Общий вывод всех этих мероприятий: больший акцент стоит делать на способах решения существующих проблем. Особенность ситуации в том, что сегодня господдержка нужна не только самим лифтовикам, но и производителям компонентов. А в качестве таковых в значительной степени выступают предприятия малого и среднего бизнеса — и если до вторых принимающим решения субъектам еще, условно говоря, есть дело, то малый бизнес, можно сказать, остался наедине со своими сложностями.
Как считают в ЕЛА, кризис в отрасли не преодолеть, если не увеличить емкость рынка и не остановить спад на нем. Потенциально его емкость составляет как минимум 50 тыс. изделий, что «на грани» с точки зрения необходимости обновления лифтового парка в многоквартирных домах (МКД). Конечно, эта цифра могла бы быть существенно больше, хотя об этом пока что можно говорить лишь умозрительно.
Рынок требует внимания
А что точно необходимо, так это вернуться к вопросу о стимулировании производства лифтов. Для этого можно было бы принять ряд мер. Во-первых, возобновить разработку федеральной программы замены лифтов в МКД. Во-вторых, желательно увеличить финансирование действующих программ замены лифтов, то есть нарастить темпы и объемы программ Фонда капитального ремонта. Дело здесь в первую очередь упирается в поиск средств, но очевидно, что надо осуществлять их выделение из различных источников финансирования замен изношенных лифтов. Далее, следует принять во внимание некоторые инициативы. Так, например, целый список конкретных предложений был сформулирован на заседании программной комиссии под председательством Дмитрия Медведева по изменениям в «Народной программе» партии «Единая Россия», где секретарь генсовета партии Андрей Турчак предложил включить в программу проблематику лифтовой отрасли.
Больше внимания следует уделять и состоянию отечественного рынка с точки зрения соблюдения баланса между внутренним производством и импортом. По данным Федеральной таможенной службы России, за последний год ввоз лифтов из Китая увеличился в полтора раза, а из Турции — в два. Такой скачок не может восприниматься как некая временная флуктуация рынка. Обязательно нужна соответствующая реакция на такую динамику ввоза зарубежной продукции, то есть логично, когда подобное происходит, предоставлять действенные преференции внутреннему производству, чтобы не допустить очередного захвата рынка иностранцами.
В связи с этим в ЕЛА предлагают постановлением правительства РФ ввести ограничительные меры на ввоз импортного лифтового оборудования и комплектующих при наличии двух аналогичных производств на территории России и стран СНГ, а также проработать вопрос таможенного регулирования для обеспечения превалирующей доли участия российских производителей на рынке. Для этого можно было бы увеличить ввозные пошлины на лифты со скоростью движения до 2 метров в секунду до 10%. И это не какое-то совсем уж заградительное решение: по оценке экспертов, оно лишь сбавит темпы роста импорта.
Одновременно в обязательном порядке необходимы поощрительные меры. В ЕЛА предлагают ввести налоговые льготы для отечественных производителей лифтов и лифтового оборудования. Это уже применялось в других отраслях и в общем-то себя оправдало, поэтому велосипед изобретать не потребуется. В данном случае — по аналогии с IT-отраслью и автопромом — это могли бы быть социальные взносы и НДС по пониженной ставке.
Также следует обратить внимание на потенциальную эффективность практики предоставления государственных субсидий и льготного кредитования, то есть лифты надо включить в госпрограмму выдачи льготных кредитов по аналогии с тем, как это делается в рамках программы модернизации коммунальной инфраструктуры (согласно постановлению правительства РФ №87 от 2 февраля 2022 года). Отрасли очень пригодились бы дешевые кредиты (по максимальной ставке в 3%), выданные на цели пополнения оборотных средств и расширения производства. И заодно, кстати, целесообразно рассмотреть вопрос о возможности снижения НДС для производителей. По общему мнению лифтостроителей, пора внести назревшие изменения в ФЗ №44, направленные на смещение акцента закона на приоритетность качества и нахождения производства на территории России, ЕврАзЭС и Союзного государства, а не на цену лифта, как это фактически прописано в нем сейчас.
В рамках соглашений возможно рассмотреть вопрос гарантированного объема выкупа разработанной продукции на период окупаемости затрат на ее разработку. Это можно было бы делать по заранее согласованным ценам, но при условии, что кредитор не участвует в финансировании самой разработки.
Запрос на консолидацию
Как считает президент ЕЛА Олег Никандров, сегодня необходимы конкретные преференции для российских производителей, нужно наконец-то создать такие условия, чтобы они были заинтересованы в развитии своих предприятий. Естественно, это относится не только к конечным производителям продукции, но и к предприятиям, выпускающим компоненты. В идеале процесс консолидации крупных лифтостроительных предприятий с российскими разработчиками и производителями комплектующих позволит создать собственную конкурентную среду по их выпуску. К этому нужно идти, как отчасти упоминалось выше, в том числе путем финансирования части таких разработок и последующей гарантированной выборки некоторого объема готовых изделий. Таким образом, консолидация производителей лифтов с комплектовщиками — это магистральное направление по развитию компонентой базы.
И важно не останавливаться на принятых решениях, гибко реагировать на изменение рыночных условий, поддерживать коммуникацию между представителями индустрии и органами власти. Так, на 29 июня намечено заседание в СФ РФ, которое пройдет в формате прямого диалога сенаторов с производителями лифтов и компонентов для них. Происходящее обнадеживает и вселяет надежду на то, что наконец-то лифтостроение попало в фокус внимания органов власти.
Олег НИКАНДРОВ, президент Евразийской лифтовой ассоциации:
«Я абсолютно убежден, что только развитие внутриотраслевой кооперации, поддержка имеющихся связей и создание новых, глубокий уровень интеграции российских предприятий в рамках ЕврАзЭС помогут обеспечить наших граждан безопасными и комфортными лифтами»
Кстати:
При содействии и координации Минпромторга РФ и ЕЛА учрежден коллегиальный консультативный совещательный орган — Научно-технический совет по развитию и производству подъемно-транспортного оборудования, на заседаниях которого проработаны предложения по вопросам развития отрасли в целом и задан вектор ее дальнейшего движения на основе проекта «дорожной карты» развития лифтостроения.
Номер публикации: №19 02.06.2023