Правительство Москвы одобрило проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».Формирование проекта бюджета осуществлялось исходя из ожидаемых итогов исполнения бюджета 2023 г., прогноза социально-экономического развития Москвы на ближайшую трехлетку, а также обновленных планов развития города, одобренных мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Доходы бюджета Москвы в 2024 год запланированы с ростом на 7%, в 2025-2026 гг. – с ростом на 7,2% и 7,3% соответственно.
Основное увеличение доходов прогнозируется по НДФЛ, налогу на прибыль и специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса.
Приоритетными направлениями бюджетной политики являются развитие экономики и промышленности, обеспечение надежной социальной защиты москвичей, повышение качества социальных услуг и продолжение реализации планов развития города.
В проекте бюджета предусмотрены средства на индексацию социальных выплат, увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, оказание качественных услуг жителям, формирование комфортной среды в городских учреждениях здравоохранения, образования, спорта и культуры, реализацию проектов создания новых производств, осуществление инвестиций в развитие и модернизацию городской среды и инфраструктуры.
1. Программный бюджет
В 2024 году расходы на реализацию 13 государственных программ города Москвы: развитие здравоохранения, образования, транспортной системы, культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия, социальная поддержка жителей и др. составят 4,4 трлн рублей, а за три года – почти 13,3 трлн рублей.
2. Социальный бюджет
Проект бюджета обеспечивает безусловное выполнение действующих социальных обязательств перед москвичами и увеличение поддержки жителей города.
В 2024 году ассигнования на социальную поддержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные мероприятия составят половину расходов городского бюджета или 2,5 трлн рублей, а с учетом оплаты медицинской помощи из Фонда ОМС – почти 2,9 трлн рублей.
Общий рост расходов социальной направленности с учетом ОМС составит 15,5%.
Социальная поддержка москвичей
На оказание мер социальной поддержки жителей Москвы в денежной и натуральной форме (доплаты к пенсиям, льготы по проезду в городском транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в проекте бюджета на 2024 год предусмотрено 615,9 млрд рублей.
С 1 января 2024 г. на 5% будут проиндексированы размеры пособий и выплаты гражданам старшего поколения, семьям с детьми, инвалидам.
Минимальный размер пенсии с городской доплатой вырастет до 24,5 тыс. рублей в месяц. Городскую доплату получат около два млн московских пенсионеров.
Расходы на денежные выплаты семьям с детьми в проекте бюджета составляют 89,5 млрд рублей, старшему поколению – 202,3 млрд рублей, из них на доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам – 177,7 млрд рублей.
На финансирование льгот по оплате ЖКУ отдельных категорий граждан в 2024 г. планируется направить 31,4 млрд рублей. Расходы на выплаты субсидий на оплату ЖКУ семьям с невысоким уровнем дохода на 2024 г. запланированы в объеме 23,8 млрд рублей. Данными льготами и субсидиями по оплате ЖКУ пользуются порядка 3,4 млн москвичей.
Более 157 млрд рублей будет направлено на обеспечение бесплатного и льготного проезда отдельных категорий москвичей на городском транспорте Москвы и Московской области, МЦД и пригородном железнодорожном транспорте, включая бесплатные пересадки между разными видами рельсового транспорта.
Дальнейшее развитие получит полюбившийся москвичам старшего поколения проект «Московское долголетие». На реализацию проекта в 2024 г. предусмотрено 4,9 млрд рублей.
Для оказания адресной социальной поддержки жителям города Москвы предусмотрено 9 млрд рублей.
Поддержка участников СВО и восстановление новых регионов
Будет продолжена комплексная адресная поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. В полном объеме участникам СВО будут производиться установленные в Москве выплаты, а также сохранится предоставление широкого спектра дополнительных мер социальной поддержки семьям и детям участников СВО, в том числе ежемесячное пособие на каждого ребенка, бесплатное пребывание в детских садах для дошкольников, бесплатное питание, бесплатное дополнительное образование и пребывание в группах продленного дня для школьников, оказание адресной материальной поддержки, предоставление бесплатного социального обслуживания, трудоустройство и переобучение, юридическая и психологическая помощь и др.
В Москве создан Единый центр поддержки, в котором осуществляется полное индивидуальное сопровождение участников СВО и их семей как в период прохождения военнослужащим службы, так и после ее окончания, предоставление всех возможных услуг (психологических, медицинских, реабилитационных, услуг по трудоустройству и др.), направленных на скорейшую адаптацию и социализацию.
