Владимир МАРКОВ, генеральный директор компании «Технониколь»:
«В области общестроительных материалов, на выпуске которых специализируется «Технониколь», доля импортозамещения очень высока: кровля, утеплители, гидроизоляция — все это давно производится и применяется в России. Что касается строительной химии, то тут тоже процент отечественных продуктов за последние несколько лет значительно изменился. К примеру, около трех лет назад доля импорта в сегменте монтажных пен достигала 80%, с запуском новых мощностей импорт сократился до 40%. Если говорить о поставках сырья и комплектующих, то такая проблема сейчас у всех, кто не успел. Для решения этого вопроса требуется время. Часть товаров нужно искать на внутреннем рынке, остальное — на восточных направлениях».
Николай ТОРГОВКИН, исполнительный директор компании «Полипласт Новомосковск»:
«Успешная политика импортозамещения невозможна без развития наукоемких технологий и создания высокотехнологичных и инновационных производств. Во время кризиса 2014 года группа компаний (ГК) «Полипласт», отвечая вызовам времени, приняла решение о модернизации и расширении производства согласно стратегическим приоритетам и направлениям инвестиционного развития Тульской области — и уже через полтора года на территории новомосковского завода был возведен новый производственный комплекс. На данный момент заканчивается монтаж очередной технологической цепочки, включающей в себя несколько функциональных отделений. Это начинание было бы невозможно без поддержки со стороны губернатора региона Алексея Дюмина, благодаря которому в феврале 2018 года на Российском инвестиционном форуме было подписано соглашение о сотрудничестве между Тульской областью и ГК «Полипласт», предусматривающее создание в 2019-2025 годах новых линий и производственных мощностей для отрасли стройматериалов в рамках программы импортозамещения. Долгосрочная стратегия развития компании предполагает не только расширение рынков сбыта и увеличение доли на рынке добавок в бетоны, но и диверсификацию бизнеса за счет укрепления в других сегментах рынка строительной химии и освоения новых видов производимой продукции.
Основными, но далеко не единственными продуктами, выпускаемыми «Полипластом» в рамках программы импортозамещения, являются высокотехнологичные специализированные добавки для бетонов и строительных растворов, без которых невозможно представить современную строительную отрасль. Если еще 20 лет назад от добавок требовались в основном пластификация бетонных смесей и снижение расхода цемента при их использовании, то сейчас в свете развития строительного сектора появляются новые требования: по реологии, удобоукладываемости, расслаиваемости, воздухововлечению бетонных смесей, качеству поверхности бетона… Компания готова предоставить продукцию для решения всех этих задач.
Кроме того, введение в строй в 2015 году нового производственного комплекса с современным оборудованием позволило компании начать выпуск уникальной на тот момент отечественной разработки — кальциевого пластификатора для гипсовой промышленности. Реализация проекта существенно снизила зависимость производителей гипсовых материалов от импорта этой сырьевой составляющей, обеспечив их потребность в современном и качественном продукте. До момента ввода в строй данного комплекса кальциевые пластификаторы для гипсовой промышленности в России не выпускались. Новый продукт в сжатые сроки успешно прошел необходимую сертификацию и был признан соответствующим международным стандартам. Еще с момента разработки на кальциевый пластификатор «Полипласта» уже обратили внимание крупные российские и зарубежные игроки гипсового рынка, включив данную добавку в группу стратегически важного сырья.
Предприятия «Полипласта» оперативно реагируют на текущую ситуацию, перестраиваясь на работу в новых реалиях, обеспечивают потребителей качественной отечественной продукцией. Современные технологии, применяемые на предприятиях группы, и собственный синтез ключевого сырья, обеспечивающий независимость от импортных сырьевых компонентов, позволяют полностью удовлетворить потребности отечественного строительного рынка в качественных химических добавках».
Виктор МИРОНИЧЕВ, заместитель генерального директора международной компании PERI:
«Многие расценивают нынешнюю экономическую ситуацию как критическую, просчитывают варианты сокращения бизнеса, распродажи оборудования или ухода с рынка. А вот наша компания рассматривает текущее положение как возможность увеличить свое присутствие на рынке. Мы не витаем в облаках и не рассчитываем, что рынок будет на подъеме, прекрасно понимаем — он сузится. Но даже в этом случае мы уходить не планируем.
Рынок российского оборудования и материалов начал двигаться в сторону локализации с конца 2014 года. Тогда, как и сейчас, быстро падал курс рубля, вводились санкции. Еще в то время мы задумались, как поступать в таких ситуациях, — и решение не заставило себя долго ждать. Все эти годы мы активно инвестировали собственные средства в локализацию производства, в развитие арендного парка в РФ. Сегодня PERI Россия имеет собственный завод по производству опалубки, около 70% нашего портфолио уже локализовано.
Задумываемся мы о дальнейшем импортозамещении и сейчас: всего за месяц с поступления новых вводных наша команда управления продуктами запустила параллельно сразу пять проектов по переводу на отечественные комплектующие тех видов нашей продукции, которые ранее зависели от поставок из-за рубежа.
Многие сейчас переориентируются на новые рынки, мы же сделали это раньше: некоторые комплектующие стали ввозить из Индии, Китая и Турции. Ведь Турция — это, помимо всего прочего, страна машиностроения и металлообработки, там выпускается очень много товаров и материалов для строительной отрасли. И мы сейчас просто расширяем эти контакты.
Думаю, что в сегменте такого оборудования, как наше (строительные и промышленные леса), до конца года дефицит будет закрыт. Может быть, не на все 100%, но на 80-90% точно. Эти продукты полностью удовлетворят потребности местных строителей.
Более того, после ухода с рынка ряда западных игроков открываются новые возможности для тех, кто видит ценность российского рынка и принял решение никуда не уходить. Кстати, все это уже было: еще в 2015-2016 годах по политическим соображениям ушли несколько зарубежных компаний, но их нишу быстро заняли другие игроки».
Номер публикации: №13 08.04.2022