В зоне турбулентности: российские лифтовики пытаются преодолеть спад производства

В зоне турбулентности: российские лифтовики пытаются преодолеть спад производства

В зоне турбулентности: российские лифтовики пытаются преодолеть спад производства
Последние годы были непростыми для российской лифтовой отрасли, но, несмотря на сложности, она продолжала развитие, шел рост производства, увеличивалась производительность труда, делались определенные шаги в сфере импортозамещения и т. д. Но относительное благополучие оказалось недолгим: в прошлом году произошло резкое падение объемов производства, которое — в случае своего продолжения в 2023-м — может поставить под вопрос существование многих лифтостроительных предприятий страны. Конечно, такие перспективы — лишь один из возможных сценариев. Как считают сами лифтовики, у отрасли есть потенциал для преодоления кризисных явлений, но чтобы его реализовать, нужно объединение усилий всех участников рынка и, конечно, поддержка государства.

Производство ушло в минус

Непростая экономическая ситуация и введенные санкции привели к существенным проблемам в секторе промышленного производства. Хотя общий спад ВВП по итогам прошлого года составил менее 4%, что оказалось кратно меньше, чем предполагалось по алармистским весенним прогнозам, многие сегменты промышленности пострадали достаточно сильно. Не стало исключением и лифтостроение. Результаты за декабрь еще обрабатываются, но, как следует из опубликованных Росстатом данных о выпуске важнейших видов продукции, в январе-ноябре 2022 года в России было произведено всего 19,5 тыс. лифтов (для сравнения, за 2021 год в стране их выпустили 31,2 тыс.). При этом показатель произведенных лифтов в ноябре 2022 года к ноябрю 2021-го составил 102,1%, к октябрю 2022-го — 114,2%. Даже если по итогам прошлогоднего декабря производство, как и двумя месяцами ранее, уйдет в плюс, это не очень улучшит общую картину. Характерно, что хуже динамику производства, по данным Росстата, показало только производство легковых автомобилей. Таким образом, лифтостроение оказалось одной из наиболее пострадавших от кризиса отраслей.

Контрактование не оправдало надежд

Сложившаяся ситуация стала следствием сочетания нескольких факторов. Как рассказал «Стройгазете» исполнительный директор Национального лифтового союза (НЛС) Петр Харламов, заказы на новые лифты поступают в основном по двум направлениям: часть востребована в новостройках, а другие идут на замены в рамках программ капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). «Уже четко можно сказать, что количество аукционов по поставкам сократилось в два раза, — сетует эксперт. — А количество законтрактованных лифтов, то есть тех, о поставках которых фонды капремонта подписали соглашения с подрядчиками, тоже сократилось — хоть и не двукратно, но тоже значительно».

В связи с этим заводы — производители лифтов в настоящее время не могут похвастаться хорошими результатами, и итоги 2022 года у них получились далеко не те, которые ранее ожидались, и даже хуже, чем в 2021 году; хотя все участники рынка в начале прошлого года уверено планировали рост, реалии оказались иными.

Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы/ АГН «Москва»

Да и надежды на улучшение пока не предвидится. «Рынок лифтов сейчас стагнирует, — констатирует президент Евразийской лифтовой ассоциации (ЕЛА) Олег Никандров. — И на нем в 2023 году будет складываться крайне тяжелое положение, так как и сокращается число замен старых лифтов по программам капремонта, и падает число строящихся объектов, а также увеличивается количество лифтов и компонентов, ввозимых из Китая».

Подобные перспективы беспокоят буквально всех, кто прямо или косвенно связан с лифтостроением. Как сообщил «Стройгазете» на условиях анонимности один из профильных экспертов, если нынешняя ситуация сохранится, то как жить дальше — непонятно, и высока вероятность, что «без государственного вмешательства до конца года половина заводов обанкротится».

