Shutterstock/FOTODOM
Согласно новому ГОСТу минимальная площадь игровой зоны должна будет составлять не менее 200 кв. метров, дрессировочной — 1,5 тыс. кв. метров, высота ограждения — не менее 2 метров. Кроме того, утверждены требования к освещению, установке препятствий и другого игрового оборудования, контейнеров для отходов и дозаторов для пакетов. Помимо нового ГОСТа, готовятся изменения в нормативную базу, обязательную для застройщиков. В будущем предполагается превратить площадки для собак в неотъемлемый элемент благоустройства районов.
Единый стандарт сделает правила создания инфраструктуры для питомцев более прозрачными, а площадки для выгула собак станут игровыми и комфортными по всей стране.
Сегодня, по данным ВЦИОМа, собаки есть у трети городского населения. Согласно Всероссийской переписи в стране 75 млн домашних животных. С 2022 по 2025 год их число увеличилось на 11%. Вместе с этим существенно вырос спрос на услуги и инфраструктуру для питомцев. При этом в Москве на 2 млн домашних собак приходится всего 900 специализированных зон для выгула, а в регионах ситуация с нехваткой площадок ощущается еще острее.
«По разным оценкам, владельцы собак составляют примерно треть покупателей квартир в новостройках. До недавнего времени для этой целевой аудитории девелоперы считали универсальным решением установку лапомойки на входе в жилые дома. Однако теперь становится очевидно, что этого недостаточно. Более того, как показало наше исследование, 53,5% владельцев домашних питомцев и вовсе считают, что общественная «ванночка» для мытья лап не помогает повысить уровень чистоты в ЖК, часто используется не по назначению, например для мытья обуви или велосипеда», — указал коммерческий директор ГК «Садовое кольцо» Анатолий Баталин.
Представитель застройщика рассказал, что большинству владельцев собак не нужны общественные лапомойки. Жители сегодня хотят не полумер, а комплексных и комфортных решений. «Согласно опросу, проведенному компанией, сегодня у владельцев домашних животных остается незакрытой основная потребность — в современных площадках для выгула животных. Об этом заявил каждый второй респондент. На втором месте по востребованности оказались дог-френдли-магазины и кафе — их хотел бы видеть в шаговой доступности каждый пятый опрошенный. Лапомойки нужны примерно 18% респондентов. Меньше голосов набрали только салоны груминга (Груминг — это комплекс процедур по уходу за внешностью домашних животных. — Прим. ред.) на территории ЖК — их выбрали лишь 4% участников опроса», — уточняет Анатолий Баталин. ГОСТ закрепит нормы, которые станут не только необходимым минимумом, но и простимулируют девелоперов. Ведь, чтобы привлекать покупателей, им придется конкурировать между собой и создавать нечто большее, чем лапомойки на входе».
Несмотря на высокую востребованность, до сегодняшнего дня инфраструктура для собак практически никак не фигурировала в общих нормативах. В федеральных нормах содержалось лишь требование соблюдения отступа в 40 метров от окон жилых домов до площадки для выгула собак, что фактически делало невозможным создание таких зон в массовой застройке. Кроме того, в некоторых регионах (например, Санкт-Петербург, Набережные Челны) действуют местные рекомендации, которые устанавливают размеры площадок, их доступность и другие параметры.
Размещение площадок для выгула собак для современных застройщиков – это один из самых сложных квестов. С учетом требований на большую плотность застройки, нормативными требованиями, запросами современных пользователей, порой разместить площадку просто невозможно. Если этот новый стандарт станет обязательным к исполнению для всех регионов, единственное, что хочется пожелать – это соблюдение баланса между инфраструктурой для собак и потребностями остальных пользователей.
фото: ГК «Страна Девелопмент»
По уже существующей нормативной документации застройщики обязаны благоустраивать придомовую территорию, оборудовать различные зоны отдыха, детские площадки, заниматься озеленением. Не всегда возможно учесть существующие нормативные требования и обустроить еще и участок для выгула питомцев. При этом многие девелоперские компании все же стремятся удовлетворить потребности владельцев собак даже на небольшой территории, выбирая альтернативные решения. Например, делают тропинки с интересными элементами для собак.
Согласно новому стандарту собачьи площадки для питомцев должны быть разделены на участки для активных игр и спокойного выгула, оборудованы надежными ограждениями и базовыми тренажерами. Более того, управляющей компании нужно будет следить, чтобы в наличии всегда были урны с пакетами. Документ зафиксирует не только площадь выделенных участков, но и другие важные моменты. Например, прогулочные маршруты не должны будут пересекаться с детскими и спортивными зонами. Для девелоперов закрепленные правила станут необходимым минимумом.
Если ранее речь шла только о площадках для дрессировки и выгула, то теперь, согласно новому ГОСТу, должны появиться новые виды инфраструктуры для собак, такие как игровые площадки, места для гигиенического выгула и маршруты для прогулки. Это станет важным шагом к систематизации дог-френдли-пространств и улучшению ситуации с содержанием домашних питомцев в городах России. Главное — обеспечить разумное сочетание стандартизации и учета индивидуальных потребностей каждого сообщества – людей и животных.