Чрезвычайно содержательной оказалась дискуссия на заседании круглого стола «Цементная отрасль Сибирского федерального округа в строительном сезоне 2022: проблемы и решения в новых экономических условиях», проведенном холдингом «Сибирский цемент» в Новосибирске. Глубину подхода к, казалось бы, рутинному, ежегодно возникающему вопросу о том, готовы ли сибирские цементные заводы к новому строительному сезону, предопределил тщательный подбор спикеров: форум объединил производителей и потребителей цемента, представителей федеральных и региональных органов власти, отраслевых объединений, научной общественности, СМИ.
Кроме того, проведению мероприятия предшествовала подготовка подробных информационно-аналитических материалов, посвященных состоянию цементной отрасли и ее роли в строительном комплексе Российской Федерации. Из приведенных в них статистических данных следует в том числе, что российская цементная промышленность полностью обеспечивает потребности строительства, но ее возможности намного превосходят существующий спрос.
Как сообщила в своем докладе исполнительный директор некоммерческого объединения «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина, работающие на территории Российской Федерации 59 заводов полного цикла и 9 помольных установок, общая мощность которых на начало 2021 года составляла 101,4 млн тонн, произвели к концу того же года немногим более 60 млн тонн. При этом их мощности были загружены на 57,3%.
Отмечалось, что за последние 15 лет объем выпущенного в нашей стране цемента увеличился всего на 9,6%. Исключением стал только 2014-й, когда было изготовлено почти 69 млн тонн строительного материала, но в ближайшие годы отрасль не сможет вернуться к этому показателю.
Более того, учитывая замедленные темпы роста цементного рынка, периоды «коронавирусной» рецессии 2020-2021 годов, тяжелые последствия для российской экономики от санкций 2022-го, аналитики приходят к выводу: потребуется еще несколько лет, чтобы вернуться к уровню 2021 года, продолжить рост и достичь следующего экстремума — превышения уровня производства и потребления цемента в 2014-м.
Многолетний дисбаланс спроса и предложения, при котором российские мощности по производству цемента остаются избыточными, может привести к их утрате. По оценкам экспертов, если вся российская цементная промышленность по каким-либо причинам прекратит существование, то страны ЕАЭС — Казахстан и Беларусь, а также Монголия, Китай, Турция и Иран — способны завезти в Россию до 50 млн тонн цемента и обеспечить потребности строительной отрасли. Но при этом цена на цемент существенно вырастет.
Примером тому может служить ликвидация на Сахалине Поронайского цементного завода. Предприятие, выпускавшее продукцию из местного сырья с использованием устаревшего оборудования и энергоемкого «мокрого» способа, не смогло конкурировать с китайскими производителями и было закрыто в 1995 году. После утраты Сахалином собственного производства и утилизации оборудования завода в Поронайске китайцы повысили стоимость своей продукции более чем в 2,5 раза и реализовали проект строительства помольного производства с применением китайского клинкера.
Важно посмотреть на эту смоделированную ситуацию и с другой стороны: если Россия останется без цементной промышленности и в какой-то момент по любой причине закроются границы, как страна сможет жить без основного строительного материала — цемента? Очевидно, его дефицит станет сдерживающим фактором развития регионов. То есть наличие собственной цементной промышленности — это вопрос национальной безопасности страны.
Близок локоть
В том, что государству необходимо помочь российским производителям, Дарью Мартынкину поддержал принявший участие в дискуссии заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб. Он подчеркнул, что в стремлении регулировать цены государство должно учитывать вопросы качества цемента, а значит, и безопасности возводимых с его использованием объектов, принимать во внимание обязательства предприятий отрасли перед тысячами работников.
«Если объемы производства цемента в стране снизятся до критического уровня, выпускать его будет просто невыгодно. Могут начаться банкротства предприятий и как следствие — социальные проблемы в регионах их присутствия. Отрасль нуждается в комплексной государственной поддержке. Это могут быть льготы по налогам, кредитам на оборудование, прямые субвенции и дотации», — отметил представитель Общественной палаты.