Москва продолжит оказывать помощь в восстановлении инфраструктуры Донецка и Луганска. Предусмотренные в бюджете средства будут направлены на ремонт социальных объектов, инженерных сетей и другие первоочередные задачи.
Также планируются средства для дальнейшего содействия Министерству обороны Российской Федерации и оборонно-промышленному комплексу.
Повышение доступности и качества медицинской помощи
Крупнейшей городской программой в 2024 г. по-прежнему будет "Столичное здравоохранение". Расходы бюджета по этой программе составят 593,2 млрд рублей, с учетом средств ОМС – 1 015,6 млрд рублей (+12,9%).
В 2024-2026 годах продолжится реализация масштабной программы модернизации инфраструктуры московского здравоохранения.
В частности, до конца 2025 года планируется завершить реализацию второго этапа крупнейшей городской программы модернизации амбулаторного звена, что позволит внедрить новый московский стандарт во всех поликлиниках Москвы. В обновленных поликлиниках формируется комфортная и дружелюбная среда для оказания медицинской помощи: продуманная планировка помещений, современный дизайн, высокотехнологичное оборудование, единый набор необходимых специалистов.
В стационарном звене будет завершено создание сети флагманских центров экстренной медицинской помощи на базе 6 крупнейших городских больниц: НИИ скорой помощи им. Склифосовского, Боткинской больницы, ГКБ №15 им. О.М.Филатова, ГКБ им. В.М.Буянова, ГКБ им. В.В. Вересаева и ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова. Каждый флагман – это полноценная больница с приемным и диагностическим отделениями, операционными, реанимацией, оснащенная самым современным медицинским оборудованием.
В рамках второго этапа модернизации столичной службы экстренной помощи запланирована реконструкция 22 приемных отделений городских стационаров по тем же принципам, что и во флагманских центрах. В результате в приемных отделениях появится единое многофункциональное пространство, удобная навигация, комфортные зоны ожидания, а помощь будут оказывать по принципу «врач — к пациенту».
Более 55 млрд рублей предусмотрено в 2024 году на обеспечение москвичей бесплатными либо льготными лекарствами, медицинскими изделиями и специализированным лечебным питанием. Граждане, страдающие онкологическими, сердечно-сосудистыми, редкими и угрожающими жизни (орфанными) заболеваниями, диабетом, бронхиальной астмой и другими заболеваниями, будут обеспечиваться самыми современными и эффективными лекарственными препаратами.
На развитие единой цифровой платформы здравоохранения в проекте бюджета в 2024 г. предусмотрено 5,8 млрд рублей.
Средства будут направлены на развитие цифровой медицины, внедрение искусственного интеллекта, расширение функций записи к врачам и другого функционала, облегчающего работу врачей и повышающего комфорт получения медицинской помощи для пациентов, а также на обеспечение работы сервисов анализа медицинских изображений.
Образование
На развитие московского образования в 2024 году будет направлено 547,5 млрд рублей.
В 2024 году стартует масштабная программа обновления столичных школ, которая предполагает модернизацию более 900 зданий образовательных учреждений. На будущий год запланировано приступить к реконструкции 50 школьных зданий.
С первого сентября текущего года началась трансформация системы среднего профессионального образования в целях учета запросов реальной экономики. В новых учебных программах среднего профессионального образования количество практико-ориентированных часов увеличится с 30% до 70%. Практические занятия будут проходить на базе учебных заведений и предприятий, на которые придут работать будущие профессионалы. Кроме того, будет запущено масштабное обновление материально-технической базы колледжей, в первую очередь мастерских и лабораторий.
В московских школах будет продолжено обучение по новому стандарту предпрофессионального образования, в рамках которого действует шесть направлений предпрофессиональной подготовки — это ИТ, медицинские, инженерные, психолого-педагогические, предпринимательские и медиаклассы. Обучение в предпрофессиональных классах также становится более практико-ориентированным и предполагает всестороннее знакомство с особенностями будущих профессий.
Продолжится внедрение нового формата целевой подготовки старшеклассников к ЕГЭ. На специальных практикумах ученики будут заниматься подготовкой к экзаменам, повторять пройденное, учиться избегать типичных ошибок и разбирать сложные задачи.
Продолжится и грантовая поддержка образовательных организаций за достижение высоких результатов деятельности. На предоставление грантов Мэра Москвы в проекте бюджета на 2024 г. предусмотрено 4,3 млрд рублей.
