«Отрасль достойна внимания»: Сергей Колунов о законодательных инициативах, которые помогут российским лифтовикам раскрыть свой потенциал

«Отрасль достойна внимания»: Сергей Колунов о законодательных инициативах, которые помогут российским лифтовикам раскрыть свой потенциал

«Отрасль достойна внимания»: Сергей Колунов о законодательных инициативах, которые помогут российским лифтовикам раскрыть свой потенциал Shutterstock/FOTODOM
В настоящее время российское лифтостроение переживает сложные времена. Виной тому макроэкономическая ситуация, перекосы рынка, не позволяющие производителям своевременно получать возврат средств за отгруженную заказчикам продукцию, и отсутствие должного внимания к отрасли со стороны государства. Одновременно вызывает серьезные опасения непрекращающаяся деградация лифтового парка в жилом фонде. Для преодоления этих негативных тенденций требуется скорейшее принятие определенных нормативных мер, которые помогут производителям существенно расширить выпуск современных моделей подъемного оборудования. Ряд таких инициатив уже подготовлен и оформлен в законодательные предложения депутатами нижней палаты парламента. О некоторых из них «Стройгазете» рассказал член Комитета по строительству и ЖКХ Госдумы РФ Сергей КОЛУНОВ.

СЕРГЕЙ КОЛУНОВ.jpg

Сергей Владимирович, после введения санкций западные производители ушли из России, многие из них прекратили техподдержку своих изделий и поставки комплектующих. Как это отразилось на отрасли и идет ли в ней процесс импортозамещения?

Сегодня у нас работает пять основных лифтостроительных предприятий, и могу сказать, что производимые ими лифты на 95% изготовлены в России. Пока в стране не могут делать две вещи. Первая — оплетка внутри лебедки. Чтобы такая продукция в итоге получалась дешевой, потребность в ней должна составлять сотни тысяч штук в год. Но годовая емкость всего отечественного лифтового рынка, включая замены по программам Фонда капитального ремонта (ФКР) и другие заказы, составляет не более 40 тыс. новых лифтов

Для сравнения: в Китае ежегодно выпускается более 1 млн лифтов, из них для внутреннего рынка — почти 400 тыс. единиц. Соответственно, себестоимость у них совершенно другая.

Так вот, когда на недавней лифтовой выставке мы спрашивали у наших производителей, какой у них должен быть объем производства, чтобы наши лебедки по цене сравнялись с китайскими или итальянскими изделиями, то все они называли цифры от 15-20 тыс. штук в год. Но понятно, что у нас нет заводов, которые будут заказывать такие объемы у производителей внутри страны. То есть хотя энергия и рабочая сила у нас дешевле, мы не можем производить этот вид комплектующих по конкурентной с зарубежными изготовителями цене.

Второе, что нам пока не под силу, — это электронные «мозги» лифтов. Раньше эта «начинка» была в основном немецкая, сейчас по большей части устанавливается китайская. Да, технически мы платы и всю остальную электронику произвести можем, но опять же — у нас нет такого большого объема заказов, чтобы мы могли эти вещи делать массово по конкурентной цене. Поэтому, к сожалению, они продолжают закупаться за границей.

Плюс, хотя у нас не принято об этом говорить на волне успеха импортозамещения, станки, на которых в стране производятся лифты, все они импортные. Cейчас недружественный станочный парк мы отчасти замещаем оборудованием из Китая, но пока оценить, насколько хорошо и эффективно оно будет работать, сложно. Любой современный станок очень дорогостоящий, и он должен отработать длительный срок, чтобы себя окупить, иначе его устанавливать просто невыгодно. Как работают немецкие станки, у нас все знают. Знают, что самые лучшие красильные камеры — итальянские, а тяговое оборудование — японское. Но по китайской технике такого понимания еще нет, хотя цены на нее стали практически такими же, как на проверенную временем продукцию.

Известно, что из-за санкций в некоторые новые жилые комплексы (ЖК) не удалось поставить уже заказанные зарубежные лифты. Как быть в этой ситуации, не придется в построенных домах менять размеры шахт?

