Екатерина КРЫМСКАЯ, генеральный директор международной светотехнической компании Svet Expert:
Сегодня пространственное развитие города сложно представить без мастер-плана. Современный мастер-план затрагивает все аспекты жизни города и его горожан: экологические, экономические, социальные, психологические. Он позволяет взглянуть в будущее, понять, на какие сферы жизни стоит обратить большее внимание, как улучшить показатели здравоохранения, образования, транспортной доступности, увеличить индекс качества городской среды. Однако в градостроительных мастер-планах малое внимание уделяется комплексному подходу к освещению городов. Светотехнический мастер-план руководствуется положениями градостроительного, но ориентируется на восприятие города именно в ночное время суток.
Вечернее освещение города — это не только утилитарный функциональный свет на дорогах и магистралях, но и архитектурно-художественное освещение, праздничное оформление, световые инсталляции и ландшафтная подсветка парковых зон. С развитием светотехнического рынка и увеличением количества световых проектов город столкнулся с проблемой светового загрязнения. Совершенно разноплановые приемы освещения на соседствующих зданиях создают световой шум, снижают показатели комфорта и безопасности городской среды. В связи с этим важно подходить к развитию наружного освещения комплексно. Мастер-план освещения повышает уровень безопасности, обеспечивает комфорт людям в вечернее время, создает единую световую концепцию, делает городскую среду привлекательной и узнаваемой не только днем, но и ночью.
Как и в любой части градостроительства, в проектах светового мастер-плана есть свои тенденции и принципы. Сейчас идея создания собственного брэндинга населенных пунктов России стала стремительно набирать популярность: создаются дизайн-коды городов, осуществляющие их визуальную идентификацию, устанавливаются стилизованные вывески, указатели маршрутов, проводятся работы по благоустройству и реконструкции фасадов зданий. Светотехники также подхватили это веяние, выделяя и подчеркивая с помощью света самобытность города, повышая его айдентику.
Примерами современных трендов в освещении являются применение орнаментированных декоративных уличных фонарей, использование специального цвета свечения: в городах Золотого кольца с богатой историей и духом православия, например в Ярославле, светотехники применяют в основном теплый цвет свечения 1800К, для наружного освещения используют светильники на опорах, воспроизводящие образ света от лучины.
Также существует тенденция дополнения световой концепции города проектами по 3D-mapping и гобо-проекции. Так, в городе-герое Смоленске компания Svet Еxpert реализует световой мастер-план с применением освещения холодного типа свечения в виде звездных бликов, концептуальным акцентом светового мастер-плана стала крепостная стена, на которой с помощью современных гобо-проекторов будут воспроизводиться картины тематики Великой Отечественной войны.
Примером города с отлично разработанной и продуманной концепцией световой среды является Москва. Комплексный подход в наружном освещении столицы ориентирован на соблюдение всех норм освещенности и яркости, расставление цветовых акцентов, подчеркивание доминант города, создание восприятия художественного образа в ночное время. В результате панорама Москвы преобразуется, архитектурно-художественная подсветка придает городу сказочный вид, световой макет столицы грамотно подчеркивает историческую среду, знаковые объекты, создает единый вечерний облик.
Работа по созданию светового мастер-плана включает в себя несколько этапов. На первом этапе специалисты-светотехники изучают существующую среду города, выявляют ее общую освещенность и существующие проблемы наружного освещения, изучают историю и культуру города, главные достопримечательности. Далее выделяется туристический маршрут, имеющий наиболее интенсивную освещенность, поскольку это зона повышенного трафика. На следующем этапе происходит детальная фото- и видеофиксация: в процессе выбора видовых точек, въездных групп, мест, с которых открывается городская панорама, создаются видео- и фотоматериалы, с которыми впоследствии будут работать светодизайнеры.
Далее наступает творческий этап — создание визуальных концепций архитектурно-художественного освещения сооружений и наружного утилитарного света. Обычно этот этап является самым долгим, он длится два месяца, когда происходит согласование концепции освещения в градостроительных комитетах, с собственниками объектов. После этого идет переход к реализации светового мастер-плана, который тоже состоит из нескольких этапов. Проектирование — важнейшая составляющая всей работы по созданию единой концепции городской среды, поскольку именно на этом этапе происходит выбор светотехнического оборудования, верного решения по электроснабжению, выделению мощностей, согласованию проектной документации и прохождению историко-культурной экспертизы, детальное изучение фасадов, наружных сетей города. Это концептуальный процесс, требующий максимального участия по количественному и временному показателю компании. В создании проектов по электроснабжению светового мастер-плана задействован целый проектный институт во главе с несколькими главными инженерами проектов и их командами, которые отвечают за разработку проектной документации. После прохождения согласования проектной части наступает процесс реализации, составляющий в среднем до трех календарных месяцев.
Мы живем на территории с достаточно коротким световым днем, а в некоторых городах России световой период составляет всего несколько часов. Поэтому особенно актуальна эта проблема для северных городов, где присутствуют такое явление, как полярная ночь.
Помимо эстетической составляющей, создание единой концепции позволяет повысить уровень безопасности при пребывании на улице в вечернее время, а также влияет на психоэмоциональное состояние людей. Хорошо освещенные равномерным светом дороги, подсветка зеленых насаждений в парках, архитектурное освещение, подчеркивающее выразительность зданий и создающее уникальный архитектурный образ, — все это благоприятно влияет на состояние человека и улучшает качество его жизни. Очень важно уделять внимание в градостроительном мастер-плане дневному и вечернему облику городов, поскольку город существует и живет не только днем, но и ночью.
Анна МОРОЗОВА, компания Zodiak:
«Во многих регионах России человек посещает общественные пространства преимущественно в темное время суток. Зимой это связано с продолжительностью светового дня. Лето — пора отпусков и каникул, когда появляется больше времени и возможностей для продолжительных прогулок, в том числе вечерних. Поэтому так важно уделять внимание освещению в общественных пространствах: свет делает их безопасными и комфортными. Но помимо такой утилитарной функции свет решает и другие задачи. В частности, создает настроение и эмоции, формирует атмосферу пространства, праздника. Момента, когда на улицах зажгутся праздничные огни, с нетерпением ждут и взрослые, и дети. И чем интереснее, уникальнее световое пространство, тем лучше оно запоминается, тем больше внимания привлекает, превращаясь в центр притяжения горожан и туристов, а иногда становясь символом праздника в городе. Важный принцип — создание единой концепции. К сожалению, при световом праздничном оформлении он до сих пор часто упускается: в рамках одной локации могут использоваться совершенно разные по стилю инсталляции. итоге украшения есть, но цельный образ и атмосфера отсутствуют. А ведь инсталляция — это комплексное оформление пространства, объединенное идеей и стилем, гармония с окружающей средой, культурным и историческим контекстами».
Номер публикации: №46 08.12.2023