Без особых гарантий

Отдельную озабоченность вызывают перспективы эксплуатации лифтов иностранного производства. Напомним, что зарубежные поставщики подъемной техники начали уходить с российского рынка с конца февраля 2022 года. Так, финский производитель лифтов KONE временно приостановил поставки в нашу страну уже 3 марта, а 28 июня корпорация сообщила о продаже лифтового бизнеса и последующем прекращении деятельности в России. Американская лифтовая компания Otis Worldwide Corporation перестала принимать российские заказы 11 марта (27 июля ее российские активы, в том числе две производственные площадки — в Санкт-Петербурге и в подмосковной Щербинке — приобрел холдинг S8 Capital, теперь «ОТИС Россия» работает под брендом METEOR Lift). Ушла из страны и немецкая TK Elevator.

«Конечно, для тех иностранных лифтов, которые находятся в эксплуатации, нужны запчасти, — отмечает Петр Харламов. — Но сейчас на этот счет нет никаких гарантий от их производителей. Наши поставщики стараются найти другие логистические каналы с тем, чтобы получать запчасти для лифтов Otis, KONE, Schindler и других зарубежных компаний из дружественных стран. Но пока риски в этом плане существуют».

Нельзя сказать, что власти не в курсе сложившейся ситуации. Недавно этой теме посвятил свой доклад заместитель министра строительства и ЖКХ Алексей Ересько, а в соответствии с поручением вице-премьера РФ Марата Хуснуллина чиновники сейчас ищут меры, которые бы помогли отрасли.

При этом эксперты считают, что попытки перенести на лифтостроение тот опыт, который был использован при поддержке автомобилестроения, вряд ли будут продуктивны. Также не стоит забывать, что любой установленный в жилом секторе лифт — это прежде всего средство передвижения, которое обеспечивает комфорт и сберегает здоровье граждан. «Наша отрасль — это практически полностью социально ответственный бизнес, — подчеркивает Олег Никандров. — Мы работаем в интересах граждан, и красной нитью при принятии всех решений должно проходить понимание: своевременная замена лифтов МКД — это вопрос, затрагивающий безопасность людей». По словам главы ЕЛА, лифтовики готовы производить больше продукции на замену, но сам рынок к этому не готов, так как региональные фонды капремонта сократили закупку лифтов в связи с их подорожанием.

Если в 2021 году средняя цена устанавливаемых в жилых домах лифтов класса «стандарт» составляла 2,6 млн рублей, то в прошлом году она увеличилась до 3,1 млн, что напрямую связано с экономическими санкциями. Это подорожание также в значительной мере связано с падением курса рубля, что повлекло повышение себестоимости конечной продукции.

Следует учитывать и то, что определенная часть комплектующих, которые не производятся в России, закупается за рубежом, в основном в Китае. А партнеры из Поднебесной прекрасно используют эту зависимость и подняли цены на некоторые позиции на 300%. Отечественным заводам ничего не остается делать, как соглашаться на такие условия и закупать подорожавшие комплектующие.

Так, судя по всему, будет продолжаться еще долго. Ведь деваться производителям некуда — в стране практически не идет развитие выпуска комплектующих, нет достаточных условий для их разработки. Конечно, не стоит все «мазать черной краской», и сейчас определенная господдержка в этой области оказываться начала. Но все же приходится признать, что лифтостроение государству по-прежнему интересно в недостаточной степени, так как в общей массе промпроизводства его вклад невелик.

Отдельная тема — развитие сегмента высокоскоростных лифтов. Хотя Щербинский, Могилевский заводы и Otis начали производство лифтов со скоростью движения свыше 2,5 м/сек, пока это небольшие партии. К тому же ими сложно перекрыть поставки из Китая, откуда все больше нарастает ввоз комплектных лифтов.

«Рубль укрепился — и это существенно влияет на закупки. Растущий импорт лифтов из КНР — больная тема для всех производителей. Мы пока проигрываем Китаю, и остается только ждать изменения в паре рубль-доллар», — сетует Олег Никандров.

Слово за государством

Эти проблемы имеют огромную социальную значимость. Резкое замедление обновления лифтового парка в МКД ставит под угрозу здоровье и безопасность граждан. Есть деньги или нет, отслуживший положенный срок лифт надо менять, так как он опасен при перевозке пассажиров. Но уже можно констатировать, что значительная часть устаревшего парка в многоэтажках не включена в программы замен из-за нехватки финансирования.