Для учителей предусмотрены выплаты вознаграждения за классное руководство и надбавка за работу с электронными технологиями проекта «Московская электронная школа». Кроме того, участие в проекте по подготовке учеников к ЕГЭ предполагает возможность получения дополнительных выплат, размер которых будет зависеть от учебной нагрузки и достигнутых результатов ЕГЭ.
Будет продолжена выплата грантов за разработку электронных образовательных материалов МЭШ – таких, как электронные учебные пособия, сценарии, темы, тесты по функциональной грамотности, востребованные педагогическими работниками и школьниками.
3. Инвестиционный бюджет
Бюджет развития в 2024 году составит 2,1 трлн рублей или 44,4% расходной части городского бюджета.
В бюджет развития 2024 г. включены:
- Адресная инвестиционная программа города Москвы – 903 млрд рублей;
- мероприятия развития (капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, реализация программ реновации ) – 1 223 млрд рублей.
Обновление подвижного состава городского транспорта
Продолжится программа обновления подвижного состава городского транспорта, приоритетом которой является закупка экологически чистого электрического транспорта. В 2024 году на эти цели в бюджете предусмотрено более 86 млрд рублей. Средства будут направлены на приобретение вагонов метро нового поколения и поездов для Московских центральных диаметров, закупку электробусов и современных трамваев.
Укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы
На проведение ремонтов и переоснащение современным оборудованием образовательных, медицинских и других социальных учреждений в проекте бюджета предусмотрено 640,7 млрд рублей, в т.ч. в 2024 г. – 231,3 млрд рублей.
На развитие и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения в 2024-2026 гг. планируется направить 227,5 млрд рублей, в т.ч. в 2024 г. – 121,6 млрд рублей. Средства обеспечат завершение к 2025 году второго этапа капитального ремонта поликлиник, проведение модернизации приемных отделений стационаров, создание центров женского здоровья, оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием, в том числе по контрактам жизненного цикла.
На развитие и укрепление материально-технической базы образовательных организаций за 3 года планируется направить 248,1 млрд рублей, в т.ч. в 2024 году – 44,3 млрд рублей. Средства предназначены для запуска одной из самых масштабных программ в городе – программы реконструкции столичных школ (в 2024 году – первые 50 школ), а также для проведения иных ремонтных работ, оснащения оборудованием, в том числе дополнительным учебным и лабораторным, образовательных организаций города, завершения мероприятий по модернизации детских школ искусств (проект «Искусство-детям»).
Продолжится благоустройство школьных дворов и стадионов, а также территорий детских садов. В школьных дворах появятся детские игровые комплексы, спортивные тренажеры и лавочки, будут приведены в порядок футбольные поля, волейбольные и баскетбольные площадки. На благоустройство данных территорий в проекте бюджета на 2024-2026 годы. предусмотрены ассигнования в объеме 18 млрд рублей, в т.ч. в 2024 году –
3,6 млрд рублей.
На развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в предстоящую трехлетку планируется направить 44,2 млрд рублей, в т.ч. в 2024 г. – 16,6 млрд рублей. Средства позволят провести необходимые ремонтные работы, обновить оборудование, завершить формирование сети Центров московского долголетия во всех районах Москвы.
В предстоящие три года запланировано проведение комплексного капитального ремонта не менее 55 объектов спорта. В целом на укрепление материально-технической базы спортивных объектов будет направлено 47,7 млрд рублей, в т.ч. в 2024 году – 16,4 млрд рублей.
На укрепление материально-технической базы учреждений культуры в 2024-2026 годах в проекте бюджета предусмотрено 55,2 млрд рублей, в т.ч. в 2024 г. – 28,8 млрд рублей. Средства позволят провести благоустройство, модернизацию, а также обновление территорий крупных парков культуры и отдыха города Москвы, завершить мероприятия по модернизации и оснащению необходимым оборудованием городских театров, включая Центр театра и кино, Московский академический театр имени Маяковского, Московский драматический театр имени Пушкина, Государственный академический театр имени Моссовета и др.
Создание комфортной городской среды
Благодаря системной работе по созданию комфортной и безопасной городской среды Москва сегодня по праву считается одним из самых красивых и удобных для жизни мегаполисов.
В проекте бюджета на 2024 год предусмотрены средства на реабилитацию особо охраняемых природных территорий, а также благоустройство улиц, городских общественных пространств и озелененных территорий.
