Шанс для своих: рынок отечественной СДТ развивается разнонаправленно

Шанс для своих: рынок отечественной СДТ развивается разнонаправленно

Шанс для своих: рынок отечественной СДТ развивается разнонаправленно Росспецмаш
По данным Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш»), отечественные машиностроители, выпускающие строительно-дорожную технику (СДТ), произвели за I квартал 2023 года продукции на общую сумму 19,9 млрд рублей, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Из них на внутренний рынок было поставлено СДТ на 17,7 млрд рублей (+24%). В количественном выражении отгрузки экскаваторов выросли в 5,9 раза, кранов-трубоукладчиков — в 3 раза, мини-погрузчиков — на 22%, катков — на 14%, фронтальных погрузчиков — на 1%.

Но была и отрицательная динамика. Так, к примеру, на 22% и 19% меньше в стране стали приобретать автогрейдеры и гусеничные бульдозеры соответственно. Снижение их отгрузок связано с разными причинами. Но в основном предприятия просто еще не успели наладить собственный выпуск комплектующих в достаточных объемах. Также остается проблема агрессивного импорта, в том числе случаи, когда зарубежные машины и оборудование реализуются фактически по себестоимости или даже ниже.

В «Росспецмаше» считают, что в целом отечественные производители СДТ справились с беспрецедентной ситуацией, когда в Россию перестали поставлять комплектующие. Заводы активно инвестируют средства в расширение и модернизацию производства не только машин, но и компонентов. Предприятия доказали, что могут форсировать темпы локализации и удовлетворять имеющийся спрос.

Вместе с тем, представители профсообщества считают, что для развития отрасли нужно предусмотреть механизм предоставления производителям субсидий в виде грантов на внедрение новых технологий, а также разработать и запустить в сегменте СДТ программу «Федеральный лизинг» по аналогии с действующей сейчас в сельхозмашиностроении.

Не помешает, по мнению экспертов «Росспецмаша», и прямое лоббирование интересов российских производителей СДТ, чтобы их продукция пользовалась преимуществом при выборе машин и оборудования, используемых в сфере строительства, а также содержания объектов и дорог. Это позволит заводам и дальше наращивать выпуск продукции, осваивая новые направления.

Как пояснили «Стройгазете» в ассоциации, сегодня проблема не в недоверии к отечественной спецтехнике, а в недостатке информации о ней — заказчики зачастую просто не знают, какие машины и оборудование производятся в стране. Специально для них «СГ» подготовила обзор новинок в сфере СДТ. Представляем наиболее интересные и надежные машины и оборудование, появившиеся за последнее время на рынке и уже показавшие хорошую работу в ходе эксплуатационных испытаний.

Экскаватор года

За разработку гусеничных экскаваторов E225 компания UMG (ООО «Строительно-дорожные машины», входящая в холдинг «Объединенная машиностроительная группа») была признана победителем V Всероссийского конкурса «Инновации в строительной технике в России-2023» в номинации «Лучший экскаватор».

Продукция UMG — это полностью созданные российскими инженерами строительно- дорожные машины, не имеющие аналогов в стране и занимающие лидирующие позиции в классе по своему функционалу. Кроме того, на них устанавливаются современные отечественные двигатели, ничем не уступающие иностранным.

Так, одно из ключевых преимуществ гусеничного экскаватора Е225 — его экономичность. Модель является «габаритной» (ширина машины не превышает 2,5 м), что позволяет клиентам перевозить ее по дорогам общего пользования без специальных разрешений, существенно экономя на доставке.

Круглосуточная культивация

1.jpeg

Трактор «Ростсельмаш 2400», оснащенный новой системой автоуправления «РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль», попал в Книгу рекордов России. Достижение зафиксировано в номинации «Самая большая площадь культивации трактором мощностью до 450 л. с.». За 24 часа ростсельмашевская техника с тяжелым культиватором R-1480 с шириной захвата 14,9 метра обработала почти 495 гектаров земли в хозяйстве «Калининское» в Ставропольском крае.

Дополнительное испытание во время «конкурсного заезда» для Р-2400, работавшего без перерыва, подкинула природа. «Из-за жары и ветра днем мы столкнулись с сильной запыленностью, — вспоминает управляющий товарной группой «Ростсельмаша» Олег Стецюк. — Трактор шел в пылевом облаке: не было видно ни культиватора, ни разворотной полосы. Ночью же началась гроза. В этих погодных условиях система автоуправления с электрорулем нас выручала и способствовала достижению высоких результатов. Машина шла четко по приборам. Р-2400 в этот раз прошел огонь и воду».

Беспилотный погрузчик

1477acf5-22aa-420c-8584-67d330fa97f5.jpg

ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов» (ЧЗСА) и Чувашский государственный университет (ЧГУ) имени И. Н. Ульянова взялись за проект по созданию системы мониторинга и беспилотного управления вилочным погрузчиком, способным работать без оператора. Ожидается, что производительность таких «умных» машин превысит показатели предшественников, которые функционируют под управлением человека.

На начальном этапе погрузчик будет оснащен всевозможными датчиками для отслеживания перемещения, параметров перевозимого груза и работы всех систем. Такой мониторинг работы машины позволит снизить нерациональное использование техники и увеличить производительность труда.

«Преимуществами разработки такой системы станут удаленный контроль техники, топливный контроль, контроль эксплуатации и скоростного режима на предприятии, контроль мото-часов и простоев, регламента соблюдения технического обслуживания машины, возможность удаленной блокировки при нарушении условий аренды, а также фиксация срабатывания аварийной сигнализации», — отмечает генеральный директор ЧЗСА Александр Дмитриев.

«Чебоксарский погрузчик будет оснащен датчиками и камерами для пространственной ориентации, что даст возможность ориентироваться во внутрискладском пространстве, распознать препятствия на пути следования машины и своевременно совершить маневр для их преодоления», — добавляет проректор по научной работе ЧГУ Евгений Кадышев.

Проверено — мин нет

d6fc6fd4-b1be-46b3-b8e8-dc3f2b82ca36.jpg

Предприятия холдинга «Высокоточные комплексы» — АО «КЭМЗ» и АО «ВНИИ «Сигнал» завершили разработку машины разминирования на базе мини-погрузчика ANT-1000 с дистанционным управлением. Опытный образец был представлен специалистам и широкой публике на международном салоне «Комплексная безопасность- 2023».

«Машина была создана в инициативном порядке, в тесной научной и производственной кооперации, — уточнил генеральный директор АО «ВНИИ «Сигнал» Владимир Пименов. — Данная техника в первую очередь предназначена для использования в новых субъектах РФ — Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях — для обнаружения и ликвидации противопехотных мин».

Она оснащена цельнонаполненными колесами и накидными гусеницами, значительно увеличивающими ее проходимость и стойкость. В качестве рабочего органа используется цепной молотковый трал.

Особенность машины — наличие наряду со штатными органами управления системы дистанционного управления разработки АО «ВНИИ «Сигнал», которая позволяет оператору управлять ею на расстоянии до 1 км.

Справочно:

«Росспецмаш» — некоммерческая организация, объединяющая на сегодняшний день несколько сотен крупнейших компаний с совокупной долей в 80% от всего объема производимой в стране СДТ.