Потенциал для креатива
О потенциале Петербурга в области создания арт-пространств говорит тот факт, что сегодня город занимает второе место по индексу креативного капитала с интегральным значением 67.89. На первом месте стоит Москва, на третьем — Казань. По данным Nikoliers, в числе самых известных петербургских общественно-деловых пространств — «Этажи», «Севкабель Порт», «Новая Голландия», «Люмьер-Холл», «Бертгольд Центр», Design District DAA и другие. Чаще всего петербургские креативные пространства представляют собой многофункциональные площадки с одной-двумя доминирующими направленностями (выставки, гастромаркеты, концертные залы, технопарки, лектории). Однако в последнее время на карте города стали появляться и общественные пространства, предлагающие зоны отдыха с притягательными «фишками» — с обустройством прогулочных зон, с альпийскими горками или с создаются беседкой и зоной барбекю. Подобные зоны в последнее время все чаще оборудуются в новых кварталах. Директор ГК «Альфа Фаберже» Виталий Бахарев объясняет это тем, что времена, когда дом был крепостью, прошли — сегодня люди стремятся общаться и больше проводить времени вне стен квартиры. Когда, например, в квартале «Живи в Курортном» в поселке Песочный застройщик ГК «Самолет» решил провести опрос новоселов о том, что они хотели бы иметь в своей зоне отдыха, то получил огромное количество инициатив — от волейбольной площадки до светящегося фонтана. Руководитель Центра компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды комитета по благоустройству Ольга Черданцева отмечает, что за последние годы изменился запрос жителей к тому, что происходит на улицах города. «Людям уже недостаточно просто аллей, просто скверов, просто парков. Те бабушки, которые хотели посидеть на скамеечках, сейчас предпочитают ходьбу с палками и им нужны оборудованные тропы и правильное покрытие. Молодежь, которая раньше слонялась по улицам, теперь посещает скейт-площадки, всевозможные тренажеры, арт-территории», — отметила она. А потому власти Петербурга сегодня ставят новую задачу — не просто привести в порядок отдельные зеленые зоны и создать новые, а, говоря языком специалистов, синхронизировать набережные, скверы и даже дворы.
Дорого, но перспективно
По мнению основателя Архитектурного бюро ludi_architects Любови Леонтьевой, архитекторы также сегодня видят огромное желание регионов развивать общественные пространства. «Наметилась глобальная тенденция — страна начинает постепенно обращаться внутрь себя. И с этим связано большое желание девелоперов вкладываться в новые интересные проекты и зарабатывать на этом деньги», — отмечает она. Однако инвесторы, имеющие амбиции «сделать не хуже, чем «Новая Голландия», порой вынуждены ставить свои проекты на паузу: оборудование креативных пространств — дорогое удовольствие. Тот же цветовой фонтан надо не только смонтировать, но и затем обслуживать, альпийские горки тоже требуют ухода. Эксперты отмечают, что по этой причине девелоперы, у которых нет мощного финансового ресурса, сталкиваются с очень серьезными трудностями и не всегда рассчитывают бюджет. А если речь идет о центре Петербурга, то здесь создавать креативные пространства, работая с объектами культурного наследия, еще труднее, и порой инвестор сталкивается с предписаниями, которые выполнить сложно. По этой причине так и остался на бумаге проект строительства резиденции художников на берегу Финского залива. Как отметила основатель образовательного проекта masters и программный директор Культурного центра «Левашовский хлебозавод» Полина Бондарева, у этого проекта нет проблем с финансированием, «однако, когда девелоперы обратились в администрацию города за поддержкой, чиновники выдали им такой список согласований, что было принято решение отложить строительство деревни художников до лучших времен».
Тем не менее, по мнению аналитиков, для частного бизнеса всегда есть смысл идти в общественные пространства. Соцопросы о самых популярных местах Петербурга показывают новый тренд — общественные пространства с каждым годом становятся все более привлекательными для посещений. Эксперты отмечают, что сегодня они уже сделались для современных петербуржцев «третьим местом», куда приходят проводить время, свободное от работы и домашнего быта, поэтому эти территории должны наполняться смыслами и функционалом. Даже туристы, приезжающие в Северную столицу, уже успели это заметить, и сегодня отправляются в Петербург не только для того, чтобы побывать в Эрмитаже или в Петродворце, но и посмотреть «Севкабель Порт» и «Новую Голландию».
Номер публикации: №14 12.04.2024