Таких ЖК у нас не так уж и много, чуть больше 100 по всей стране. Конечно, размеры шахт никто в них менять не будет. Скорее, закажут другие лифты под уже существующие размеры — и это уже делается.

И в этой связи важно сказать немного о другом. Дело в том, что в настоящее время в России отсутствуют нормативы по лифтовым шахтам, поэтому как клиент заказал проект шахты, так под нее лифт и делают. Даже при замене лифтов по программе ФКР под каждый объект приходится готовить отдельный проект. То есть у нас нет единых стандартов для лифтовых шахт, из-за чего возникает разнобой по их размерам. Соответственно, большое количество времени и денег тратится на то, чтобы при замене каждую шахту обмерить и под нее сделать новый проект. При этом сама лифтовая кабина стандартная, но балка и конструкция, по которой «бегает» лифт, делаются для каждой шахты отдельно.

Поэтому мы сейчас в Госдуме выступили с законодательной инициативой, которая предусматривает стандартизацию в этой сфере. Ее принятие в дальнейшем обеспечит большую экономию времени и средств. Ведь какой бы мы сегодня лифт ни устанавливали в доме — неважно, отечественный или импортный, — его когда-то в любом случае надо будет заменить. Так что лучше заблаговременно подумать о том, как это сделать быстрее и дешевле.

Больная тема — состояние и работа лифтов в жилом секторе. Как навести в этом порядок?

Сегодня проблемы с заменой лифтов в многоквартирных домах (МКД) и с их обслуживанием носят серьезный и системный характер. И хотя лифт — это вертикальный транспорт повышенной опасности, работающий 24 часа в сутки, проблемам в лифтовой отрасли внимания уделяется, к сожалению, недостаточно. И, положа руку на сердце, можно сказать, даже когда при эксплуатации лифтов случаются травмы или, не дай бог, происходят трагические инциденты, то и тогда этому не придается столько значения, сколько в случаях аналогичных инцидентов в строительстве и на транспорте. Возможно, это так потому, что статистика аварий, связанных с лифтами, по сравнению с другими секторами смотрится недостаточно пугающей, чтобы обратить больше внимания на лифтовую отрасль. Но, без сомнения, она достойна самого пристального к себе отношения.

Наверно, части аварий можно было бы избежать, если бы лифты в домах работали не больше гарантийного срока службы?

Многие лифты, сегодня установленные в МКД, действительно, эксплуатируются уже более 25 лет — и в этой связи есть две проблемы. Во-первых, есть сложности с их заменой из-за нехватки денег. Но такие лифты в принципе не должны больше использоваться, и те, кто это допускает, должны нести за это уголовную ответственность.

Во-вторых, это недостатки в организации обслуживания и ремонта лифтов, из-за того, к примеру, что в настоящее время установлены низкие тарифы на эксплуатацию лифтов. При этом имеет место ситуация, когда представители компаний-эксплуатантов жалуются, что даже те копейки, которые они должны получать, до них не доходят. Вдобавок эксплуатационные компании недоплачивают средства ремонтникам.

Да, можно говорить, что эксплуатационные компании так делают, потому что им самим не хватает денег. Но от этого никому легче не становится.

Вы, наверно, сталкивались с тем, что когда в МКД один из лифтов не работает и стоит на месте месяцами. Во многих ЖК такое происходит практически постоянно.

Причина в том, что ремонтные компании прибегают к заурядному каннибализму: один из лифтов разбирается, чтобы побыстрее исправить аварийную ситуацию с другими. Это является следствием элементарной нехватки денег, запчастей или экономии, к которой прибегают для того, чтобы остальные лифты продолжали функционировать.

Но тут нужно учитывать, что когда дом строится, то количество необходимых для спуска/подъема людей лифтов четко рассчитывается. Соответственно, когда одиндва из установленных в нем лифтов не работают, нагрузка на остальные возрастает и страдают жильцы. А тем временем оплата с них за неработающие лифты все равно взимается. И это тоже непорядок.