При этом действовать нужно быстро — в новых экономических обстоятельствах темпы роста затрат на производство строительного материала ускоряются. «По расчетам экономистов “Сибцема”, полная себестоимость цемента в 2022 году вырастет на 30% к уровню 2021-го. И это объяснимо. В условиях санкций мы направим на мероприятия по ремонтам и техническому обслуживанию оборудования на 66% больше средств, чем годом ранее. Кроме того, в первом квартале 2022 года уголь подорожал на 76-86%, ТМЦ — на 55%, дизельное топливо — на 30%, масла и смазки — на 83%, расходы на транспорт и логистику выросли на 14-24%. Рост средней заработной платы по группе компаний АО «ХК “Сибцем” в 2022 году составит около 30% по сравнению с аналогичным показателем 2021-го: понимая ответственность перед сотрудниками и их семьями, компания проиндексировала заработные платы. Цена цемента в 2022 году при снижающихся объемах производства поднялась всего на 8-9%», — объяснил первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Геннадий Рассказов.
С дальним прицелом
Однако стратегии развития, которую поддержало бы государство, как это работает в других сферах, у цементной отрасли нет. В связи с этим целесообразно принятие программы развития цементной промышленности России на период до 2035 года с учетом высокого уровня закредитованности предприятий, роста ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, объективной зависимости индустрии от курса валюты, импортных технологий и комплектующих, а также с учетом того, что стагнация рынка сохранится до 2030 года.
Документ требуется синхронизировать с другими государственными программами, такими, как разрабатываемая «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» и «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».
Без такого документа, содержащего обоснованный прогноз потребления цемента на 3, 5 и даже на 7 лет, эффективную работу заводов не обеспечить. Капитанам цементной индустрии важно просматривать горизонт планирования на столь длительный срок и понимать объем спроса на базовый строительный материал при строительстве жилья, инфраструктуры, социальных, промышленных и других объектов. Большая капиталоемкость производства, ремонтных и инвестиционных программ, которые реализуют предприятия при подготовке к увеличению объемов выпускаемой продукции, предполагает разработку длительных проектов.
При этом, как подчеркнула Дарья Мартынкина, мало знать о том, что потребление будет расти, нужно еще изыскать средства и приобрести соответствующее оборудование, построить помещения и организовать работу. Если накануне кризисного периода цементные мощности были законсервированы, то на их восстановление требуется от одного до трех лет. Поскольку к этим сложным процессам необходимо готовиться заранее, прогнозы должны быть обоснованными. Для цементников это не просто слова, а реальные деньги, которые нужно инвестировать.
Например, если предприятия выпустят больше продукции, чем потом смогут продать, резко возрастет себестоимость цемента и, соответственно, упадут доходность и прибыльность. А значит, само выживание заводов окажется под вопросом. К негативным последствиям приведет и обратная ситуация: когда мощности будут подготовлены на меньший объем, чем того фактически потребует спрос в строительный сезон, возникнет дефицит цемента.
«Если спрогнозируем мало — не подготовим предприятия, не выполним необходимые ремонты, не сможем подхватить рост рынка. В итоге оставим регионы без цемента, сорвем строительные работы. Запланируем много — естественно, больше вложим средств, потратим дополнительно 2-3 млрд рублей. А потом не сможем реализовать продукцию и получим колоссальные убытки», — отметил Геннадий Рассказов. Чтобы решить задачу, по его мнению, необходима координация между строительными компаниями, саморегулируемыми организациями строителей и их объединениями, органами власти, как региональными, так и федеральными, курирующими промышленность, строительство и транспорт.
Средства на перевооружение
В программе развития цементной отрасли необходимо также предусмотреть субсидии государства на замену оборудования в связи с импортозамещением. Большая его часть производится за рубежом, и в условиях санкционного давления на Россию необходимы значительные денежные средства для технического перевооружения заводов. Существенно повысить цены на свою продукцию производители цемента не могут — это поставит под угрозу выполнение намеченных национальных программ, и только государство может изыскать необходимые ресурсы для модернизации производств.
Кроме того, в программе развития отрасли необходимо предусмотреть выделение средств на развитие строительного машиностроения. Уже сейчас цементные заводы испытывают большие трудности с ремонтом импортной техники и приобретением запчастей, со временем проблемы будут нарастать.
По итогам заседания круглого стола материалы и предложения участников будут направлены в Общественную палату Российской Федерации и комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для дальнейшего обсуждения.