Также планируется проведение работ на территориях, прилегающих к медицинским учреждениям. Территории возле поликлиник, в которых завершается реконструкция, будут благоустроены по единому стандарту с разделением пешеходных и транспортных потоков, планируется устройство асфальтобетонного покрытия и гранитного мощения, установка скамеек, фонарей и озеленение, устройство систем доступа и видеонаблюдения, обеспечение водоотведения с территорий и замена ограждений.
В предстоящем бюджетном цикле продолжится реализация масштабного проекта благоустройства в формате «от дома до дома». Задача проекта не только ремонт дорог, но и обеспечение безопасности и комфорта жителей. Планируется создание новых пешеходных переходов, установка современных остановочных павильонов, благоустройство территорий, прилегающих к улично-дорожной сети, организация удобных подходов и подъездов к жилым кварталам, а также парковочных мест.
Как и в прошлые годы, большинство проектов благоустройства будет реализовано в жилых районах за пределами исторического центра по программе «Мой район».
Реализация Программы реновации и других городских жилищных программ
В 2024-2026 годах правительство Москвы увеличит в два раза темпы реализации Программы реновации жилищного фонда. В рамках городских жилищных программ планируется построить 6,5 млн кв.м жилья, в т.ч. 6,2 млн кв.м по Программе реновации. В новые дома переедут свыше 175 тыс. жителей расселяемых пятиэтажек.
Наряду со строительством жилья в кварталах реновации будет продолжено возведение необходимой социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Для новосёлов будет создана комфортная городская среда, включающая благоустроенные зелёные дворы, парки и зоны отдыха, объекты повседневного спроса в шаговой доступности, удобный городской транспорт.
На реализацию Программы реновации в проекте бюджета на 2024-26 годы предусмотрены ассигнования в объеме 1 136,6 млрд рублей.
4. Поддержка реального сектора экономики и комплексное развитие территорий
Важнейшим приоритетом проекта бюджета является поддержка реального сектора экономики.
В 2024 году будут продолжены все программы поддержки предпринимателей, включая льготное кредитование, развитие импортозамещающего и инновационного производства, туристической отрасли.
Для промышленных предприятий предусмотрены программы компенсации до 50% затрат на присоединение к инженерным сетям, субсидирования приобретения оборудования и льготного кредитования.
В 2024 году правительство Москвы планирует поддержать проекты по наполнению пространства торговых центров образовательными и культурными площадками, улучшению их архитектурного облика.
В целом на прямую финансовую поддержку экономики планируется направить 15,8 млрд рублей.
Другим важным направлением стимулирования инвестиционной активности является создание инфраструктуры для размещения новых производств. В целях развития приоритетных отраслей экономики, таких как микроэлектроника, фотоника, электромобилестроение, фармацевтика и др., продолжится строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ «Технополис Москва» и промышленных зон «Руднево» и «Южный порт». На эти цели в 2024 году будет направлено 58,7 млрд рублей.
Продолжится формирование и развитие современных научно-инновационных кластеров, включая инновационный научно-технологический центр МГУ имени М.В. Ломоносова «Воробьевы горы» и создаваемый на территории Центра им. Хруничева Национальный космический центр. На эти цели в 2024 году планируется направить 5,6 млрд рублей.
В целях реорганизации московских промзон будет продолжено комплексное развитие этих территорий. В результате на их месте создаются высокотехнологичные производства с новыми рабочими местами, деловые центры, социальные объекты и общественные пространства.
Город продолжит привлекать производителей, заключая офсетные контракты. Благодаря этому механизму в Москве локализуются необходимые для нужд города производства, а бизнес получает гарантированный заказ на свою продукцию.
5.Дефицит бюджета
Дефицит на 2024 год планируется в объеме 500,3 млрд рублей. В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита (Справочно: в 2025 г. он составит 403,6 млрд рублей, в 2026 г. – 209,9 млрд рублей).
Фактический объем дефицита может быть сокращён в процессе исполнения бюджета за счет экономии при проведении конкурсных процедур, а также получения дополнительных доходов.
Проектом бюджета предусмотрено привлечение в 2024 год займов в объеме до 159,5 млрд рублей, в том числе получение из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурного проекта в объеме 9,5 млрд рублей. Средства бюджетного кредита будут направлены на закупку подвижного состава для МЦД-3.
В 2024 году предусмотрена возможность предоставления государственных гарантий города Москвы в объеме до 15 млрд рублей. Инструмент государственных гарантий будет способствовать оперативному привлечению заемных средств организациями коммунального хозяйства и электроэнергетики, которые принимают участие в реализации городских проектов в сфере комплексного развития территорий и реновации.
