Ключевая дискуссия развернулась вокруг инструментов и перспектив пространственного развития России. Тон задал директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин, отметивший, что градостроительное планирование сегодня выходит на первый план и является заботой федеральных властей, так как определяет и безопасность территории, и комфорт проживания граждан.
Чиновник напомнил, что в стране уже существует стратегия пространственного планирования, но сейчас она находится в фазе пересмотра. Первая задача обновленного документа — фиксация градостроительного потенциала, который есть в РФ. Владимир Калинкин рассказал, что, проводя анализ деятельности субъектов и муниципалитетов, которые попали в зону внимания профильного министерства, выяснилось, что решения о градостроительном развитии зачастую принимаются в отношении тех территорий, где есть транспортная доступность, объекты социальной инфраструктуры, сети и коммуникации. И не берутся в расчет те участки, которые с этой точки зрения более перспективны и потребуют меньшего бюджетного участия, чтобы их обеспечить инфраструктурой. Эта проблема и вызвала необходимость формирования Единого научно-исследовательского и проектного института пространственного планирования (ЕИПП) РФ, созданного на базе бывшего НИ и ПИ Градплана Москвы. Задача, стоящая перед новой структурой, — собрать в одном месте научную базу.
Сегодня есть много центров компетенций в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах страны. Это разные школы, и каждая из них предлагает свое видение и свое решение вопросов пространственного развития.
Как раз Единый институт и должен консолидировать все эти позиции в одном месте, чтобы сформировать подходы, которые позволят «грамотнее, осознаннее и с наименьшими бюджетными затратами развивать те или иные территории, разместить те или иные районы, объекты так, чтобы это было выгодно».
По словам Владимира Калинкина, ЕИПП РФ к концу этого года должен закончить формирование методики оценки градостроительного потенциала. «Есть большая доля вероятности, что в следующем году мы ее «зашьем» в качестве обязательной для оценок документов терпланирования», — добавил он.
Вторая цель ЕИПП — работа с конкретными объектами. «Вся федеральная адресно-инвестиционная программа, то есть все бюджетные инвестиции, которые есть в распоряжении РФ, за исключением специфичных направлений, собраны сейчас в Минстрое, — отмечает Владимир Калинкин. — Ранее этим занималось Министерство экономического развития РФ, которое раздавало финансирование на размещение объектов, исходя из экономики и без учета градостроительных возможностей. Теперь же мы предполагаем, что эти возможности и потенциал должны обязательно учитываться». По словам представителя Минстроя, были допущены ошибки — объекты зачастую предполагалось размещать там, где их физически сложно разместить, а главное, потом невозможно обслуживать. «Есть масса примеров того, когда, к примеру, принималось решение о размещении физкультурно-оздоровительного комплекса на окраине населенного пункта, выделялись деньги, а потом регион приходил с тем, что туда нужно еще 10 километров сетей проложить, дорогу, пустить общественный транспорт и так далее, — приводит пример Владимир Калинкин. — Чтобы такого не происходило, возникла идея оценки допустимости размещения таких объектов, в том числе при выделении финансирования муниципалитетам. Сейчас эти схемы отрабатываются и в следующем году уже будут реализованы».
Ведется ЕИПП и работа с документами, регламентирующими архитектурно-градостроительный облик (АГО) новых зданий. Недавно Минстрой решил запретить субъектам РФ процедуру утверждения АГО за исключением городов федерального значения. «Но под давлением главных архитекторов мы дрогнули, и хотя нас абсолютно не устраивают те процедуры, которые существуют, мы полагаем, что на федеральном уровне их отрегламентируем, и все лучшее, что есть, войдет в новые правила и продолжит свою жизнь. Мы боремся за экономию времени для застройщика и хотели исключить это согласование, но поняли, что погорячились», — признал Владимир Калинкин, при этом предупредив коллег, что не стоит сильно рассчитывать на то, что будет большая свобода творчества. «Там, где возникают тезисы о красоте, там юрист плачет, — пояснил он. — Будут предусмотрены регламентированные процедуры. Надеемся, что удастся найти баланс, чтобы обеспечить интересы и инвестиционного цикла, и благообразный вид того, что возводится».
В свою очередь, директор ЕИПП РФ Дина Саттарова, говоря о работе новой структуры, отметила, что с момента перехода на федеральный уровень перед институтом поставлены задачи по научному обоснованию нормативов в сфере градостроительной деятельности. В частности, сегодня идет работа по обоснованию понятия, которое планируется внедрить в градостроительную практику — агломерация и агломерационное развитие, которое должно стать более взаимоувязанной моделью пространственного развития для нашей страны.
«Это более сбалансированное развитие территории всей страны во взаимоувязке с национальными проектами. Но ни для одного региона не будет единого рецепта, потому что каждая территория уникальна и должна прорабатываться в тесном взаимодействии на своем уровне — с местными сообществами, людьми, которые на ней живут и знают особенности ее развития», — заявила Дина Саттарова. По ее словам, в этом году должны были быть подготовлены мастер-планы развития трех агломераций, но работа пока застопорилась из-за финансирования. Впрочем, год еще не завершен, и, возможно, работа скоро начнется.
Дина САТТАРОВА, директор ЕИПП РФ:
«Пространственное планирование — это один из ключевых инструментов создания условий для социального, территориального и экономического развития внутри страны, устранения межрегионального неравенства и качественного улучшения жизни»
Номер публикации: №38 07.10.2022