Золотая жила
Открывая обсуждение очередного пула мастер-планов, президент напомнил, что решение о запуске комплексной программы, направленной на повышение качества жизни в дальневосточных регионах, было принято два года назад. Как пример результативности проведенной работы он привел утвержденный в сентябре 2022 года первый мастер-план — для Петропавловска-Камчатского. «Сейчас ведется благоустройство центра этого города, и жители могут увидеть позитивные перемены», — отметил он успех намеченной программы, связав при этом ее будущее не с финансовыми вливаниями из федерального бюджета, а с мобилизацией собственных резервов региона, которые и стали той «золотой жилой», разработка которой позволит и дальше благоустраивать Петропавловск-Камчатский. Именно поиск и реализация новых, прежде не освоенных в полной мере ресурсов регионов, способных обеспечить финансирование крупномасштабного строительства на их территориях, и составляет главный нерв мастер-планов, учит их создателей не клянчить средства на возведение объектов у федерального центра, а самим находить и претворять в жизнь доселе нераскрытые возможности.
В случае с Петропавловском-Камчатским такой «фишкой» стало развернувшееся в полную силу строительство крупного морского комплекса по перегрузке сжиженного природного газа. «Этот проект позволит нарастить поставки российского СПГ и будет способствовать расширению газификации Камчатского края, росту его экономики и открытию новых рабочих мест. Экономию средств от перехода с мазута на газ региональный бюджет сможет перенаправить на реализацию мастер-плана», — разъяснил президент России финансовую подоплеку утвержденного в 2022 году первого мастер-плана. Такой же творческий, неординарный подход, состоящий в опоре регионов прежде всего на собственные силы, предстояло обеспечить и при обсуждении мастер-планов развития других региональных центров Дальнего Востока.
Лучше вы к нам
Предваряя дискуссию, президент определил ее последовательность: вначале ее участники должны были обозначить актуальные вопросы, волнующие людей, выделить ключевые факторы, сдерживающие развитие городов, а затем наметить системные меры. Первым в таком формате состоялось обсуждение мастер-плана Магадана. Отмечалась необходимость приведения в надлежащее состояние жилищного фонда, объектов социальной сферы, ремонта дорог и обустройства городских пространств. Среди знаковых проектов мастер-плана — трансформация Нагаевской бухты, где на месте заброшенного пустыря появился парк «Маяк», благоустроена набережная, обновлен пирс, а в дальнейшем будет построен яхтенный порт для маломерных судов, созданы условия для рыбалки в акватории бухты, продолжится берегоукрепление. Другой значительный проект программы — строительство нового микрорайона Гороховое Поле с центром реабилитации инвалидов и с образовательным центром для детей с особенностями развития. Запуск первой очереди микрорайона намечен на конец 2024 года, однако до сих пор не определен источник финансирования строительства инженерной и транспортной инфраструктур в рамках комплексного освоения территорий, в связи с чем губернатор Магаданской области Сергей Носов обратился к президенту России с просьбой о поддержке создания данных объектов за счет федерального финансирования, а также попросил помочь в формате федеральной адресной инвестиционной программы или федеральной целевой программы завершить строительство нового роддома и спортивного комплекса «Президентский».
Надежды на укрепление местной экономики связаны прежде всего с восстановлением в Нагаевской бухте заброшенного рыбного порта, где когда-то стояла рыбная флотилия. Порт предоставлял полный комплекс услуг по обслуживанию судов и принимал рыболовецкий флот из других регионов Дальнего Востока, однако к началу двухтысячных годов его причалы пришли в негодность, а прилегающая акватория стала небезопасной для судоходства из-за затонувших судов. Текущее состояние порта не позволяет ему принимать и хранить уловы, поэтому практически весь улов магаданских рыбаков сейчас направляется в порт Владивосток.
После того как по инициативе региона магаданский рыбный порт был передан в региональную собственность, его территория начала приводиться в порядок. Очищается акватория, и небольшие рыболовецкие суда уже могут подходить к причалам. Чтобы полностью возродить рыбную отрасль, которая снова должна стать значимой для экономики города и региона, была разработана инвестиционная декларация и сформирован рыбный кластер. Инвесторы уже вложили в создание высокотехнологичных производственных мощностей более 10 млрд рублей и готовы вложить в них еще столько же. Но чтобы приступить к реализации проекта по строительству гидротехнических сооружений, которые, имея стратегическое значение, почти всегда принадлежат государству, губернатор обратился к президенту с просьбой о поддержке в реализации проекта по строительству этих сооружений. «Конечно, нужно определить источники финансирования строительства гидротехнических сооружений и инженерной инфраструктуры в рыбном порту Магадана, чтобы не допустить снижения объемов вылова рыбы, в том числе со стороны малых и средних предпринимателей», — резюмировал по итогам дискуссии Владимир Путин.
На берегах Лены
По тому же алгоритму прошло обсуждение мастер-плана развития Якутска — самого быстрорастущего города Сибири и Дальнего Востока, численность населения которого с 2012 года возросла с 296 тыс. до 368 тыс. человек. За пять лет в городе было построено более 40 крупных объектов социальной инфраструктуры. Один из них — открывшийся в прошлом году уникальный кардиологический центр, во многом благодаря ему смертность от болезней систем кровообращения снизилась в республике на 8,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. С 2014-го ведется строительство крупного онкологического центра, для завершения которого глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев попросил президента России дать поручение о выделении 1,8 млрд рублей из Резервного фонда в связи с удорожанием стройматериалов и оборудования.