Доходы бюджета Москвы в 2024 год запланированы с ростом на 7%, в 2025-2026 гг. – с ростом на 7,2% и 7,3% соответственно.
Основное увеличение доходов прогнозируется по НДФЛ, налогу на прибыль и специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса.
Приоритетными направлениями бюджетной политики являются развитие экономики и промышленности, обеспечение надежной социальной защиты москвичей, повышение качества социальных услуг и продолжение реализации планов развития города.
В проекте бюджета предусмотрены средства на индексацию социальных выплат, увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, оказание качественных услуг жителям, формирование комфортной среды в городских учреждениях здравоохранения, образования, спорта и культуры, реализацию проектов создания новых производств, осуществление инвестиций в развитие и модернизацию городской среды и инфраструктуры.
1. Программный бюджет
В 2024 году расходы на реализацию 13 государственных программ города Москвы: развитие здравоохранения, образования, транспортной системы, культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия, социальная поддержка жителей и др. составят 4,4 трлн рублей, а за три года – почти 13,3 трлн рублей.
2. Социальный бюджет
Проект бюджета обеспечивает безусловное выполнение действующих социальных обязательств перед москвичами и увеличение поддержки жителей города.
В 2024 году ассигнования на социальную поддержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные мероприятия составят половину расходов городского бюджета или 2,5 трлн рублей, а с учетом оплаты медицинской помощи из Фонда ОМС – почти 2,9 трлн рублей.
Общий рост расходов социальной направленности с учетом ОМС составит 15,5%.
Социальная поддержка москвичей
На оказание мер социальной поддержки жителей Москвы в денежной и натуральной форме (доплаты к пенсиям, льготы по проезду в городском транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в проекте бюджета на 2024 год предусмотрено 615,9 млрд рублей.
С 1 января 2024 г. на 5% будут проиндексированы размеры пособий и выплаты гражданам старшего поколения, семьям с детьми, инвалидам.
Минимальный размер пенсии с городской доплатой вырастет до 24,5 тыс. рублей в месяц. Городскую доплату получат около два млн московских пенсионеров.
Расходы на денежные выплаты семьям с детьми в проекте бюджета составляют 89,5 млрд рублей, старшему поколению – 202,3 млрд рублей, из них на доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам – 177,7 млрд рублей.
На финансирование льгот по оплате ЖКУ отдельных категорий граждан в 2024 г. планируется направить 31,4 млрд рублей. Расходы на выплаты субсидий на оплату ЖКУ семьям с невысоким уровнем дохода на 2024 г. запланированы в объеме 23,8 млрд рублей. Данными льготами и субсидиями по оплате ЖКУ пользуются порядка 3,4 млн москвичей.
Более 157 млрд рублей будет направлено на обеспечение бесплатного и льготного проезда отдельных категорий москвичей на городском транспорте Москвы и Московской области, МЦД и пригородном железнодорожном транспорте, включая бесплатные пересадки между разными видами рельсового транспорта.
Дальнейшее развитие получит полюбившийся москвичам старшего поколения проект «Московское долголетие». На реализацию проекта в 2024 г. предусмотрено 4,9 млрд рублей.
Для оказания адресной социальной поддержки жителям города Москвы предусмотрено 9 млрд рублей.
Поддержка участников СВО и восстановление новых регионов
Будет продолжена комплексная адресная поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. В полном объеме участникам СВО будут производиться установленные в Москве выплаты, а также сохранится предоставление широкого спектра дополнительных мер социальной поддержки семьям и детям участников СВО, в том числе ежемесячное пособие на каждого ребенка, бесплатное пребывание в детских садах для дошкольников, бесплатное питание, бесплатное дополнительное образование и пребывание в группах продленного дня для школьников, оказание адресной материальной поддержки, предоставление бесплатного социального обслуживания, трудоустройство и переобучение, юридическая и психологическая помощь и др.
В Москве создан Единый центр поддержки, в котором осуществляется полное индивидуальное сопровождение участников СВО и их семей как в период прохождения военнослужащим службы, так и после ее окончания, предоставление всех возможных услуг (психологических, медицинских, реабилитационных, услуг по трудоустройству и др.), направленных на скорейшую адаптацию и социализацию.
