Алексей Кисленко, представитель и технический специалист по ЮФО компании fischer, одного из лидеров в сфере инновационных крепежных решений, считает, что источником потенциальных аварий является и неправильный выбор крепежа лифтовых конструкций, которые подвергаются серьезным динамическим нагрузкам в процессе работы. Вот что эксперт рассказал в этой связи «Стройгазете».
По данным государственных органов, разных видов вертикального транспорта, помимо метрополитена, в стране более 500 тыс. Фонд изношен: средний срок эксплуатации составляет 32 года против нормативных 25 лет. В связи с этим каждый пятый (около 100 тыс.) лифт необходимо заменить, и сроки весьма жесткие — до 15 февраля 2025 года, согласно техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 011/2011).
Одна из пока неразрешимых проблем для обеспечения безопасности при замене оборудования в настоящий момент — образовавшийся разрыв между требованиями, предъявляемыми законодательством к поставщикам, и существующими подходами к монтажу и эксплуатации лифтов. Например, официальной гарантией безопасности вертикального транспорта предусмотрена сертификация, которая делается обычно на серию или партию, реже на уникальные изделия. И здесь действительно соблюдаются строгие требования, формализованные в регламентах Таможенного союза для соответствующих устройств.
Такой сертификат производитель или организация, занимающаяся поставкой, получает только при положительном заключении после довольно сложных испытаний. И за их достоверность (и юридические последствия ошибок) полностью ответственен проводящий проверку независимый аккредитованный орган, что делает процедуру понятной и прозрачной.
В процессе аккредитованная лаборатория, оснащенная современным высокоточным измерительным оборудованием, проводит анализ регламентируемых нормами параметров, их соответствия требованиям ТР ТС и только при положительном исходе (100% соответствии) компания получает обязательный для дальнейшей работы сертификат. При этом в случае производства серии или партии лифтов представители лаборатории выезжают на завод-изготовитель и контролируют все этапы работы, начиная от конструкторской документации и заканчивая контролем качества. И даже после такой всеобъемлющей проверки сертификат имеет ограниченный срок действия — пять лет.
Однако в том, что касается установки и эксплуатации, все далеко не так строго регламентировано. Современные лифты крайне сложная система, состоящая не только и не столько из кабины и механизмов подъема. Лифты связаны с разными способами организации шахт — как капитальным, так и металлокаркасным. Соответственно, монтаж каждой из таких разновидностей требует разных подходов и крепежа, а единых требований просто не существует.
Сегодня фактически не предъявляется нормативных требований к крепежу, который используется при монтаже. Поэтому есть соблазн «сэкономить на спичках», выбрать номинально соответствующие требованиям производителя элементы, не подходящие, к сложным условиям эксплуатации. Между тем специализированный крепеж, предназначенный для такой работы, должен отвечать конкретным характеристикам, которые регулярно обновляются, как это делается в рамках европейской технической оценки (ETA). Например, изменен в соответствии с новыми требованиями ETA классический анкерный болт FAZ II Plus, которому присвоена более высокая оценка несущей способности при растяжении и прочности материала по сравнению с предыдущим поколением.
Новая оценка ETA подтверждает пригодность версий анкера диаметра M16-M24 из оцинкованной и нержавеющей стали для динамических нагрузок, поскольку увеличена несущая способность при растяжении и использован более прочный материал. Это позволяет использовать меньшее количество точек крепления и анкеров для различных мест применений и проектов, что экономит время и затраты. При сроке службы FAZ II Plus в 120 лет и пригодности для категорий сейсмостойкости C1 и C2 выбор крепежа является оптимальным для инфраструктурных проектов и сооружений, рассчитанных на длительную эксплуатацию, в том числе — в сейсмоопасных регионах.
Важнейшая часть лифтовой системы — шахта — может быть разной, как капитальной, например — монолитно-бетонной или кирпичной, так и металлокаркасной. Причем последний вариант применяется все чаще и неспроста: такая конструкция позволяет организовать безопасное, долговечное и надежное функционирование лифта в сжатые сроки.
Анатолий Щерба, ведущий эксперт ГК LIFT-IMPORT, поясняет, что выбор всех конструктивных элементов происходит в зависимости от множества факторов — механических нагрузок от лифтовой установки, сопутствующих усилий, условий работы, климатических и эксплуатационных особенностей, массы предполагаемого каркаса и материалов ограждения шахты и многого другого. Всё это рассчитывается и закладывается в проект, но производитель таких элементов выбирается, как правило, исходя из бюджета, и этот процесс фактически не регламентирован. Осложняется ситуация недостаточным контролем со стороны надзорных органов: функции Ростехнадзора сейчас ограничены, а вопросы монтажа и обслуживания переданы СРО (саморегулируемые организации), которые далеко не всегда компетентны именно в данной сфере.
Фактически, после многократной трансформации контролирующих структур вертикальный транспорт оказался в «серой зоне»: сегодня его, за исключением метрополитена, официально не курирует ни одна официальная организация. Например, Ростехнадзор, который призван осуществлять надзорные функции, уже не один год делает это номинально. Согласно «Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов» для оформления техники и запуска её в эксплуатацию владелец обязан лишь уведомить структуру о запуске лифта. Затем уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней проверяет верность заполнения заявки и проводит контрольный осмотр лифта. При этом под уполномоченным органом понимается коммерческая организация (сейчас в реестре Ростехнадзора их больше полутора сотен).
Фактически государственного контроля над такими проверяющими на сегодняшний момент нет, тем более нет формализованных требований к монтажу, за исключением рекомендаций производителя. Не следит «государево око» и за качеством работы, и за добросовестностью подрядных организаций, главным критерием выбора которых часто является предложенная на тендерных торгах цена.
Алексей Захаров, первый вице-президент Национального лифтового союза, выступая 10 июля 2023 года на совещании в Минстрое России, отметил, что даже после выдачи сертификатов на оборудование встречается большое количество неконтролируемых нарушений: «Завозят не то, что сертифицировали, монтируют не то, что завезли. Никто не следит, идентичны ли параметры поставляемой продукции параметрам образца, на который выдан сертификат», - указал он.
При этом даже в процессе монтажа и обслуживания используются комплектующие, не предназначенные для работы в условиях высокой динамической нагрузки. Это ведет к преждевременному износу конструкций и — в пределе — к их разрушению, что чревато серьезными последствиями, особенно в жилых домах.