Все эти проблемы надо решать. Поэтому я в своем 120-м подмосковном избирательном округе инициировал мониторинг работы лифтов. В этих целях я и мои помощники выбрали несколько ЖК, в которых проживает от 2 до 10 тыс. человек. Жители этих домов нам часто пишут, что лифты у них вовсе не функционируют или работают плохо, представители же эксплуатационных компаний, наоборот, отвечают, что это не так. Поэтому выяснить, кто из них прав, можно только на месте. Причем приехав неожиданно сразу на несколько объектов, потому что если долго собираешься, то управляющие компании каким-то образом начинают работать или делать вид, что начали. И вот именно так мы сейчас в этих домах проверяем, как обстоят дела с работой лифтов.

Итак, чтобы правильно к решению этой проблемы подойти и с ней справиться, прежде всего нужно установить экономически обоснованные тарифы на обслуживание лифтов. У нас интересы монтажников и эксплуатационщиков представляет Российское лифтовое объединение. И как раз сейчас мы с его руководителем обсуждаем, какова должна быть реальная величина такого тарифа для эксплуатационных компаний, чтобы лифты обслуживались своевременно и не кустарными методами, а представителями заводов-изготовителей.

Но какой должен быть этот тариф, если цены на запчасти, логистику, рабочую силу и т. д. в течение года значительно меняются? Ведь очевидно, что в условиях ценовой волатильности тарифы на обслуживание лифтов будут отставать от затрат обслуживающих компаний.

С одной стороны, соглашусь с вами. Но, во-первых, эти тарифы не корректировались уже несколько лет. Во-вторых, как человек, которому известны технические аспекты этих вопросов, могу сказать: для того, чтобы лифт работал и не ломался, в нем не надо постоянно менять большое количество деталей. Чтобы он был исправен, за его состоянием необходимо следить и своевременно проводить регламентные работы. В этом отношении обслуживание лифтов мало чем отличается от обслуживания автомобилей: если за машиной не следить и вовремя не проводить ТО, например, не менять масло, она быстро сломается, если же недорогие сервисные работы проводить регулярно, то она исправно прослужит очень долго. С лифтами все то же самое.

И конечно, необходимо набрать достаточное количество людей, которые этим занимаются. Нужно, чтобы компании, следящие за эксплуатацией лифтов, могли себе позволить нанять квалифицированных специалистов.

Плюс, следует иметь в необходимом количестве комплектующие, которые наиболее часто используются на замену в лифтах, включая разнообразные шестеренки, подшипники, уплотнительные резинки и т. д. В большинстве своем цена таких «расходников» невысока, тогда как более дорогие комплектующие, например, трос или сама лебедка, не требуют замены каждые пять лет и служат гораздо дольше.

Конечно, цены на комплектующие к лифтам растут, но за последний год такой рост составил 6%, и это не такая уж большая величина.

Поэтому я уверен, что для того, чтобы тариф «работал», его не придется менять ежегодно, достаточно это делать примерно раз в пять лет.

А есть ли у нашего небогатого населения средства, чтобы оплачивать более высокие тарифы?

Величина такого повышения будет не столь существенной. Думаю, когда вопрос идет о жизни и безопасности людей, увеличение сбора с населения на рубль в месяц себя точно оправдывает.

Тут, скорее, проблема заключается в другом: сложнее выстроить систему так, чтобы управляющие организации «донесли» этот рубль до компаний, обслуживающих лифты, и сложнее организовать процесс так, чтобы обслуживанием занимались профессионалы, а не компании-однодневки. Я неоднократно разговаривал с представителями наших компаний из лифтового сервиса, и все они мне говорили о том, что в сегодняшних условиях им работать честно невыгодно.

Все компании допускаются к обслуживанию лифтов в МКД по конкурсу. И все их представители понимают, что они не делают при обслуживании лифтов все те работы, которые должны производить по условиям контрактов. А на вопрос, почему так происходит, они отвечают, что не заинтересованы инвестировать деньги, когда есть вероятность, что через месяц их заменят на другую организацию. Поэтому мы недавно разработали и приняли законопроект, в соответствии с которым нельзя менять эксплуатационную компанию чаще, чем раз в год.