Москва продолжит оказывать помощь в восстановлении инфраструктуры Донецка и Луганска. Предусмотренные в бюджете средства будут направлены на ремонт социальных объектов, инженерных сетей и другие первоочередные задачи.
Также планируются средства для дальнейшего содействия Министерству обороны Российской Федерации и оборонно-промышленному комплексу.
Повышение доступности и качества медицинской помощи
Крупнейшей городской программой в 2024 г. по-прежнему будет "Столичное здравоохранение". Расходы бюджета по этой программе составят 593,2 млрд рублей, с учетом средств ОМС – 1 015,6 млрд рублей (+12,9%).
В 2024-2026 годах продолжится реализация масштабной программы модернизации инфраструктуры московского здравоохранения.
В частности, до конца 2025 года планируется завершить реализацию второго этапа крупнейшей городской программы модернизации амбулаторного звена, что позволит внедрить новый московский стандарт во всех поликлиниках Москвы. В обновленных поликлиниках формируется комфортная и дружелюбная среда для оказания медицинской помощи: продуманная планировка помещений, современный дизайн, высокотехнологичное оборудование, единый набор необходимых специалистов.
В стационарном звене будет завершено создание сети флагманских центров экстренной медицинской помощи на базе 6 крупнейших городских больниц: НИИ скорой помощи им. Склифосовского, Боткинской больницы, ГКБ №15 им. О.М.Филатова, ГКБ им. В.М.Буянова, ГКБ им. В.В. Вересаева и ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова. Каждый флагман – это полноценная больница с приемным и диагностическим отделениями, операционными, реанимацией, оснащенная самым современным медицинским оборудованием.
В рамках второго этапа модернизации столичной службы экстренной помощи запланирована реконструкция 22 приемных отделений городских стационаров по тем же принципам, что и во флагманских центрах. В результате в приемных отделениях появится единое многофункциональное пространство, удобная навигация, комфортные зоны ожидания, а помощь будут оказывать по принципу «врач — к пациенту».
Более 55 млрд рублей предусмотрено в 2024 году на обеспечение москвичей бесплатными либо льготными лекарствами, медицинскими изделиями и специализированным лечебным питанием. Граждане, страдающие онкологическими, сердечно-сосудистыми, редкими и угрожающими жизни (орфанными) заболеваниями, диабетом, бронхиальной астмой и другими заболеваниями, будут обеспечиваться самыми современными и эффективными лекарственными препаратами.
На развитие единой цифровой платформы здравоохранения в проекте бюджета в 2024 г. предусмотрено 5,8 млрд рублей.
Средства будут направлены на развитие цифровой медицины, внедрение искусственного интеллекта, расширение функций записи к врачам и другого функционала, облегчающего работу врачей и повышающего комфорт получения медицинской помощи для пациентов, а также на обеспечение работы сервисов анализа медицинских изображений.
Образование
На развитие московского образования в 2024 году будет направлено 547,5 млрд рублей.
В 2024 году стартует масштабная программа обновления столичных школ, которая предполагает модернизацию более 900 зданий образовательных учреждений. На будущий год запланировано приступить к реконструкции 50 школьных зданий.
С первого сентября текущего года началась трансформация системы среднего профессионального образования в целях учета запросов реальной экономики. В новых учебных программах среднего профессионального образования количество практико-ориентированных часов увеличится с 30% до 70%. Практические занятия будут проходить на базе учебных заведений и предприятий, на которые придут работать будущие профессионалы. Кроме того, будет запущено масштабное обновление материально-технической базы колледжей, в первую очередь мастерских и лабораторий.
В московских школах будет продолжено обучение по новому стандарту предпрофессионального образования, в рамках которого действует шесть направлений предпрофессиональной подготовки — это ИТ, медицинские, инженерные, психолого-педагогические, предпринимательские и медиаклассы. Обучение в предпрофессиональных классах также становится более практико-ориентированным и предполагает всестороннее знакомство с особенностями будущих профессий.
Продолжится внедрение нового формата целевой подготовки старшеклассников к ЕГЭ. На специальных практикумах ученики будут заниматься подготовкой к экзаменам, повторять пройденное, учиться избегать типичных ошибок и разбирать сложные задачи.
Продолжится и грантовая поддержка образовательных организаций за достижение высоких результатов деятельности. На предоставление грантов Мэра Москвы в проекте бюджета на 2024 г. предусмотрено 4,3 млрд рублей.
