
9 мая – День Победы - великий праздник символизирует мужество и стойкость нашего народа перед лицом завоевателя, напоминает нам о том невероятном героизме, который проявили советские граждане в борьбе за свободу Родины и мирное небо над головой. Не меньшим подвигом стало долгое и трудное восстановление страны из руин, ведь за время войны были разрушены более 1700 городов и около 70 тыс. сел и деревень. Сегодня наш гражданский долг — сохранить объекты времен Великой Отечественной, которые являются памятниками истории и свидетелями тех страшных событий. РосСтройКонтроль подготовил материал о некоторых таких объектах, которые реконструируются под контролем федерального центра, а также о новом монументе, установленном в Ростове-на-Дону.
Здесь был пленен автор «Барбароссы»
В Волгограде под контролем инспекторов РосСтройКонтроля ведутся работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения — здания Центрального универсального магазина 1938 года постройки. Именно в подвале сталинградского универмага 31 января 1943-го 38-я мотострелковая бригада под командованием полковника Ивана Бурмакова совместно с 329-м инженерным батальоном взяла в плен командующего 6-й немецкой полевой армией генерала-фельдмаршала Фридриха Паулюса, главного разработчика плана по нападению на СССР «Барбаросса».
К тому моменту положение 6-й армии в Сталинграде было критическим: немецкие части и соединения быстро теряли боеспособность. Солдаты и офицеры замерзали на 30-градусном морозе, умирали от голода без продовольствия, у них закончились боеприпасы, горючее и медикаменты. Остатки некогда сильнейшей сухопутной армии вермахта были раздроблены на три части, их везде настигал огонь советской артиллерии и танков. Советские войска планомерно подавляли последние очаги сопротивления.
Пленение Паулюса стало финальным аккордом Сталинградской битвы, который окончательно сломил боевой дух врага: стало понятно, что войну с Советским Союзом не выиграть. В Германии даже объявили трехдневный траур. Сам же фельдмаршал впоследствии стал одним из самых активных пропагандистов в борьбе с нацизмом. 8 августа 1944 года по радио прозвучало его обращение к немецкому народу с призывом спасти страну и отречься от Гитлера. Также Паулюс подписывался под листовками, призывающими солдат вермахта сдаваться, и выступил в качестве свидетеля со стороны обвинения на Нюрнбергском процессе.

источник: РосСтройКонтроль
Легендарный ЦУМ, который стал последним прибежищем автора операции «Барбаросса», до войны был роскошным пятиэтажным зданием с прилавками из красного дерева, лифтами и кафе. Во время Великой Отечественной универмаг выгорел изнутри и сильно пострадал от пуль и снарядов — стены сохранили множество пробоин, под штукатуркой видны следы пожара. Универмаг, переживший послевоенное восстановление и особенно непростые 90-е годы, когда он сдавалось в аренду, дошел до сегодняшнего дня в удручающем виде: несущие конструкции в аварийном состоянии, бетон буквально крошится. К счастью, в 2024 году стартовала его масштабная реконструкция, в ходе которой предусмотрены демонтаж пристройки, лестниц и колонн, перепланировка помещений и других конструкций, устройство лестничных и лифтовых шахт, монолитных железобетонных колонн, строительство пятого этажа (как в довоенном ЦУМе), подиума и трибун актового зала. Строению вернут решетчатый фасад и исторический центральный вход, по эскизам и фотоархивам восстановят кессонные потолки, отреставрируют лепнину капители, вместо пластиковых пакетов установят новое энергоэффективное и пожаробезопасное остекление.
По окончании работ здесь на 12 тыс. кв. метров, как и раньше, разместится экспозиция «Память», а также будет создан современный музейно-выставочный комплекс для фондов Волгоградского музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова. Костяк экспонатов сложился из собраний Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея и других. Это более 14 тыс. предметов. Кроме того, в здании появится центр Александры Пахмутовой, уроженки Сталинграда, — композитор передала музею Машкова около 3 тыс. личных вещей: награды, фотографии, рукописи и партитуры. Помимо выставочных пространств, в планах оборудовать еще около 20 площадок для семейного досуга, обучения и творчества.
Бункеры-музеи в Карелии
В Беломорске инспекторы РосСтройКонтроля курируют реконструкцию двух штабных бункеров времен Великой Отечественной войны рядом с Музеем Карельского фронта. Их соорудили в 1942-1943 годах из бетона и железнодорожных рельсов, толщина стен — более метра. В одном бункере располагались штаб и узел связи, а в другом — санчасть: это уникальный тип бомбоубежищ, которые строились на Карельском фронте. Аналогов им в России, кроме Мурманской области, нет. До недавнего времени сооружения находились в очень плохом состоянии, поэтому после технического обследования принято решение их восстановить и расширить таким образом экспозицию музея.
Согласно проекту, завершить работы планируется к концу 2025 года. В бункерах отремонтируют часть несущих конструкций, построят новые, усилят фундамент и внешние стены, обновят кровлю, фасады и выполнят все необходимые отделочные и инженерные работы. Также предполагается снять и отреставрировать внутренние двери, они станут частью будущей экспозиции. При этом дверные проемы расширят в целях противопожарной безопасности и для доступа маломобильных граждан. На прилегающей территории установят освещение, скамейки, тротуары из брусчатки и высадят растения.

источник: РосСтройКонтроль
После реконструкции все желающие смогут попасть в подземные помещения, использовавшиеся для защиты от фашистских авианалетов. Внутри бункеров можно будет увидеть командный пункт, а также материалы, связанные с историей беломорского укрепрайона.
Карельский фронт был самым протяженным из всех фронтов Великой Отечественной, его линия проходила от Баренцева моря до Ладожского озера. Он существовал почти три года и оказался единственным, на одном из участков которого немцы не смогли нарушить государственную границу СССР. Фронт также отличался сложными природно-климатическими условиями: только здесь для передвижения использовались собачьи и оленьи упряжки. Сдержав в 1941 году натиск немецко-финских войск, стремившихся захватить Кольский полуостров и Советскую Карелию, фронт стабилизировался до июня 1944 года, обеспечивая безопасность Мурманска и Обозерской железной дороги. После проведения Петрозаводско-Свирской и Петсамо-Киркенесской операций фронт, решивший поставленные перед ним стратегические задачи, расформировали.
Точное число погибших солдат и мирных жителей неизвестно — только оборона Карелии и Заполярья унесла жизни не менее 67 тыс. человек. Парад Победы в Москве в 1945 году открывал сводный полк Карельского фронта, с тех пор его знамя на парадах 9 Мая на Красной площади проносят первым среди всех остальных фронтовых штандартов.
Летят журавли
В октябре прошлого года в Ростове-на-Дону состоялось открытие скульптурной композиции «Журавли». Монумент, созданный заслуженным художником России, академиком Российской академии художеств Сергеем Олешней, посвящен воинам СВО, которые продолжают славные воинские традиции своих дедов и прадедов. Композиция изображает стаю журавлей, взмывающих в небо между стальных штыков, образующих литеру «V» — символ победы. Птицы стилизованы под силуэты боевых самолетов, что придает образу дополнительную глубину и символизм.

источник: РосСтройКонтроль
Десятиметровая скульптура была создана в рекордные сроки — всего за один месяц — и размещена в полосе отвода Западной хорды, первый этап строительства которой контролировали сотрудники РосСтройКонтроля. Инспекторы ФБУ принимали участие и в установке монумента. Благодаря их вниманию к деталям и ответственному подходу были соблюдены все технические требования и сроки.
Место для композиции выбрано не случайно. Западная хорда ведет в сторону Новороссии — по этому маршруту регулярно проходит военная техника. Это уже третьи «Журавли» на территории Ростовской области. Подобные памятники находятся также на трассе М-4 перед Каменском и на Самбекских высотах. Монумент на Западной хорде продолжает эту линию, формируя единое культурное пространство.