Исправить положение вполне могло бы государство, тем более что средств на эти цели требуется не так уж много. «Мы бы очень хотели получить господдержку. Особенно это касается замен лифтов в рамках программ капремонта. Сейчас в этой сфере самая сложная ситуация складывается у домов со спецсчетами, жители которых не накопили достаточно денег для обновления лифтового парка», — отмечает Петр Харламов.

По его мнению, господдержка при проведении капремонтов могла бы осуществляться в форме субсидирования или софинансирования замен лифтов. В 2021 году такая помощь осуществлялась. И в основном те средства, которые были выделены на это в позапрошлом году, шли по схеме факторинга, в рамках которой набегающие по кредиту проценты погашались за счет выделенных государством фондов.

Но, к сожалению, в 2022 году финансирования на цели обновления лифтового парка в МКД вообще не было, а Минфин РФ все время докладывал правительству, что денег на это нет.

Как указывает Петр Харламов, лифтостроению могли бы помочь и другие формы поддержки. В ней нуждаются производители не только лифтов, но и компонентов для них. Сегодня в России не производятся даже необходимые для лифтов подшипники. Также сейчас отечественные производители полностью зависят от импорта по частотным преобразователям и по таким силовым элементам, как контакторы, пускатели и контроллеры.

«Вся микроэлектроника в лифтах не наша, нет своих чипов. Как решать эту проблему — вопрос глобальный, и задавать его надо государственным органам, которые должны определиться с тем, что мы будем производить в этой сфере. Но пока приходится признать: лифтостроение в этом плане не в приоритете, и правительству представляется более важной задачей сперва обеспечить микроэлектроникой космическую и авиационную отрасли, вооруженные силы, связь и т. д.», — сожалеет исполнительный директор НЛС.

Это тем более досадно с учетом того, что в России имеется неплохой производственный потенциал по выпуску комплектующих и отечественные производители готовы делать очень многое из необходимой для отрасли номенклатуры. Другой нюанс — разработка любых изделий занимает время, и на выходе отечественные комплектующие могут оказаться «золотыми» по сравнению с аналогами из зарубежных стран — тех же Китая и Турции.

Совместными усилиями

Поиск путей преодоления этих сложностей логично вести в контексте развития глубоких кооперационных связей лифтостроителей и производителей компонентов из всех стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «В рамках содружества мы, производители, были и остаемся конкурентами. И это хорошо: нужно развивать конкурентную среду, что благотворно влияет на уровень цен и способствует повышению качества. Но есть очень много проблем, объединяющих все производства, с которыми мы по отдельности не в состоянии справиться. Поэтому задачи по расширению рынка лифтов надо решать совместно», — говорит Олег Никандров, напоминая, что одной из целей создания ЕЛА было объединение в рамках единой структуры производителей лифтов и разработчиков компонентной базы — с тем, чтобы сформировать замкнутый технологический производственный цикл.

«Мы продвигаемся в этом направлении, в частности, сформировали научно-технический совет ЕЛА, который должен решать любые вопросы в этой сфере. К его деятельности мы привлекаем самых разных специалистов — хотим услышать все мнения, работать со всеми, стремимся реализовать пожелания каждого участника рынка производства лифтов. Но, подчеркну, без поддержки государства производителям лифтов и лифтового оборудования будет очень непросто», — заключил Олег Никандров.

Сергей КОЛУНОВ, депутат Госдумы РФ, член Комитета по строительству и ЖКХ:

СЕРГЕЙ КОЛУНОВ.jpg

«Существующих производственных мощностей российских лифтовых заводов вполне достаточно, чтобы покрыть потребности страны в лифтах, включая коммерческий сегмент и фонды капремонта (замена старых лифтов). Более того, заводы у нас сейчас даже недозагружены. Другой вопрос, что они пока не могут делать лифты хорошего уровня, скоростные (2,5, 4, 4,5 и 5 м/сек.) Такие нам поставляют европейские, китайские или турецкий производители. Отечественные лифты проигрывают в технологиях. Взять, к примеру, безредукторную лебедку, 70% которой мы можем изготовить в России, а 30% приходится завозить из-за рубежа. Для налаживания собственного производства надо увеличивать мощности, покупать соответствующее высокотехнологичное оборудование. И очень важно как можно скорее провести модернизацию наших заводов. На первых порах даже не массовую, а точечную — чтобы изготавливать современные узлы, быть конкурентоспособными. Что касается финансового состояния российских лифтовых заводов, то есть информация, что на ЩЛЗ большие убытки, КМЗ и Сиблифт находятся в состоянии банкротства. ВЛЗ тоже переживает не лучшие времена. Более-менее чувствуют себя заводы «Евролифтмаш-Лыткарино» и МЭЛ»