Для учителей предусмотрены выплаты вознаграждения за классное руководство и надбавка за работу с электронными технологиями проекта «Московская электронная школа». Кроме того, участие в проекте по подготовке учеников к ЕГЭ предполагает возможность получения дополнительных выплат, размер которых будет зависеть от учебной нагрузки и достигнутых результатов ЕГЭ.
Будет продолжена выплата грантов за разработку электронных образовательных материалов МЭШ – таких, как электронные учебные пособия, сценарии, темы, тесты по функциональной грамотности, востребованные педагогическими работниками и школьниками.
3. Инвестиционный бюджет
Бюджет развития в 2024 году составит 2,1 трлн рублей или 44,4% расходной части городского бюджета.
В бюджет развития 2024 г. включены:
- Адресная инвестиционная программа города Москвы – 903 млрд рублей;
- мероприятия развития (капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, реализация программ реновации ) – 1 223 млрд рублей.
Обновление подвижного состава городского транспорта
Продолжится программа обновления подвижного состава городского транспорта, приоритетом которой является закупка экологически чистого электрического транспорта. В 2024 году на эти цели в бюджете предусмотрено более 86 млрд рублей. Средства будут направлены на приобретение вагонов метро нового поколения и поездов для Московских центральных диаметров, закупку электробусов и современных трамваев.
Укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы
На проведение ремонтов и переоснащение современным оборудованием образовательных, медицинских и других социальных учреждений в проекте бюджета предусмотрено 640,7 млрд рублей, в т.ч. в 2024 г. – 231,3 млрд рублей.
На развитие и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения в 2024-2026 гг. планируется направить 227,5 млрд рублей, в т.ч. в 2024 г. – 121,6 млрд рублей. Средства обеспечат завершение к 2025 году второго этапа капитального ремонта поликлиник, проведение модернизации приемных отделений стационаров, создание центров женского здоровья, оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием, в том числе по контрактам жизненного цикла.
На развитие и укрепление материально-технической базы образовательных организаций за 3 года планируется направить 248,1 млрд рублей, в т.ч. в 2024 году – 44,3 млрд рублей. Средства предназначены для запуска одной из самых масштабных программ в городе – программы реконструкции столичных школ (в 2024 году – первые 50 школ), а также для проведения иных ремонтных работ, оснащения оборудованием, в том числе дополнительным учебным и лабораторным, образовательных организаций города, завершения мероприятий по модернизации детских школ искусств (проект «Искусство-детям»).
Продолжится благоустройство школьных дворов и стадионов, а также территорий детских садов. В школьных дворах появятся детские игровые комплексы, спортивные тренажеры и лавочки, будут приведены в порядок футбольные поля, волейбольные и баскетбольные площадки. На благоустройство данных территорий в проекте бюджета на 2024-2026 годы. предусмотрены ассигнования в объеме 18 млрд рублей, в т.ч. в 2024 году –
3,6 млрд рублей.
На развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в предстоящую трехлетку планируется направить 44,2 млрд рублей, в т.ч. в 2024 г. – 16,6 млрд рублей. Средства позволят провести необходимые ремонтные работы, обновить оборудование, завершить формирование сети Центров московского долголетия во всех районах Москвы.
В предстоящие три года запланировано проведение комплексного капитального ремонта не менее 55 объектов спорта. В целом на укрепление материально-технической базы спортивных объектов будет направлено 47,7 млрд рублей, в т.ч. в 2024 году – 16,4 млрд рублей.
На укрепление материально-технической базы учреждений культуры в 2024-2026 годах в проекте бюджета предусмотрено 55,2 млрд рублей, в т.ч. в 2024 г. – 28,8 млрд рублей. Средства позволят провести благоустройство, модернизацию, а также обновление территорий крупных парков культуры и отдыха города Москвы, завершить мероприятия по модернизации и оснащению необходимым оборудованием городских театров, включая Центр театра и кино, Московский академический театр имени Маяковского, Московский драматический театр имени Пушкина, Государственный академический театр имени Моссовета и др.
Создание комфортной городской среды
Благодаря системной работе по созданию комфортной и безопасной городской среды Москва сегодня по праву считается одним из самых красивых и удобных для жизни мегаполисов.
В проекте бюджета на 2024 год предусмотрены средства на реабилитацию особо охраняемых природных территорий, а также благоустройство улиц, городских общественных пространств и озелененных территорий.