Это напоминание о тех, кто защищал нашу страну во времена Великой Отечественной войны, и тех, кто сегодня стоит на страже мира и свободы. И журавли из знаменитого стихотворения Расула Гамзатова, уже давно ставшие символом памяти, скорби и света, не перестают вдохновлять скульпторов на новые творения.
Здесь был пленен автор «Барбароссы»
В Волгограде под контролем инспекторов РосСтройКонтроля ведутся работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения — здания Центрального универсального магазина 1938 года постройки. Именно в подвале сталинградского универмага 31 января 1943-го 38-я мотострелковая бригада под командованием полковника Ивана Бурмакова совместно с 329-м инженерным батальоном взяла в плен командующего 6-й немецкой полевой армией генерала-фельдмаршала Фридриха Паулюса, главного разработчика плана по нападению на СССР «Барбаросса».
К тому моменту положение 6-й армии в Сталинграде было критическим: немецкие части и соединения быстро теряли боеспособность. Солдаты и офицеры замерзали на 30-градусном морозе, умирали от голода без продовольствия, у них закончились боеприпасы, горючее и медикаменты. Остатки некогда сильнейшей сухопутной армии вермахта были раздроблены на три части, их везде настигал огонь советской артиллерии и танков. Советские войска планомерно подавляли последние очаги сопротивления.
Пленение Паулюса стало финальным аккордом Сталинградской битвы, который окончательно сломил боевой дух врага: стало понятно, что войну с Советским Союзом не выиграть. В Германии даже объявили трехдневный траур. Сам же фельдмаршал впоследствии стал одним из самых активных пропагандистов в борьбе с нацизмом. 8 августа 1944 года по радио прозвучало его обращение к немецкому народу с призывом спасти страну и отречься от Гитлера. Также Паулюс подписывался под листовками, призывающими солдат вермахта сдаваться, и выступил в качестве свидетеля со стороны обвинения на Нюрнбергском процессе.

источник: РосСтройКонтроль
Легендарный ЦУМ, который стал последним прибежищем автора операции «Барбаросса», до войны был роскошным пятиэтажным зданием с прилавками из красного дерева, лифтами и кафе. Во время Великой Отечественной универмаг выгорел изнутри и сильно пострадал от пуль и снарядов — стены сохранили множество пробоин, под штукатуркой видны следы пожара. Универмаг, переживший послевоенное восстановление и особенно непростые 90-е годы, когда он сдавалось в аренду, дошел до сегодняшнего дня в удручающем виде: несущие конструкции в аварийном состоянии, бетон буквально крошится. К счастью, в 2024 году стартовала его масштабная реконструкция, в ходе которой предусмотрены демонтаж пристройки, лестниц и колонн, перепланировка помещений и других конструкций, устройство лестничных и лифтовых шахт, монолитных железобетонных колонн, строительство пятого этажа (как в довоенном ЦУМе), подиума и трибун актового зала. Строению вернут решетчатый фасад и исторический центральный вход, по эскизам и фотоархивам восстановят кессонные потолки, отреставрируют лепнину капители, вместо пластиковых пакетов установят новое энергоэффективное и пожаробезопасное остекление.
По окончании работ здесь на 12 тыс. кв. метров, как и раньше, разместится экспозиция «Память», а также будет создан современный музейно-выставочный комплекс для фондов Волгоградского музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова. Костяк экспонатов сложился из собраний Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея и других. Это более 14 тыс. предметов. Кроме того, в здании появится центр Александры Пахмутовой, уроженки Сталинграда, — композитор передала музею Машкова около 3 тыс. личных вещей: награды, фотографии, рукописи и партитуры. Помимо выставочных пространств, в планах оборудовать еще около 20 площадок для семейного досуга, обучения и творчества.