Петр ХАРЛАМОВ, исполнительный директор НЛС:

Петр Харламов.jpg

«Для поставленных в эксплуатацию лифтов иностранных производителей, ушедших из России, нужны запчасти. Но сейчас по таким изделиям отсутствуют гарантии. Хотя тот же завод Оtis приобретен нашим российским акционером, до сих пор не понятно, как будут обслуживаться их лифты»

Олег НИКАНДРОВ, президент ЕЛА:

Олег Никандров.jpg

«Лифтостроению катастрофически не хватает отечественной элементной базы — от микроэлектроники до релейно-контакторной аппаратуры. Недавно отраслевые представители начали взаимодействовать с департаментом радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ по данному вопросу, чтобы наметить пути выхода из сложившейся ситуации. Лифтовики готовы внести свой вклад в формирование промышленно-технологического задела по выпуску отечественной микроэлектроники. Но любые НИОКР необходимо финансировать, и очевидно, что без выделения госсредств в этом вопросе не обойтись»

Игорь МАЙОРОВ, генеральный директор METEOR Lift:

Игорь МАЙОРОВ.jpg

«Сегодня на петербургском заводе компании METEOR Lift, соблюдающей стандарты мирового уровня, унаследованные от Otis Worldwide Corporation, производятся три собственные модели лифтов — METEOR Classic, METEOR Evo и METEOR Evo Grand. Нами также уже заключено эксклюзивное соглашение с китайской компанией Xizi Elevator Company на дистрибуцию всей линейки лифтов (включая скоростные и высокоскоростные), эскалаторов, траволаторов, а также отдельных компонентов. Договором предусмотрены инжиниринг — использование компонентов, в том числе критичных при производстве и техническом обслуживании лифтов на заводе в Санкт-Петербурге, и сертификация готовой продукции и узлов безопасности.

Технический персонал METEOR Lift в соответствии с международными стандартами пройдет обучение в Xizi. Таким образом, на текущий момент METEOR Lift обладает портфелем продуктов, отвечающих требованиям всех сегментов рынка (от эконом- до премиум-класса любой скорости и грузоподъемности), а также обеспечивает поставку эскалаторов и траволаторов. Помимо этого, METEOR Lift имеет широкие возможности для поставок оригинальных запчастей, а на складе компании сегодня представлена большая номенклатура — порядка 6 тыс. артикулов.

Тем не менее, локализация компонентной базы является первостепенной задачей для METEOR Lift. Компания подготовила и уже подала полный пакет документов в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП) для включения своей продукции в реестр российских производителей.

При этом разработка продуктов и технологий будет в том числе и главной задачей нового научно-производственного центра НПП «МЕТЕОР». Первым примером такой работы станет создание одного из критически важных компонентов лифта — частотного преобразователя, который сегодня производится только за рубежом.

Компания METEOR Lift выиграла открытый конкурс Минпромторга РФ на получение субсидии на проведение НИОКР по его разработке.

Согласно контракту, в ближайшие три года METEOR Lift проведет ряд научно- исследовательских работ по освоению и запуску в производство отечественных частотных преобразователей.

В ходе инженерных изысканий наши специалисты создадут не менее двух технологических ноу-хау, которые помогут освоению производства частотных преобразователей до конца 2025 года. Это будет по-настоящему востребованное на рынке технологическое решение.

Стоимость всего проекта составит 143 млн рублей, из которых 70% будет покрыто за счет министерского гранта. Оставшиеся 48 млн рублей METEOR Lift предстоит привлечь из собственных средств. Конечная цель программы — полный отказ от импорта частотных приводов и повышение технологической устойчивости лифтовой отрасли в России.»