Также планируется проведение работ на территориях, прилегающих к медицинским учреждениям. Территории возле поликлиник, в которых завершается реконструкция, будут благоустроены по единому стандарту с разделением пешеходных и транспортных потоков, планируется устройство асфальтобетонного покрытия и гранитного мощения, установка скамеек, фонарей и озеленение, устройство систем доступа и видеонаблюдения, обеспечение водоотведения с территорий и замена ограждений.
В предстоящем бюджетном цикле продолжится реализация масштабного проекта благоустройства в формате «от дома до дома». Задача проекта не только ремонт дорог, но и обеспечение безопасности и комфорта жителей. Планируется создание новых пешеходных переходов, установка современных остановочных павильонов, благоустройство территорий, прилегающих к улично-дорожной сети, организация удобных подходов и подъездов к жилым кварталам, а также парковочных мест.
Как и в прошлые годы, большинство проектов благоустройства будет реализовано в жилых районах за пределами исторического центра по программе «Мой район».
Реализация Программы реновации и других городских жилищных программ
В 2024-2026 годах правительство Москвы увеличит в два раза темпы реализации Программы реновации жилищного фонда. В рамках городских жилищных программ планируется построить 6,5 млн кв.м жилья, в т.ч. 6,2 млн кв.м по Программе реновации. В новые дома переедут свыше 175 тыс. жителей расселяемых пятиэтажек.
Наряду со строительством жилья в кварталах реновации будет продолжено возведение необходимой социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Для новосёлов будет создана комфортная городская среда, включающая благоустроенные зелёные дворы, парки и зоны отдыха, объекты повседневного спроса в шаговой доступности, удобный городской транспорт.
На реализацию Программы реновации в проекте бюджета на 2024-26 годы предусмотрены ассигнования в объеме 1 136,6 млрд рублей.
4. Поддержка реального сектора экономики и комплексное развитие территорий
Важнейшим приоритетом проекта бюджета является поддержка реального сектора экономики.
В 2024 году будут продолжены все программы поддержки предпринимателей, включая льготное кредитование, развитие импортозамещающего и инновационного производства, туристической отрасли.
Для промышленных предприятий предусмотрены программы компенсации до 50% затрат на присоединение к инженерным сетям, субсидирования приобретения оборудования и льготного кредитования.
В 2024 году правительство Москвы планирует поддержать проекты по наполнению пространства торговых центров образовательными и культурными площадками, улучшению их архитектурного облика.
В целом на прямую финансовую поддержку экономики планируется направить 15,8 млрд рублей.
Другим важным направлением стимулирования инвестиционной активности является создание инфраструктуры для размещения новых производств. В целях развития приоритетных отраслей экономики, таких как микроэлектроника, фотоника, электромобилестроение, фармацевтика и др., продолжится строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ «Технополис Москва» и промышленных зон «Руднево» и «Южный порт». На эти цели в 2024 году будет направлено 58,7 млрд рублей.
Продолжится формирование и развитие современных научно-инновационных кластеров, включая инновационный научно-технологический центр МГУ имени М.В. Ломоносова «Воробьевы горы» и создаваемый на территории Центра им. Хруничева Национальный космический центр. На эти цели в 2024 году планируется направить 5,6 млрд рублей.
В целях реорганизации московских промзон будет продолжено комплексное развитие этих территорий. В результате на их месте создаются высокотехнологичные производства с новыми рабочими местами, деловые центры, социальные объекты и общественные пространства.
Город продолжит привлекать производителей, заключая офсетные контракты. Благодаря этому механизму в Москве локализуются необходимые для нужд города производства, а бизнес получает гарантированный заказ на свою продукцию.
5.Дефицит бюджета
Дефицит на 2024 год планируется в объеме 500,3 млрд рублей. В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита (Справочно: в 2025 г. он составит 403,6 млрд рублей, в 2026 г. – 209,9 млрд рублей).
Фактический объем дефицита может быть сокращён в процессе исполнения бюджета за счет экономии при проведении конкурсных процедур, а также получения дополнительных доходов.
Проектом бюджета предусмотрено привлечение в 2024 год займов в объеме до 159,5 млрд рублей, в том числе получение из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурного проекта в объеме 9,5 млрд рублей. Средства бюджетного кредита будут направлены на закупку подвижного состава для МЦД-3.
В 2024 году предусмотрена возможность предоставления государственных гарантий города Москвы в объеме до 15 млрд рублей. Инструмент государственных гарантий будет способствовать оперативному привлечению заемных средств организациями коммунального хозяйства и электроэнергетики, которые принимают участие в реализации городских проектов в сфере комплексного развития территорий и реновации.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: