Олег Викторович, в каком состоянии сейчас находятся наши лифтовые заводы?
Экономическое положение на большинстве из них сложное, на некоторых критическое, предбанкротное. Предприятиям требуется финансовое оздоровление. Нужны дополнительные средства помимо фонда капремонта, чтобы загрузить производственные мощности в три смены. Также необходимо рассмотреть вопрос о замене не 40 тыс. лифтов, а всех 110 тыс., требующих замены.
Какие задачи предстоит решить в рамках организации выпуска техузлов и оборудования, которые традиционно поставлялись к нам по импорту?
Стоит отметить, что импортные комплектующие в составе лифтов российского производства составляют в среднем 20%. Это, как правило, частотный преобразователь, безредукторная лебедка, комплектующие для станций управления. После введения санкций основные поставщики из Европы и США сменились на китайские, индийские и тайваньские компании.
По моим оценкам, замещение, к примеру, зарубежных безредукторных лебедок на российские произойдет через два-три года. Что касается частотных преобразователей, то скорее всего будет продолжаться переориентация на китайских производителей.
Имеются ли подвижки в разработке и организации выпуска высокоскоростных лифтов?
В России уже освоены лифты со скоростью 2,5 м/сек. Более скоростные лифты пока никто не производит. Для этого их основные узлы (ловитель, ограничитель скорости, лебедка, станции управления) должны соответствовать повышенным требованиям безопасности.
Сертификат на лифты со скоростью подъема 4 м/сек пока имеет только завод «Витчел». Чтобы освоить серийный выпуск такого оборудования, российским предприятиям потребуется ориентировочно два-три года.
Как в существующих условиях сервисные компании решают вопрос приобретения запчастей и комплектующих для ремонта и эксплуатации лифтового оборудования?
Трудностей с сервисным обслуживанием российского оборудования нет. Обслуживание лифтов иностранных производителей стало проблематичным после введения санкций. Значительно выросли цены и сроки поставки комплектующих и оборудования, так как приходится завозить их не напрямую, а через посредников, например, из Казахстана или Турции.