Но год — это же тоже небольшой срок…

Чтобы поменять в МКД лифт, действительно, нужны достаточно серьезные средства. Но мы сейчас говорим не о капитальном, а о текущем ремонте, который обходится существенно дешевле. К тому же, нужно отметить, что порядок расходов на текущий ремонт определяют жильцы дома на общем собрании. Часто люди предпочитают выделить финансирование на ремонт подъезда или замену труб, а не на обслуживание лифта, который хоть и скрипит, но исправно ходит вверх-вниз, и надеются, что его, в конце концов, как-нибудь да починят. Поэтому нами сейчас подготовлена еще одна инициатива, суть которой состоит в том, чтобы платеж, идущий на обслуживание и замену лифтов, был выделен в платежках отдельной строкой. Если так сделать, то накопление средств на счете, с которого оплачиваются сервисные работы, будет идти четко и тариф будет «наполнен».

Сейчас по стране надо заменить 47 тыс. лифтов. В тех немногих регионах, где на это в ФКР есть деньги (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург и др.), такие замены проводятся регулярно. Например, в Москве и Подмосковье осуществляются даже с опережением графика. Но в большинстве субъектов на это нет средств, и в них замены все время откладываются. В результате необходимость в них по стране в целом увеличивается примерно на 10 тыс. ежегодно. Если же принять нашу инициативу, то это серьезно ускорит обновление лифтового парка в МКД.

Но ведь имеют место и совершенно нелогичные ситуации, когда стоимость замены лифтов в регионах очень разнится?

Действительно, стоимость замены лифта в разных регионах может различаться кратно. Например, в Петербурге замена обходится в 4 млн рублей, а в Омске или Курске — в 2 млн. И для меня это непонятно, так как работы при замене старого лифта на новый проводятся одни и те же. Конечно, можно сказать, что регионы, где есть фонды, предпочитают устанавливать лифты, которые лучше, комфортнее и служат дольше. Но во многих случаях вопросом о том, почему имеет место такая разница в стоимости замен, должна заниматься прокуратура.

Поможет ли ускорить обновление лифтового парка в МКД использование механизмов факторинга?

Единственный инструмент, который на данный момент работает, — это инициатива финансового института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ», когда ФКР платит по банковскому кредиту, выданному на закупку лифтов, в течение пяти лет. А факторинг и другие меры поддержки сегодня, как говорится, не идут. Это происходит опять же по финансовым причинам, потому что неясно, кто возьмет на себя ответственность за исполнение таких договоров.

У нас сейчас самые большие проблемы с заменой лифтового парка в МКД в Самарской и Ульяновской областях: в этих двух регионах нужно поменять тысячи лифтов, но на это вообще нет средств, и пока не понятно, кто их должен выделить и взять за это ответственность. Во многих других субъектах ситуация ненамного лучше.

Конечно, можно сказать, что у нас социальное государство — и необходимые суммы выделить, например, из федерального бюджета. Но ведь любые доходы и расходы должны быть правильно посчитаны! Нельзя же оказаться в такой ситуации, чтобы государство просто платило за всех.

То есть система финансирования замен лифтов в большинстве субъектов работает плохо, во многих региональных ФКР на это не хватает финансов. И стало стандартной практикой, что фонды расплачиваются с заводами за полученные лифты в течение трех-пяти лет. Понятно, что в условиях инфляции такие отсроченные платежи совершенно не покрывают лифтостроителям затраты на производство. К тому же сейчас имеют место достаточно сложные экономические условия. Напомню, что все последние инициативы и меры господдержки той или иной отрасли или в социальной сфере, вплоть до ипотеки и т. д. — они все были связаны с субсидированием ключевой ставки. Но она сейчас увеличена с 6% до 13%. В таких условиях вообще не очень понятно, как можно развивать производство и одновременно поддерживать те или иные программы. Да, ипотека на Дальнем Востоке по-прежнему субсидируется со ставкой в 2%. Жилищные программы на новых территориях тоже поддерживаются, и государство продолжит реализацию усилий по восстановлению там условий жизни людей. Но уже остановлено субсидирование сельхозипотеки и под вопросом семейная ипотека. Можно наверняка предположить, что факторинг вскоре окончательно встанет, так как государству сложно будет субсидировать через ФКР этот механизм.

Поэтому с факторингом много вопросов. Тем не менее, мы сейчас прорабатываем меры, направленные на поддержку бюджетов ФКР.

