Мостам человечество много тысячелетий придает особый сакрально-мистический смысл. Они соединяют берега рек, острова, страны, а Босфорский мост в Турции и вовсе части света — Европу и Азию.
Одним из самых известных мостов мира считается мост Вздохов (Ponte dei Sospiri) — удивительное арочное сооружение в стиле барокко, построенное Антонио Контино (Antonio Contino) в Италии в начале XVII века. Название моста никак не связано с влюбленными. Переправа возводилась через Дворцовый канал с одной целью — соединить тюрьму и Дворец дожей (Palazzo Ducale).
Скоро в Москве появится свой мост, связывающий два более жизнерадостных здания: длина пешеходного перехода, по которому можно будет попасть из исторического корпуса Третьяковской галереи в новый, составит порядка 57 метров. Его ключевая особенность — красивое витражное остекление. Поначалу переход будет предназначен для транспортировки экспонатов, картин и оборудования музея, в дальнейшем им смогут пользоваться посетители. Открытие моста запланировано на 2024 год.
«Третьяковский переход» — не единственная новинка, которая ждет столицу в ближайшее время. Так, в следующем году в городе ожидается появление еще одного оригинального объекта, который соединит общественную зону транспортно-пересадочного узла и многофункциональный комплекс «IQ-квартал» в «Москве-Сити»; мост длиной 95 метров будет состоять из зеркальных сфер диаметром 13-16 метров с иллюминаторами. Автором этого функционального арт-объекта выступает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Возможно, со временем он станет столь же известным, как «Парящий мост» — самый популярный объект в парке «Зарядье»: смотровая площадка в форме подковы имеет общую длину 70 метров и висит над Москвой-рекой на высоте 15 метров — идеальное место для фотографий и созерцания: отсюда открывается восхитительный вид на Кремль. Чтобы обзор был полным, ограждения моста полностью стеклянные.
Не менее интересны и городские «прозрачные переправы из прошлого» — мост Богдана Хмельницкого (между площадью Киевского вокзала и улицей Плющиха и Саввинской набережной) и Пушкинский (ранее Андреевский) мост (Нескучный сад — Фрунзенская набережная). Оба моста когда-то были частью Московской кольцевой железной дороги, построенной в начала ХХ столетия. При строительстве Третьего транспортного кольца сооружения заменили на новые со стеклянными крышами и сделали их пешеходными. При этом старые железнодорожные конструкции были перевезены по реке и установлены в других местах.
История пешеходных мостов Москвы продолжается. В этом году должно начаться строительство перехода длиной более 200 метров, который пройдет через старое русло Москвы-реки в районе улиц Корабельной и Коломенской и обеспечит удобный подход к станции метро «Нагатинский Затон» Большой кольцевой линии; завершить строительство моста планируется в 2025 году.
На подходе начало строительства еще двух пешеходных мостов в Мневниковской пойме: один свяжет пойму с Островной улицей в районе Крылатское, второй — с улицей Мясищева в районе Филевский парк. Новый велопешеходный мост через Яузу — между Госпитальной и Рубцовской набережными — появится в рамках концепции развития МГТУ им. Н. Э. Баумана. Открытый конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ уже объявлен столичным «Управлением дорожномостового строительства».
Также недавно утвержден проект строительства еще одного велопешеходного моста, соединяющего Леоновскую рощу и Свибловские пруды. Всего же по адресной инвестиционной программе до 2026 года в Москве предусмотрено строительство семи пешеходных мостов. Будут ли среди них стеклянные — покажет время.
Кстати:
452 мостовых сооружения насчитывается сегодня в столице. Это и переходы через Яузу, канал имени Москвы, Водоотводной и Сходненский каналы, разнообразные тоннели, дамбы, акведуки, а также мосты через Москву-реку.
Номер публикации: №10 24.03.2023