Егор ТЕПЛОВ-БАРЕЙША, руководитель компании «РуссВыставка» и Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС):
В начале 2024 года президент России Владимир Путин в рамках обращения к Федеральному собранию подчеркнул важность реализации новых проектов в сфере инфраструктурного и гражданского строительства. В настоящее время обновляются объекты железнодорожного комплекса, модернизируется аэродромная инфраструктура. Также планируется увеличить объемы строительства жилья, объектов инженерной, социальной инфраструктур.
Сразу несколько сегментов отечественной экономики уже начинают адаптироваться к происходящим изменениям и подстраиваться под поставленные задачи. В их числе — сектор производства спецтехники.
Импортозамещение или китаизация?
В 2023 году отечественный рынок дорожно-строительной и специальной техники (ДСТ) вырос почти на 30%, с конвейеров сошло более 50 тыс. единиц оборудования — такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
Темп поддерживается и в 2024-м — в его I квартале российские предприятия выпустили спецтехники общей стоимостью 20 млрд рублей, и это на 1,4% больше, чем по итогам аналогичного периода прошлого года, согласно данным портала «Росспецмаш-Стат». В частности, за первые три месяца 2024 года показатели отгрузки экскаваторов-погрузчиков выросли в 3,2 раза, кранов-трубоукладчиков — на 23%, бульдозеров — на 13%, катков — на 20%. Объемы отгрузки кранов-манипуляторов, которые широко используются в строительстве объектов инфраструктуры, выросли на 3%.
Впрочем, по некоторым позициям отмечено и сокращение объемов отгрузки. Так, автогрейдеров было произведено на 1,4% меньше, чем в I квартале 2023 года, погрузчиков — на 6%, а экскаваторов — на 71%. Пока это удается компенсировать за счет импорта.
Российская отрасль производства спецтехники в последние годы сталкивается с целым рядом достаточно серьезных вызовов. В их числе — импорт, который стал весьма агрессивным, повышение ставок по лизингу и по коммерческим кредитам. Кроме того, увеличиваются издержки производства, есть недостаток в ключевых компонентах — в России их только начинают изготавливать, и о полной компенсации существующего дефицита пока говорить не приходится.
Сразу в нескольких основных сегментах отрасли импорт сегодня доминирует. Так, на внутреннем рынке дорожных катков, экскаваторов, телескопических и фронтальных погрузчиков доля российских предприятий варьируется от 3 до 10%.
По перечисленным позициям безоговорочно лидирует продукция, поставляемая из Китая. Ее конкурентное преимущество — низкая стоимость, которая обусловлена масштабным производством и наличием поддержки экспорта со стороны государства. Переход на спецтехнику китайских брендов в 2023 году стал массовым, и он продолжается — оборудование занимает нишу западных марок, покинувших российский рынок. В настоящее время в отечественном автопарке доля техники китайского производства составляет 40%.
Среди актуальных для российского рынка спецтехники проблем — дефицит кадров, который становится острым. На это обратили внимание в 2023 году, когда отрасль столкнулась с нехваткой квалифицированных операторов автогрейдеров, машинистов автокранов, операторов экскаваторов с удлиненным рабочим оборудованием. Острым остается дефицит слесарей по ремонту спецтехники, механиков.
Обслуживание уже эксплуатируемой спецтехники дорожает, и это еще один серьезный вызов для российской экономики. В среднем соответствующие работы выросли в цене почти на 30% за год.
Перспективы производства
Российский рынок дорожно-строительной техники нацелен на рост. Положительная динамика есть, и она фиксируется во многом благодаря увеличению объемов строительства в России, реализации масштабных инфраструктурных проектов. Свою роль играет и улучшение ситуации в добывающих отраслях, в металлургии. В результате перестройки логистических процессов был перезапущен ряд отечественных производств. Так что прогнозы вполне благоприятные — как минимум рынок сохранит показатели 2023 года или они сократятся, но несущественно.
Динамику рынка во многом будет определять размер ключевой ставки. Если Банк России сохранит ее на текущем уровне в 16%, то конечная стоимость лизинга спецтехники составит от 35 до 42% от ее стоимости. Для многих подрядных организаций это неприемлемо.
Объем импорта в 2024 году будет сокращаться. Этот прогноз обусловлен тем, что китайские бренды будут вынуждены повышать уровень своих сервисных возможностей, поставки запчастей, предлагать более выгодные условия по сделкам с целью сохранения конкуренции на рынке. Положительный прогноз на текущий год обуславливается также и ростом объема импортозамещения в перспективе. В прошлом году производство спецтехники увеличилось на 19%, продажи выросли на 15%.
Так или иначе, но отечественным предприятиям придется налаживать производство тех машин, которые раньше в России не выпускались, и этот процесс уже начался. К примеру, на отечественных заводах раньше изготавливались исключительно колесные асфальтоукладчики, однако позднее инженеры разработали гусеничную модель «Десна».
«Заточены» под инфраструктуру
Современная спецтехника высокотехнологична. Она оборудована системами GPS-навигации, автоматического управления и контроля. В комплексе это дает высокую точность и качество выполняемых работ.
Кроме того, спецтехника обеспечивает и безопасность на объектах строительства. Пример — краны с автоматическими системами стабилизации, которые предотвращают аварийные ситуации и защищают работников на площадке.
Спецтехника современного образца легко адаптируется к различным условиям, в которых ведется строительство объектов инфраструктуры. Для России, с учетом обширной географии, это преимущество особенно актуально. Так, в гористой местности используются специальные экскаваторы с поворотными кабинами — они улучшают видимость и маневренность.
Строительство объектов инфраструктуры в ряде регионов России ведется на месте ветхих объектов, которые предварительно демонтируют. Для этих целей тоже используется соответствующая спецтехника — роботизированная. Такие модели оборудования приходят на смену демонтажной технике и широко применяются в населенных пунктах с большой плотностью застройки, где снос зданий может быть опасным или довольно сложным.
Приходится также пересаживать деревья, и до недавнего времени эти задачи решались исключительно за счет ручного труда, привлечения рабочей силы. Однако и это было эффективно не всегда — к примеру, сложности возникали при необходимости пересаживать взрослые крупногабаритные деревья. Выход был найден — теперь для этих целей используется техника, разработанная специально для пересадки. Она активно эксплуатируется в странах Северной Америки и Европы, и постепенно на ее использование переходят и в России. Правда, в нашей стране она пока представлена малогабаритными моделями и в небольшом количестве.
Все современные модели спецтехники можно будет увидеть на отраслевой международной выставке-форуме форум Eurasian Construction Technology, которая пройдет с 4 по 6 сентября 2024 года в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум». На площади более 20 тыс. кв. м, на открытом пространстве и в павильонах, будут представлены и продемонстрированы в деле дорожно-строительная, грузовая, складская и коммунальная, лесозаготовительная техника, краны, горно-шахтное оборудование, машины для открытых горных работ, прокладки трубопроводов и жилищного строительства. Для удобства осмотра экспозиция будет поделена на 15 тематических зон.
Свою продукцию на выставке представят как российские, так и зарубежные компании — «НАК Машинери», «Иностройтехком», ГК «Гросс», «Большегруз Сервис» и другие. Предусмотрена и обширная деловая программа, в рамках которой в первую очередь будут обсуждаться вопросы реализации крупнейших инфраструктурных проектов в стране.
Номер публикации: №26 12.07.2024