Производители лифтов тоже просят о помощи, например, в целях поддержки отрасли предлагают ввести заградительные пошлины на импортные лифты и снизить НДС на готовую отечественную продукцию. Стоит ли реализовать такие меры?

Я недавно во время посещения лифтовой выставки обратил внимание министра, что сейчас пошлины на готовые изделия гораздо ниже, чем на запчасти: на новый импортный лифт в пределах 5%, а на комплектующие — 10-15%. Получается, что выгоднее ввезти готовый лифт, чем произвести его у нас в стране. Это неправильно, и налогообложение должно быть устроено наоборот — пошлины на импортные комплектующие должны быть ниже, чем на ввоз готовых лифтов.

Что же касается идеи введения заградительных пошлин, о чем говорят сегодня многие, то она требует более пристального изучения. Все-таки лучше помогать внутреннему производству иначе, путем субсидирования ставок по кредитам и т. д. Я думаю, что заградительные пошлины не сработают. Тем более, если мы введем их на иностранную продукцию, тот же Китай сделает то же по отношению к экспорту из нашей страны.

Здесь проблема скорее в другом. Дело в том, что деньги, которые есть в лифтовой отрасли, находятся не у производителей, а у монтажников. Сегодня монтажники «бегают» по ФКР и договариваются о контрактах на установку лифтов, а взяв контракт на 2 млн рублей, ищут того, кто бы его исполнил на заводах, изготовив продукцию за 1 млн. И обегав несколько предприятий, все-таки находят то, которое согласно исполнить заказ за такие очень небольшие деньги. А предприятиям приходится идти на невыгодные условия: им надо работать и заполнять мощности.

Данную систему надо менять. В этих целях мы в сотрудничестве с Евразийской лифтовой ассоциацией, Национальным лифтовым союзом и другими профсообществами прорабатываем инициативу о так называемом монодилерстве. Хотим с оглядкой на мировой опыт организовать бизнес аналогично тому, как он устроен в автопроме, когда у заводов имеются сертифицированные дилеры, которых только автопроизводитель и поддерживает. Если эту инициативу реализовать в лифтпроме, то монтажной компании, когда она будет выходить на тендер и оказываться в ситуации падения цены контракта на установку лифтов в МКД, придется эту скидку согласовывать с заводом.

Помогут ли эти меры?

Я уверен, что это может изменить нынешнюю ситуацию, когда заводы из-за отсутствия средств и низкого спроса не занимаются инновациями, а думают только о том, как бы еще удешевить свою продукцию. Им уже проще будет думать о том, как сделать лифт более качественным и удобным для людей.

Сегодня центр, где крутятся деньги за лифты, находится в руках монтажных компаний. Они в основном их аккумулируют. А мы хотим это изменить. И для нас совершенно очевидно, что надо в первую очередь поддерживать лифтостроительные заводы, на которых работают сотни людей, а не монтажные организации с численностью персонала в пять человек.

Мы хотим объединить в единое целое заводы, монтажников и обслуживающие лифты организации. Если реализовать такую инициативу, то, считаю, нам удастся систематизировать и оздоровить ситуацию в лифтовой отрасли.

Но я уверен, что мы нашу инициативу о монодилерстве если не в осеннюю, то в весеннюю сессию примем — как и другие законопроекты, о которых я говорил. Это окажет серьезную поддержку российскому лифтостроению.

Оценит ли тогда продукцию наших заводов рынок?

Жизнь покажет. Когда застройщик берет лифт, он его оценивает с точки зрения будущего потребителя. И дай бог, чтобы наши заводы делали хорошие лифты. На самом деле, многие наши производители за последние годы изменили качество своих лифтов в лучшую сторону и готовы предложить рынку конкурентоспособную продукцию. Но им надо помочь. Если принятые нами меры позволят заводам оставить у себя немного больше денег, то они смогут развиваться успешнее.

Сергей КОЛУНОВ, член Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ:

Screenshot_1.png

В российском лифтостроении уже есть оборудование, квалифицированные кадры и научно-технический потенциал. Сейчас просто необходимо систематизировать рынок, чтобы у производителей оставалось больше средств для развития»