос Александра Высокинского о сроках появления новой Стратегии пространственного развития РФ и методологии ее разработки, Дмитрий Дегтярёв сообщил, что проект документа планируется внести в правительство в конце лета, и затем он должен быть утвержден в конце текущего года. В то же время для подготовки методологических материалов необходимо синхронизировать со Стратегией нормативные документы, потому что существующее нормативное поле позволяет принимать решения о строительстве объектов без увязки с ней и с документами территориального планирования. «Если мы готовы сейчас пойти на шаг, что мы не принимаем решения по стройке, пока эти документы не будут синхронизированы, то нам надо внести соответствующие изменения в законодательство. Это, скорее всего, немножко повлияет на строительный инвестиционный цикл с точки зрения сроков, но при этом у нас все будет спланировано и синхронизировано. Сейчас по факту с точки зрения того, что в нормативном поле реализовано, у нас такой «рассинхрон» есть. Поэтому у нас большое количество различных методик, но они носят рекомендательный характер, и пока у нас законом установлено одно, а в методиках написано другое, у нас это все работать не будет», — пояснил Дмитрий Дегтярёв.

Депутатский наказ

Сходную с Александром Высокинским позицию занял и председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко. С его точки зрения, не обойтись без установленных на федеральном уроне критериев отбора городов, для которых будет разрабатываться мастер-план. Причем для того, чтобы связать мастер-планирование со Стратегией пространственного развития, по его мнению, необходимо изучить аналогичную практику на Дальнем Востоке и с этой целью провести отдельное мероприятие.

Однако, по словам Алексея Диденко, Стратегия пространственного развития разрабатывается келейно, и высший орган законодательной власти, представленный обеими палатами, вообще никак в этом процессе не участвует. «Три стратегические сессии уже прошли, а мы еще ничего не знаем. Поэтому нам, естественно, вывалят готовый документ, мы там мало что поменяем. И в этом плане я с вами, Александр Геннадьевич, абсолютно согласен. Высший представительный орган и законодательный орган в этой работе — разработке стратегических документов — просто обязан участвовать», — согласился с Александром Высокинским Алексей Диденко. Депутат Госдумы предложил сенаторам совместно обратиться к руководству правительства с просьбой привлечь парламентариев к обсуждению проекта Стратегии. По его мнению, достаточно было бы хотя бы по одному делегату — представителю от каждой из палат парламента.

Владимир ПУТИН, президент России:

путин.jpg

«Предлагаю развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов»