В одной из недавних (не наших) публикаций о Киржаче городу (наряду с Судогдой и Юрьевом-Польским) обещались крупные перемены: «Скоро там появятся новые локации для прогулок и отдыха, — писала владимирская пресса. — Это стало возможным благодаря победам во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, проводимом Минстроем России». Таким образом только Киржач на реализацию своей идеи по созданию «Площади купцов Соловьёвых» получил из федерального бюджета 85 млн рублей.
Но главное в том, что эти перемены в конкретном Киржаче начались уже давно — когда в городе появилась «тимуровская» команда местного предпринимателя и мецената Евгения Фёдорова. Цель у нее была одна — сделать город удобным, комфортным, безопасным местом, еще и привлекательным для туристов. Цель идеально вписывалась в рамки тогда еще не существовавшего национального проекта «Жилье и городская среда».
Главным препятствием для столь благого намерения оказалось банальное отсутствие денег. Но Евгений Фёдоров решил выделять своеобразную «десятину» (десятую часть своих доходов) на благоустройство родного города, и как предприниматель в целях наиболее эффективного использования начал заниматься благоустройством сам, со своей командой помощников. Результат всего этого — явление народу нового облика города.
Как известно, и «Москва не сразу строилась», но параллельно нынешнему преображению столицы большие дела вершились и в маленьком Киржаче.
Площадь купцов Соловьёвых
Теперь о том, что касается проекта — победителя ведомственного конкурса. Род купцов Соловьёвых в свое время был широко известен в России: будучи одними из пионеров российского шелкоткачества, для Киржача они сыграли роль не меньшую, чем Петр I для Санкт-Петербурга: мало того, что продукция их шелковой мануфактуры составляла до 20% от общероссийского объема в своей нише, они, по сути, создали из деревни новый город со всеми соответствующими атрибутами, такими как Киржачская учительская семинария, первая земская больница, больницы при собственных фабриках с родильным покоем, городская пожарная часть, жилье для рабочих мануфактуры, храм Всех Святых с высокой колокольней на территории современного Свято-Благовещенского женского монастыря, а также первая железная дорога «Карабаново—Киржач». Неудивительно, что численность населения города при Соловьёвых удвоилась.
Географически территория наибольшей активности купцов Соловьёвых — нынешняя местность под названием Шелковый комбинат. Советская власть продолжала дело прежних владельцев (без особых, впрочем, успехов — скорее, по инерции). В новейшей же истории шелкоткачество в Киржаче пришло в полный упадок.
Несколько лет назад Евгений Фёдоров привозил меня сюда и рассказывал о планах преобразить это место. При объезде краснокирпичных руин Соловьёвских фабрик, сквозь которые давно уже проросли березы и осины, с трудом верилось, что эти планы осуществимы и что для жителей окрестных четырехэтажек, построенных уже в прошлом веке, могут наступить новые времена. Но — «мы не привыкли отступать!».
Понимая, что своими силами и средствами эту задачу не осилить, предприниматель убедил местную администрацию принять участие в конкурсе на финансирование улучшения горсреды в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». В итоге вырос проект государственно-частного партнерства «Площадь купцов Соловьёвых».
Помогал в его продвижении владимирский «Центр компетенций» (ЦК), созданный при поддержке администрации Владимирской области, мэрии Владимира и Ассоциации СРО «Объединение строителей Владимирской области». Основные цели ЦК — предоставление услуг в сфере поддержки и реализации госпрограмм и социально значимых инициатив. Как отмечает главный эксперт АНО «Центр компетенций» Дмитрий Жученко, «мы профессиональная площадка, призванная содействовать реализации, в том числе и нацпроекта «Жилье и городская среда». Каким образом? Путем обеспечения методологического, экспертно-аналитического, информационного и иного сопровождения местных органов власти при осуществлении ими проектов территориального развития».
По его словам, собирающей темой проекта «Площадь купцов Соловьёвых» явилась связь с шелкопрядильной фабрикой, долгое время составлявшей основу экономического развития города. Концепцией предусматривается ежегодное проведение «Праздника шелка» в этой локации, плюс колористический акцент сделан на красном («адрианопольском») цвете, брендовом для продукции данного предприятия в дореволюционной России.
«Киржач как центр шелкоткачества» — эта идея реализуется в том числе в декоративных и утилитарных элементах. Так, малые архитектурные формы будут в виде катушек, рулонов ткани и нитей. Появится извилистая дорожка из красно-коричневой брусчатки, проходящая через всю площадь. Адрианопольскую гамму планируют поддерживать с помощью растений, имеющих красные листья, кору или цветки.
Но, пожалуй, самая важная деталь — заметная роль во всем проекте внебюджетных источников. Его общая стоимость на четверть превышала грант по федеральному конкурсу, поэтому недостающие средства предоставил именно Евгений Фёдоров, полностью профинансировавший создание и установление памятника купцам Соловьёвым, ставшего доминантой и центром притяжения для всего реорганизованного пространства. Кроме этого, предприниматель оплатил ремонт фасадов прилегающих к площади зданий.
Кстати, площадь и памятник были открыты в рамках единого мероприятия. В церемонии открытия памятника, созданного московскими скульпторами Вадимом и Станиславом Кирилловыми, приняла участие правнучка одного из представителей купеческой династии Наталья Кудрявая-Соловьёва — доктор педагогических наук, почетный профессор кафедры педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова. «Я приехала поклониться Киржачской земле, по которой ходили мои великие предки, основатели легкой промышленности, строители железных дорог, и вам, жители Киржача, которые сохраняют прекрасные традиции. Благодарю вас!» — сказала она, открывая памятник своим предкам.
Первый в России «МИР»
Евгений Фёдоров поделился с «СГ» своими ближайшими планами, связанными с дальнейшим благоустройством и реорганизацией окружающего пространства. Сейчас идет завершение строительства гостиницы в рамках проекта «Киржач туристический». Возле площади намечено обустройство ресторанной зоны. Кроме того, в Киржаче хотят открыть филиал одного из очень известных московских вузов. Новую и старую площадки шелкового комбината намереваются объединить, сделав на этой территории индустриальный парк, который может войти в состав особой экономической зоны Владимирской области. В будущем году также откроется новое музейное пространство.
Вообще не лишним будет хотя бы упомянуть все те объекты, которые за эти годы созданы и поддерживаются по инициативе и на деньги нашего героя. В этот список входят Типографский и Восточный мосты, мемориальный комплекс «Вшивая горка», Сад камней, Сад Киржэль, детский театр «Совенок», часовня «Свеча во ложбине», Музей меди и латуни, Музей киржачского наличника, «Дом аргунов», смотровая площадка «Зайчушка», общественный бесплатный пляж на реке Киржач, «Дом Мараевых», гостевой дом-музей Красовских, кафе-музей «Овин», ресторан-чайная «Репейник» — уже около полусотни наименований.
Летом в список вошел первый в стране музей иконописи и реставрации «МИР». С его открытием связана удивительная история. Идея возникла в феврале этого года, когда в руки к Евгению Фёдорову попала старинная икона «Троица», на обороте которой было написано: «Вернуть в город Киржач». Именно с нее и началось собрание коллекции икон, которые теперь входят в экспозицию музея. Согласно задумке, иконы не просто собирают — каждую из них бережно реставрируют, возвращая ей прежнюю красоту. «В нашем музее основной упор делается на те иконы, которые не выставлялись и не экспонировались до данного момента, — отмечает эксперт по подбору антиквариата Сергей Сидоров. — Назовем их произведениями «народного творчества», непрофессиональных иконописцев, — но каждая из них несет свой смысл и историю. У нас тут собраны иконы с XVII до начала XX веков».
Помимо икон, в музее будет находиться школа иконописи, где каждого желающего — и ребенка, и взрослого — обучат этому непростому мастерству. По мнению музейного художника-иконописца и реставратора Надежды Коллеговой, «важно научить человека не только ремеслу живописи, но и привить ему духовное осознание». Музей расположен в центре Киржача в доме постройки второй половины XIX века, владельцем которого был мещанин Яков Смирнов, член Городской торговой депутации. За свою жизнь здание служило и магазином книг, и офисом Управления культуры Киржачского района. Сегодня дом стал пристанищем целого «МИРа».
...и ложка дегтя
К сожалению, бочка благих дел никогда не может обойтись без той самой «грязной» ложки. Сейчас Евгений Фёдоров вынужден спасать свое фактически первое детище — Типографский мост (о котором «СГ» писала еще 19 августа 2016 года), но не от жука-короеда, не от гниения необработанной сосновой древесины или иных природных причин, а от возможного сноса. Дело в том, что некая правозащитная организация, которая ни одним боком не имеет отношения к Киржачу и которой данный мост вообще не был известен до тех пор, пока о нем все не стали восторженно писать и говорить, вдруг озаботилась благополучием и безопасностью горожан, а также ущербом, нанесенным данным сооружением природе. Истец обрел широкую общественную поддержку инициативной группы граждан в лице единственного подписанта, поддержавшего предложение по сносу моста.
И это при том, что покуда на этом месте цвело и пахло болото, заваленное мусором и препятствовавшее прямому сообщению между районами города, оно никого почему-то не интересовало. Но как только сюда были вложены деньги и мост с ходу стал достопримечательностью Киржача…
Мы ни в коей мере не стремимся подменить российский суд, но транслировать все мнения — наша прямая обязанность. А они есть и такие: «Типографский мост, согласно всем документам, не является капитальным сооружением, будучи построенным исключительно из свай из необработанного соснового бревна и дощатого соснового же настила, что не требует отдельного разрешения на возведение. Построенный из соснового дерева, он никак не может оказывать негативного воздействия на природу. В экспертном обследовании Типографского моста указано, что конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта... По состоянию на май 2023 года мост безопасен для эксплуатации пешеходами».
Показательна в этом плане и реакция епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия: «Я член Союза художников, член-корреспондент Академии художеств, закончил архитектурный институт, имел церковную практику по строительству и реставрации церковных объектов. Я могу ответственно заявить, что мост очень удачно вписывается в пейзаж. Истцы утверждают, что он незаконно находится в охранной зоне Благовещенского монастыря и вроде бы диссонирует с ним, мешает его восприятию. Это нелепая формулировка: мост нельзя рассматривать через призму монастыря или ущерба пойменному лугу. Луг отдельно, монастырь отдельно. Мост не мешает ни лугу, ни монастырю. Он с монастырем находится не на одной территории. Где такие точки, где бы они были вместе? Из монастыря моста даже не видно. Это независимые друг от друга объекты. Очень странно все это».
Мы не можем отказать в «последнем слове» и самому Евгению Фёдорову: «Если бы я хотел окупать свои объекты, я бы строил заправочные станции и торговые центры. Но эти бездушные стены, принося прибыль, разъединяют людей. Я же строю мосты, потому что они объединяют. Я ставлю поклонные кресты в лесу, чтобы люди не устраивали там свалку и не имели даже мысли построить коттедж на этом историческом месте, хотя по сути это просто лес. Как окупить Типографский мост, по которому сотни жителей города — школьники, мамы с колясками, работники типографии, мебельной фабрики — ежедневно спешат по своим делам?»
Номер публикации: №45 01.12.2023