Бункеры-музеи в Карелии
В Беломорске инспекторы РосСтройКонтроля курируют реконструкцию двух штабных бункеров времен Великой Отечественной войны рядом с Музеем Карельского фронта. Их соорудили в 1942-1943 годах из бетона и железнодорожных рельсов, толщина стен — более метра. В одном бункере располагались штаб и узел связи, а в другом — санчасть: это уникальный тип бомбоубежищ, которые строились на Карельском фронте. Аналогов им в России, кроме Мурманской области, нет. До недавнего времени сооружения находились в очень плохом состоянии, поэтому после технического обследования принято решение их восстановить и расширить таким образом экспозицию музея.
Согласно проекту, завершить работы планируется к концу 2025 года. В бункерах отремонтируют часть несущих конструкций, построят новые, усилят фундамент и внешние стены, обновят кровлю, фасады и выполнят все необходимые отделочные и инженерные работы. Также предполагается снять и отреставрировать внутренние двери, они станут частью будущей экспозиции. При этом дверные проемы расширят в целях противопожарной безопасности и для доступа маломобильных граждан. На прилегающей территории установят освещение, скамейки, тротуары из брусчатки и высадят растения.

источник: РосСтройКонтроль
После реконструкции все желающие смогут попасть в подземные помещения, использовавшиеся для защиты от фашистских авианалетов. Внутри бункеров можно будет увидеть командный пункт, а также материалы, связанные с историей беломорского укрепрайона.
Карельский фронт был самым протяженным из всех фронтов Великой Отечественной, его линия проходила от Баренцева моря до Ладожского озера. Он существовал почти три года и оказался единственным, на одном из участков которого немцы не смогли нарушить государственную границу СССР. Фронт также отличался сложными природно-климатическими условиями: только здесь для передвижения использовались собачьи и оленьи упряжки. Сдержав в 1941 году натиск немецко-финских войск, стремившихся захватить Кольский полуостров и Советскую Карелию, фронт стабилизировался до июня 1944 года, обеспечивая безопасность Мурманска и Обозерской железной дороги. После проведения Петрозаводско-Свирской и Петсамо-Киркенесской операций фронт, решивший поставленные перед ним стратегические задачи, расформировали.
Точное число погибших солдат и мирных жителей неизвестно — только оборона Карелии и Заполярья унесла жизни не менее 67 тыс. человек. Парад Победы в Москве в 1945 году открывал сводный полк Карельского фронта, с тех пор его знамя на парадах 9 Мая на Красной площади проносят первым среди всех остальных фронтовых штандартов.
Летят журавли
В октябре прошлого года в Ростове-на-Дону состоялось открытие скульптурной композиции «Журавли». Монумент, созданный заслуженным художником России, академиком Российской академии художеств Сергеем Олешней, посвящен воинам СВО, которые продолжают славные воинские традиции своих дедов и прадедов. Композиция изображает стаю журавлей, взмывающих в небо между стальных штыков, образующих литеру «V» — символ победы. Птицы стилизованы под силуэты боевых самолетов, что придает образу дополнительную глубину и символизм.

источник: РосСтройКонтроль
Десятиметровая скульптура была создана в рекордные сроки — всего за один месяц — и размещена в полосе отвода Западной хорды, первый этап строительства которой контролировали сотрудники РосСтройКонтроля. Инспекторы ФБУ принимали участие и в установке монумента. Благодаря их вниманию к деталям и ответственному подходу были соблюдены все технические требования и сроки.
Место для композиции выбрано не случайно. Западная хорда ведет в сторону Новороссии — по этому маршруту регулярно проходит военная техника. Это уже третьи «Журавли» на территории Ростовской области. Подобные памятники находятся также на трассе М-4 перед Каменском и на Самбекских высотах. Монумент на Западной хорде продолжает эту линию, формируя единое культурное пространство.
Это напоминание о тех, кто защищал нашу страну во времена Великой Отечественной войны, и тех, кто сегодня стоит на страже мира и свободы. И журавли из знаменитого стихотворения Расула Гамзатова, уже давно ставшие символом памяти, скорби и света, не перестают вдохновлять скульпторов на новые творения.
Авторы: СГ-Онлайн