Опытным путем
Отличным примером в этом контексте является история крупнейших городов Китая в XX веке. Со второй половины прошлого столетия мегаполисы Поднебесной развивались как огромные промышленные кластеры, которые должны были превратить страну в глобального индустриального лидера. Эффект домино от достижения этой цели привел к новым вызовам в виде борьбы за экологию и необходимости массового строительства жилья. Рост производства и товарооборота, подключение к глобальным рынкам потребовали диверсификации среды и включения в ее структуру финансовых районов, научно-образовательных кластеров и т.д. Затем бурный рост благосостояния жителей Шанхая, Пекина и Гуанчжоу повлек взрывной скачок автомобилизации, а значит и необходимость тотальной модернизации транспортной инфраструктуры. Развитие города форсируется цепными реакциями от тех или иных предпринятых действий. Постоянно эволюционирующий экономический базис напрямую влияет на архитектурную надстройку.
Действовать сообща
Сегодня качественные градостроительные решения создаются при коллективном усилии людей, инициирующих преобразования, — бизнесменов, архитекторов, урбанистов и, конечно, горожан. Время, когда одна сила могла диктовать стратегию развития пространства, исходя из своих мотивов, должно остаться в прошлом. Кроме того, общество, как и условия жизни, постоянно меняется, а годы статичного порядка вещей сейчас попросту невозможны. Сегодня гибкость и адаптивность решений, основанных на разностороннем анализе информации о положении вещей в городе, является залогом успеха любого строительства.
Для разработки общественных пространств должна широко использоваться практика соучаствующего проектирования, когда с помощью нескольких сессий-встреч выясняются ключевые потребности пользователей и вырабатываются нужные решения. Такая стратегия позволяет создавать органичную среду, которая не вызовет отторжения в сложившемся городском контексте. Этот процесс можно сравнить с работой алгоритмов нейросетей, учитывающих множество факторов и мнений, самообучающихся на успехах и ошибках.
Самодостаточность
Создание мультимодальной транспортной системы — один из приоритетных векторов развития города, позволяющий обеспечить доступность территорий. Этот процесс, в свою очередь, можно сравнить с жизнедеятельностью клеток живого организма, которые функционируют нормально только, когда стабильно обеспечены кислородом через транспортную кровеносную сеть. Наличие современных социальных и сервисных объектов в 15-минутной доступности — залог самодостаточной среды. В целом сегодня именно полицентричный характер роста агломераций можно смело назвать одним из магистральных направлений эволюции городского пространства. Самодостаточные локальные центры, связанные между собой удобной сетью транспортных каналов, способствуют равномерному развитию экономики, среды, препятствуя их деградации.
Структурный подход
Одним из залогов стабильного развития города являются качественное благоустройство и комфортная среда. В различных частях России часто считывается сходный комплекс проблем, связанных с этой сферой. Из них наиболее распространены ветхая и беспорядочная застройка, нехватка или почти полное отсутствие продуманных транспортных связей, пешеходных зон. Часто даже на территории наиболее развитых районов ощущается дефицит скверов, мест для занятий спортом, хорошо оборудованных набережных. Кроме того, нельзя не отметить и довольно частое отсутствие единого дизайн-кода для вывесок, навигации и т.п.
Сеть общественных пространств является фундаментом для всей городской социальной структуры. Качественно проводимая работа с данными территориями способна значительно повысить уровень развития и восприятия города как такового. Организация пешеходных зон, формирование общего стиля оформления фасадов, вывесок и навигации, расширение велосипедной инфраструктуры, создание единой концепции малых архитектурных форм, безбарьерной среды, озеленение позволяют формировать в городе позитивный общественный климат. От него, в свою очередь, во многом зависят успех удержания и привлечения нового трудоспособного населения, активность запуска нового бизнеса и т.д.
Постановка задач
Вовлеченность бизнеса в проекты, нацеленные на улучшение среды, является важной составляющей его собственного устойчивого развития. Дело в том, что инвестор нуждается в активном и платежеспособном человеке, для которого, в свою очередь, необходим концептуальный аттрактор. Им как раз и может быть комфортная среда! Сегодня люди выбирают локации для жизни, исходя из суммы факторов, и легко переезжают с места на место в поисках лучших условий для себя и своей семьи.
При этом процесс создания или непрерывной модернизации среды далеко не всегда связан с необходимостью массивного вливания инвестиций. Мы все понимаем, что бюджетные возможности различных городов значительно отличаются друг от друга, а особенно во время экономической турбулентности на федеральном уровне. Впрочем, лишь небольшое увеличение вложений по сравнению с капитальным ремонтом и привлечение грамотных архитекторов уже позволят выработать продуманные и вместе с тем нестандартные решения.
Кроме того, в данном контексте огромную роль играют грамотная постановка задач перед архитектором и его четкое понимание — какие экономические, социальные и инфраструктурные цели перед ним ставит город. Общее развитие, позитивная демографическая динамика, привлечение молодых специалистов невозможны без разносторонней работы со средой.
Главное — не зацикливаться
Нельзя забывать и о невероятной переменчивости конъюнктуры, которая стала еще более волатильной в последние годы. Комфортной станет лишь та среда, которая может быстро реагировать на колебания общественного климата, технологические новинки или ограничения, приспосабливаться к множеству ситуаций. Адаптивность градостроительной политики помогает и на порядок улучшать эффективность работы пространства и параллельно сделать его более гибким. Зацикливание на одной системе координат и консерватизм в данном контексте, напротив, приводят к негативным явлениям и постепенной деградации, как, к примеру, это случилось в Детройте (США) или в наших собственных моногородах.
То же самое справедливо и по отношению к транспортной инфраструктуре, зонированию территорий и другим сферам урбанистики. Развитие городского пространства основано на тезисах диалектики, таких как «отрицание отрицания» или переход количественных изменений в качественные. Так, сегодня все мы прекрасно осознаем приоритетность факторов доступности и безопасности городской среды. Но для того, чтобы не только понять это, но и идти к намеченной цели потребовались долгие годы активной деятельности — от простой установки пандусов и соблюдения бумажных нормативов до универсализации и органичности подобных решений. В современном городе любой человек, невзирая на возраст, социальный статус и состояние здоровья, должен чувствовать себя комфортно, но в первую очередь это — не цель, а процесс. Любая, даже самая изящная и отлаженная, система, находясь в статике, очень быстро потеряет свои преимущества. Тем более это становится актуально сейчас, когда держать руку на пульсе событий приходится постоянно.
Играть по правилам
В современных условиях основным источником инвестиций в реализацию нестандартных урбанистических кейсов должен быть частный капитал, и соответственно любая передовая инициатива должна окупаться. Власти со своей стороны могут предоставлять бизнесу определенные преференции в виде субсидий, льгот, снижая риски частных инвесторов в сложных проектах и условиях работы. Основная роль государства, особенно в условиях повышенной автономности экономики, состоит в необходимости создания благоприятного внутреннего инвестиционного климата с понятными и стабильными «правилами игры». Тогда предприниматели смогут стать основной движущей силой преобразований городской среды и гораздо чаще инициировать качественные урбанистические проекты даже сегодня.
«Предприниматели могут стать основной движущей силой качественных урбанистических преобразований»
Номер публикации: №38 07.10.2022