Михаил Евгеньевич, отношение к промышленной архитектуре за последние полторы сотни лет несколько раз менялось. В начале прошлого века возводились красивые краснокирпичные здания, которые мы сейчас сохраняем, потом промышленные строения стали сугубо утилитарными — и сейчас их сносят. А что происходит с промышленной архитектурой сегодня?
Это разные исторические периоды. На рубеже XIX-XX веков промышленность только зарождалась. Владельцы мануфактур и заводов закупали дорогостоящее оборудование, станки, стремились сделать эти предприятия предметом своей гордости. Там работали высококвалифицированные рабочие, и эти объекты были статусными. Отсюда и хорошая архитектура.
На нелучший облик промышленных территорий середины и конца XX века повлияла прежде всего Вторая мировая война. Когда страна в разрухе и нужно быстро восстанавливать экономику, не до эстетики архитектуры, которой внимания практически не уделялось. И этот период продолжался довольно долго.
Сегодня мы вступили в новый этап — пришли к выводу, что промышленность важна, востребована, является ключевым звеном в развитии экономики страны. Сейчас не только уместно, но и необходимо возродить тот подход, который уже был применен нашими предками сто с лишним лет назад, когда для создания своих объектов они подключали известных архитекторов.
Еще это важно и для популяризации технических и рабочих специальностей. До сих пор бытует мнение, что промышленное производство — это тяжелый физический труд, грязь, пыль. На самом же деле, если говорить про передовые промышленные технологии, людям надо показывать, что современное промышленное производство стало высокотехнологичным, бесшумным, не грязным, максимально автоматизированным. Например, в «КРОСТ» есть собственные производства, где в цеху работают всего два оператора: один сидит за пультом управления, второй ходит по цеху и контролирует, чтобы нигде не было сбоя. И нет ни пыли, ни грязи. Это действительно очень впечатляет.
Я считаю, что сегодня промышленное производство должно быть доступным и привлекательным. И архитектура здесь играет не последнюю роль.
Как в популяризации рабочих профессий может помочь именно архитектура?
Сейчас архитектура стала, скажем так, мультикомпонентной. В нее глубоко интегрировались смежные отрасли, особенно медийные составляющие. Промышленная архитектура должна обучать, направлять обывателя, разговаривать с ним, давать информацию, быть интегрированной в социальную среду и выступать объектом притяжения. Для этого есть уже отработанный набор архитектурных приемов. Если вести разговор про поднятие престижа рабочих специальностей, то очевидно, что в скором времени в цехах будет работать молодежь. И молодые работники должны попадать в ту среду, которая им будет приятна, где им будет комфортно. А архитектурные решения обязаны быть такими же свежими, современными, яркими, стильными — как внутри, так и снаружи. Вопрос внешней архитектуры, дизайна интерьеров стоит сейчас действительно остро. Первым это понял Запад — и сегодня там для промышленного строительства привлекают именитых архитекторов. Россия, думаю, тоже скоро пойдет по этому пути.
Насколько интересно работать с промышленными объектами самим архитекторам?
Для архитекторов промышленный объект с точки зрения возможностей представляет даже больший интерес, нежели жилье: жилье довольно консервативно — там четко определены параметры жилых ячеек квартир, сетка окон, пожарные нормы… А подходя к промышленному объекту, мы видим различную плотность остекления, разнообразное членение на фасаде — где-то глухие обширные участки, где-то участки максимально остекленные. Для меня как для художника фасадная плоскость промобъекта, на которой можно изобразить какое-то произведение, очень интересна.
Многое, конечно, зависит от бюджета, но я считаю, что подходить к промобъекту нужно именно так — делать его уникальным, применяя современные архитектурные приемы.
То же самое касается территории, ландшафтного благоустройства. У нас уже есть определенные наработки в этой области в индустриальном парке «Руднево» и в наших собственных технопарках.
Каким должен быть промышленный объект в городе?
Желательно таким, чтобы он был доступен людям и привлекал их. Тихие заводы, где стоит бесшумное оборудование, допустимо размещать в городской среде. Можно сделать на предприятии музейную экспозицию — историю развития производства. Можно сделать доступным посещение завода. Люди, еще раз повторюсь, абсолютно сейчас не представляют, что такое современное производство и насколько это увлекательно и интересно. Внутри можно предусмотреть общедоступные пространства, допустим, кафе со стеклянной стеной, через которую видно, что происходит в цеху, например, как из большой заготовки металла на ваших глазах вырезается сложная деталь. Поверьте, это весьма интересное и увлекательное зрелище. Возникнет шоурум, куда придут подростки, — и у них будут загораться глаза. А если здание еще и одето в современный хороший фасад с медийной составляющей, то такое место работы станет предметом гордости. Вот так нужно подходить к промышленному строительству, потому что иначе престиж рабочих специальностей не повысить.
