В ответе за будущее: на «СтройДорЭкспо 2022» обсудили состояние и перспективы отечественного спецмашиностроения

В ответе за будущее: на «СтройДорЭкспо 2022» обсудили состояние и перспективы отечественного спецмашиностроения

В ответе за будущее: на «СтройДорЭкспо 2022» обсудили состояние и перспективы отечественного спецмашиностроения tm10.ru
В рамках Всероссийского форума производителей строительно-дорожной и специализированной техники «СтройДорЭкспо 2022» в Челябинске состоялась конференция «Развитие производства строительно-дорожной техники (СДТ) в РФ», на которой эксперты обсудили текущее положение дел в отрасли, состояние спроса на отечественные машины на внутреннем рынке, меры господдержки.

В мероприятии приняли участие руководство Минтранса РФ, департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ, Ассоциации «Росспецмаш», правительства Челябинской области, Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, руководители ведущих отечественных заводов по производству СДТ, представители СМИ.

Зачин конференции задала один из организаторов форума — директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова, отметив, что по итогам года производство СДТ в России при оптимистичном сценарии может сохраниться на уровне прошлого года. Объем заказов, заметно просевший в марте, по данным заводов, постепенно восстанавливается, хотя в настоящее время развитию российского машиностроения мешает демпинг со стороны иностранных компаний из ряда стран.

Одной из главных проблем для отечественных машиностроителей стал поиск новых поставщиков комплектующих, развитие собственного производства компонентной базы и перестроение логистических цепочек.

Заместитель директора департамента государственный политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Ренат Гайнетдинов заявил, что внутренняя потребность в СДТ на 2022-2024 годы составляет около 30 тыс. единиц, отметив при этом, что Минтрансом совместно с Минпромторгом прорабатывается возможность проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию новых образцов российской спецтехники.

В свою очередь, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Мария Елкина особо подчеркнула высокую востребованность программы субсидирования НИОКР, предусматривающую компенсацию до 70% затрат предприятий при реализации инвестиционных проектов, направленных на создание производства продукции. Детально остановившись на других существующих мерах поддержки потребителей и производителей отечественной строительно-дорожной техники, представитель министерства отметила, что сегодня активно реализуется такая мера поддержки, как льготный лизинг, позволяющая не только снизить первоначальную стоимость приобретаемой техники, но и дающая потребителям возможность распределить во времени затраты, связанные с обновлением действующих парков. Также в прошлом году была возобновлена поддержка по программе субсидирования скидок при реализации такой техники. Сейчас дисконт, предоставляемый производителем покупателю, составляет в среднем 15% от цены продукции.

Помимо мероприятий деловой программы, участники и гости «СтройДорЭкспо 2022» могли увидеть последние разработки отечественной спецтехники — причем не только в статике, но и в работе, на импровизированном испытательном полигоне. Так, заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин лично принял участие в тестировании нового российского гусеничного асфальтоукладчика АСФ-Г-4-05 производства НПО «Группа Компаний Машиностроения и Приборостроения».

За демонстрацией возможностей новинок в сфере СДТ наблюдала «Стройгазета». Представляем наиболее интересные машины и оборудование, поражающие своими техническими характеристиками и показавшие хорошую работу в ходе эксплуатационных испытаний.

Прогноз отказов

Российское научно-производственное предприятие «Резонанс» разработало электромеханическую трансмиссию для специализированных машин. Цифровая платформа с электромеханической трансмиссией применяется для работы в составе экологичных многоцелевых мини-погрузчиков с улучшенными условиями труда оператора. Разработка включает в себя тяговые мотор-редукторы, блок силовой электроники, привод для навесного оборудования, графический интерфейс и органы управления. Питание силовых компонентов осуществляется от аккумуляторной батареи. Все компоненты объединены CAN-шиной.

Создатели заявляют, что трансмиссию отличают минимальный объем технического обслуживания среди всех известных типов трансмиссий, полный контроль технического состояния систем машины, включая прогноз отказов. В трансмиссии реализована возможность дистанционного и автоматизированного управления. Преимуществом разработки также является регистратор параметров («черный ящик») с онлайн-передачей данных и возможностью их облачного хранения и обработки. Экологические показатели продукции «Резонанса» соответствуют стандарту ЕВРО-7.

Нивелируя это

Специалисты тракторного завода «ДСТ-Урал» продемонстрировали в Челябинске работу сразу нескольких машин собственного производства: бульдозера D9 образца 2022 года, колесного погрузчика П430 с дистанционным управлением, гусеничного погрузчика ПГ20 с мульчерным навесным оборудованием и бульдозера D10 для дорожного строительства с мульчером. Также посетителям показали бульдозер D10 с системой нивелирования; такая система является необходимым инструментом в работе на строительных площадках, обладает необходимым функционалом и способна конкурировать с зарубежными аналогами.

На статической экспозиции завод продемонстрировал большой трубоукладчик ТГ35.80, 44-тонный бульдозер D25, гусеничный (ПГ20) и колесный (П465) погрузчики.

«До 2016 года мы сильно проигрывали конкурентам из Китая, Европы, США, Японии. У нас запрашивали низкие цены, как у китайских производителей, а качество требовали европейское, — отмечает генеральный директор «ДСТ-Урал» Евгений Горелый, оценивая конкурентоспособность отечественных производителей. — Сегодня мы понимаем требования рынка. Довольно титулованные покупатели — «Газпром», «Роснефть» — стали обращать внимание на нашу продукцию».

Безопасная перевозка

У завода «Тонар» пополнение в линейке полуприцепов-«опасников». Теперь универсальная модель контейнеровоза Тонар K4-U имеет техническую возможность для перевозки танк-контейнеров под сжиженные газы. Техника оснащена кофрами под огнетушители, рамками под таблицы обозначения опасного груза, экранированной проводкой в гофрированных шлангах.

Основные технические характеристики Тонар K4-U: манометр для определения нагрузки на осевые агрегаты, вынесенная передняя ось, ступичный узел с блок-подшипником, ручной клапан регулировки давления, осевые агрегаты собственного производства, корзина под два запасных колеса в базовой комплектации. Игорь ВДОВИН, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей: В ближайшие пять лет парк спецтехники дорожников может быть легко заменен на российскую технику на 50%

Справочно:

«Росспецмаш» (Российская ассоциация производителей специализированной техники и оборудования) — некоммерческая организация, объединяющая на сегодняшний день несколько сотен крупнейших компаний с совокупной долей в 80% от всего объема производимой в стране СДТ.