Другая просьба, с которой обратился глава республики, связана с ключевым объектом мастер-плана Якутска — мостом через реку Лену. Согласно проекту, его стоимость составит 130 млрд рублей, из которых 65 млрд, то есть не менее 50% от объема инвестиций, Айсен Николаев просит профинансировать из федерального бюджета, а 25 млрд выделить в виде бюджетного кредита для обеспечения региональной части финансирования.
«Мост преобразит Якутск, расширит его агломерационный ареал и активизирует экономику. Открытие Ленского моста станет событием, равного которому по значимости не было за всю почти четырехвековую историю Якутска», — обратился к главе государства Айсен Николаев. По его словам, полным ходом идут работы по подготовке предмостовых площадок, переустройству сетей электрогазоснабжения, оптоволоконных сетей. Они уже завершены на левом берегу Лены и до конца года будут закончены на ее правом берегу.
Комментируя выступление главы региона, министр транспорта России Виталий Савельев заявил, что исходил из того, что строительство моста через Лену будет финансироваться федеральным и региональным бюджетами, а также инвесторами в равных долях — по 33%. В очередной раз к структуризации проекта планировалось вернуться после того, как он выйдет из Главгосэкспертизы. Уже после проведения совещания Главгосэкспертиза России сообщила, что одобрен второй этап строительства вантового моста через Лену в районе Якутска, включающий возведение объектов правобережной части и участка примыкания к существующей автомобильной дороге А-360 «Лена». Левобережная часть моста расположена в городском округе Якутск, а правобережная, где пройдут работы второго этапа, — в Мегино-Кангаласском районе Республики Саха (Якутия). Общая протяженность моста через Лену составит 4 616,3 метра, а длина автомобильного перехода, включая подходы к нему, — более 10,4 километра. Проезжая часть моста будет иметь две полосы движения и соответствовать нормам скоростной автомобильной дороги второй категории с расчетной скоростью 120 км/ч. На втором этапе также возведут двухэтажное здание пункта взимания платы и центра управления дорожным движением, гараж и контрольно-пропускной пункт, технологическую галерею, локальные очистные сооружения. На подъездах к мосту установят шумозащитные экраны протяженностью 800 метров.
Подводя итог дискуссии, Владимир Путин заявил, что в план социально-экономического развития Якутской агломерации необходимо включить меры по завершению строительства моста через реку Лену: «Об этом мы много говорим в последнее время — установить срок окончания работ, потому что бесконечно тянуть нельзя. Мы знаем, что такое долгострой и как меняются ценовые параметры при этом долгострое». В числе других приоритетов он также назвал необходимость ускорить строительство моста через реку Алдан в Якутии.
Кроме того, глава государства предложил правительству России совместно с руководством Якутии принять меры по завершению первого этапа модернизации расположенной неподалеку от Якутска на берегу Лены Жатайской судоверфи и при необходимости рассмотреть возможность передачи федерального пакета акций предприятия в собственность региона. «Безусловно, в случае такого решения на республику должна быть возложена и ответственность за завершение реконструкции верфи», — подчеркнул президент. На совещании отмечалось, что строительство этой верфи должно было закончиться еще в 2020 году, но этого не произошло, потому что стоимость стройки выросла на 1,1 млрд рублей. Как заявил Айсен Николаев, сейчас для завершения строительства судоверфи не хватает 1 млрд, но в случае принятия решения о передаче республике пакета акций Жатайской судоверфи эти средства будут привлечены и в 2024 году строительные работы завершатся, а в 2025-м на судоверфи будет заложено первое судно.
Ранее Айсен Николаев отмечал, что проект высокотехнологичной Жатайской судоверфи является системообразующим и вдохнет новую жизнь в развитие не только городского округа «Жатай», но и всего речного флота республики. По его словам, с окончанием строительства судоверфи, которая позволит строить в год до 10 речных судов разного класса, Якутская агломерация станет центром судостроения бассейна реки Лены и других рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Безусловно, экономический эффект от завершения строительства судоверфи станет весомым фактором, определяющим успешную реализацию мастер-плана развития Якутска.
Айсен НИКОЛАЕВ, глава Республики Саха (Якутия):
«Реализация мастер-плана должна превратить Якутск к 2030 году в современный креативный центр Дальнего Востока. Его узнаваемый образ будет связан с инновационным экономическим развитием и высоким качеством городской среды. Валовой городской продукт увеличится на 42%: с 263 млрд до 373 млрд в ценах 2021 года. Производительность труда поднимется на 24%, а доля занятых в креативном секторе возрастет до 16%. За этими цифрами — новая жизнь нашего исторического города, его будущее и будущее новых поколений его жителей. Мастер-план дает основы для решения всех задач последовательно и системно, с увеличением участия бизнеса и общественности в сотрудничестве с федеральными органами властями»
Номер публикации: №35 22.09.2023