Современный промышленный объект — сложный организм, в котором уместно сочетать много функций: помимо производственной, еще и социальную, общественную, выставочную, это все может работать, приносить доход и повышать престиж профессии.
Вы трудитесь в концерне «КРОСТ». Что бы вы выделили как особенность объектов именно этой компании?
На самом деле я проектирую самые разные объекты — и жилые дома, и медицинские учреждения, школы и детские сады, административные здания самого разного назначения. Но, безусловно, одной из наиболее масштабных, серьезных и интереснейших задач, стоящих передо мной, является формирование современного облика промышленных объектов. Причем стоит задача создать именно наш, отечественный, самобытный архитектурный стиль, при этом используя самые передовые, инновационные разработки в промышленно-строительной отрасли. Ведь архитектура индустриальных парков должна, в первую очередь, отражать как раз взгляд в будущее и упор на высокие технологии, дать импульс росту промышленного потенциала нашей страны.
А может ли современная промышленность производить все, что хочет архитектор?
Сегодня архитектура диктует развитие в том числе и промышленно-строительной отрасли, потому что архитектор должен создавать что-то новое, что инженеру предстоит реализовать. Это дает толчок развитию всей отрасли, важнейшее значение приобретают смежные специальности, материаловедение. Мы работаем вместе, как в едином конструкторском бюро — архитекторы, конструкторы, инженеры, промышленники, пользуемся услугами наших научных лабораторий, которые изучают материалы и создают новые технологии.
Производственные мощности позволяют выпускать помимо балок, фундаментов и другого сборного железобетона фасадные панели с любой поверхностью, что дает возможность воплотить любую фантазию архитектора — вплоть до того, что поверхности могут иметь внешние слои из какого-нибудь светопрозрачного бетона с вмонтированными оптико-волоконными элементами, которые будут по ночам светиться. У нас есть завод, производящий металлические конструкции, — любые ламельные элементы, любые металлические элементы. Есть завод по производству изделий из бетона, где работают профессиональные скульпторы, способные своими руками сделать любую мастер-модель, барельеф, скульптуру, хоть реплику фасадного элемента здания XVIII века.
Это позволяет нам предлагать уникальные проекты и не ограничивать наших заказчиков. Например, сейчас проектируем большепролетные здания, когда строится производственный цех без промежуточных колонн с использованием специальных технологий.
Все-таки вернемся к фасадам. Какие современные технологии вы сегодня используете?
Мы уделяем фасадам большое внимание. Хотим, чтобы каждое здание имело свой неповторимый облик, поэтому на фасадах и применяются разнообразные архитектурные решения — допустим, фасад «в трех осях», когда фасадные элементы имеют вынос относительно плоскости стены, используются медиафасады.
У нас есть еще ряд перспективных промышленных площадок, где я надеюсь попробовать технологии будущего, такие как кинетический фасад, который будет изменяться под влиянием погодных условий, ветровой нагрузки и так далее.
Может быть, даже появится возможность перейти на более сложные оболочные конструкции, позволяющие перекрывать пролеты свыше 30 метров, что кардинально изменит не только облик здания, но и само промышленное производство. Здание получит уже другие формы, например, пятиугольную, где можно будет размещать промышленные блоки с углом в 120 градусов. Я считаю, что будущее за подобными решениями. И производственные здания будут действительно выглядеть интересно, привлекательно и неординарно.
У нас уже есть опыт разрушения плоской поверхности стены, применения для фасадных элементов объемного бетона, придания бионической формы. Это позволяет принципиально трансформировать здание, превратить его в интересный и уникальный арт-объект.
Мы сделали дизайн промышленного здания для «Москвича» на Волгоградском проспекте. Планируем там мультимедийный фасад, целый набор мультимедийных экранов. Там как раз будет и обучающая, и информационная функции, там будет светодиодная системная подсветка, бегущие строки. Вот такое решение, в чем-то от космических технологий. Будет много видов стекла с фотопечатью, посмотрим, насколько удастся воплотить все эти элементы в реальность.
Кстати, такое инновационное решение просил сам заказчик. Изначально мы разработали более лапидарные фасады, они были согласованы в Москомархитектуре. Но потом заказчик дал нам полную свободу, и мы хотим сделать что-то такое, чего еще нигде не было. Город поддерживает креативный подход, и это, безусловно, огромная радость и вдохновение для архитекторов, которые работают над обликом нашего города.
Номер публикации: №04 02.02.2024